НОД "Путешествие в Африку"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Петрова Людмила Евгеньевна

конспект занятия со здоровьесберегающими технологиями в логопедической группе с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afrika_konspekt.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Моркинский детский сад №7»

Согласовано                                                                           Утверждаю:

со старшим воспитателем:                                                    Заведующий МДОУ

_____ Филиппова А.Ю.                                                      «Моркинский д\с №7»

                                                                                                _______Иванова С.В.

  «Путешествие в Африку».

Конспект

НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.

Выполнила:

Учитель-логопед

Петрова Л.Е.

Морки

2017

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Поэтому возникла необходимость применения новых здоровьесберегающих технологий.

 Предлагаемое занятие построено в сюжетной форме. Использование данных технологий повышает интерес у детей при изучении новых тем и помогает закреплять пройденный материал.

Программное содержание.

ЦЕЛЬ: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран».

Коррекционно-образовательные задачи:

 -Формировать умение согласовывать существительные с числительными.

-Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных.

-Закрепить умение употреблять в речи предлоги  между, под, над.

-Развивать  навыки анализа  слогового  состава слова.

- Закреплять умение подбирать к словам антонимы.

- Совершенствовать навыки словообразования.

-Закрепление умения образовывать сложные слова путем сложения основ.

-Совершенствовать грамматический строй речи в употреблении существительных с суффиксами –онок-, -енок-,-иц-, -их-,-ат-, -ят-.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развивать логическое мышление, общие речевые навыки, память;

- Развивать мелкую и общую моторику; координацию речи с движением;

-Развивать плавный  длительный выдох.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Воспитывать бережное отношение к животным;

- Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища;

Оборудование:

Магнитофон, диск с музыкальным сопровождением, фотоаппарат, мяч резиновый, массажные шарики и «су-джок» кольца – 6 штук, книга без иллюстраций, «занавешенная» нарезанными полосками картинка льва, домик с 6 окошками, игрушечные животные (тигры, слоны, верблюд, зебры,носороги, крокодилы, львы, жирафы, бегемоты  ),  карточки-картинки : носорог, зебра, верблюд, крокодил, тигр,лев.; пальмы, паук,мягкие  игрушки животных жарких стран, глобус, 2 мольберта, картинки  «Семьи тигров, львов, слонов, верблюдов, бегемотов.;  2 указки, фотографии животных.

Предварительная работа:

Чтение сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит», чтение рассказовЛ.Толстого «Слон»; Б.Житкова «Про слона»; Е.Чарушина «Носорог»; «Бегемот»; «Лев»; О.Онисимова «Сказки про львенка»; разучивание  игры по логоритмике «Мартышки» и  пальчиковой гимнастики «Зоопарк»; беседа о животных жарких стран; рассматривание иллюстраций 

Ход занятия:

Организационный момент

(Дети встают полукругом, лицом к гостям)

Логопед:

-Ребята посмотрите сегодня у нас много гостей, что нужно сделать?

Правильно, поздороваться.

- А теперь встаньте в круг.

Введение в тему

-  Ребята, чтобы узнать, о чем сегодня мы будем говорить, вам нужно отгадать загадки:

– Вот так шея!

Выше шкафа

 Упятнистого… (Жираф)

– В реках Африки живет злой зеленой пароход.

Кто б навстречу не поплыл, всех проглотит… (Крокодил)

Царь зверей- большая кошка
Прорычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный.. ..лев.

 На носу большущий рог,

Носит каждый (Носорог)

 Очень вкусные бананы

На обед у (обезьяны)

По лужайке целый час,
Бегает игриво.
Полосатенький матрац,
С хвостиком и гривой.(Зебра)

У кого большой животик?

 Это толстый ………(бегемотик)

Логопед: -Где живут эти животные?

Дети: - В жарких странах.

Логопед: - Почему эти страны называют жаркими?

Дети: -Потому что  там всегда жарко и никогда не выпадает снег.

Логопед:  Сегодня я к вам пришла с книгой о животных, живущих в жарких странах. Хочу вам подарить её, чтоб вы посмотрели её и узнали все о животных, которые живут в жарких странах (даёт детям книгу, дети смотрят её, а в ней нет страниц).

- Чего не хватает в этой книге?

Дети: -Иллюстраций, фотографий, картинок.

Логопед: - Да, а где же мы возьмем фотографии?

- Я предлагаю самим сделать фотографии. Но для этого нам нужно отправиться в Африку. Вы хотите поехать в путешествие?

- Вот фотоаппарат. Кто будет фотографировать?

- А поможет нам в этом волшебный глобус. Закрывайте глаза. Скажем все вместе волшебные слова:

«Волшебный глобус я кручу,

  Попасть я в Африку хочу.»

-Открывайте глаза.

(Включается шумовой фон «Джунгли» №1)

Основная часть

- Вот мы и на месте. Посмотрите сколько здесь животных.

( дети смотрят по сторонам)

-Ребята, давайте постараемся изобразить этих животных. Сначала выслушайте меня, а потом повторите за мной.

(дети стоят в кругу)

Физкультминутка «Чудесное превращение»

Дилы - дилы – дилы – появились крокодилы.

(Дети изображают дремлющего крокодила) .

Моты – моты – моты – появились бегемоты.

(Дети показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты) .

Афы – афы – афы – жуют листики жирафы.

(Дети тянутся вверх, изображают жирафов) .

Ны – ны-ны – водой брызгают слоны.

(Надувают щёки, как бы набирая воду, затем, брызгают,

Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны.

(Дети изображают скачущих обезьян) .

- Смотрите, вдалеке идет  стадо слонов.

- Слоны идут на водопой. Давайте спрячемся в травке, чтобы не вспугнуть их, и посмотрим на них. (дети присаживаются на корточки и фотографирует слонов).

- Сколько всего идет слонов?

Дети. Всего идут пять слонов.

- Как вы это узнали?

Дети. Сосчитали.

- Посчитайте слонов вслух.

Дети. Один слон, два слона… пять слонов.

(Спросить 2 детей)

- Не будем им мешать и отправимся дальше.

Логопед: -Ребята, в какой стране мы сейчас находимся?

Дети: - В Африке.

Логопед:- А мы с вами живём в жаркой стране? (нет).

- Где мы можем увидеть животных жарких стран? (в зоопарке).
- Вот сейчас мы поиграем с пальчиками в зоопарк. 

( дети берут массажные шарики)

Мы шагаем в зоопарк, побывать там каждый рад!
(катаем массажный шарик  двумя руками) 

(дети кладут шарик на поднос и берут  колечко су-джок)
Там пони, зебры, крокодилы, попугаи и гориллы
(«надеваем» колечко из су-джок на каждый палец правой руки поочерёдно),
Там жирафы и слоны, обезьяны, тигры, львы
(«надеваем» колечко из су-джок на каждый палец левой руки поочерёдно).

- А теперь поиграем в игру.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Лев, тигр, морж, зебра.

Носорог, бегемот, тигр, тюлень.

Жираф, белый медведь, верблюд, лев.

Слон, обезьяна, пингвин, крокодил.

(Включается шумовой эффект №3)

Дыхательная гимнастика. «Ветерок»

-Ой, слышите, кто-то шуршит. ( слышится звук на диске). Посмотрите, кто-то спрятался в этих кустах.

- Попробуйте узнать животное, давайте подуем

. (дети дуют на бумажные полоски и в момент их движения смотрят, кто изображен на картинке)

-Кого увидели?

-Какие части тела льва вы увидели?

Дети:

- Я увидел львиную голову.

 Я увидел львиную гриву.

 Я увидел львиные лапы.

Я увидел львиный хвост.

 Я увидел львиные когти.

 Я увидел львиные зубы, клыки.

-Правильно, там спрятался лев.  Фотографируйте его быстрее, пока он опять не спрятался.

- Д/и «Расселите животных по этажам»

Логопед:

А сейчас к доске идите,

На животных посмотрите.

Всем животным помогите,

В домик их вы расселите!

(дети подходят к столу с картинками животных)

(дом с тремя этажами, окошки в два ряда, 6 картинок животных:2 слова с одним слогом, 2 слова с двумя слогами, 2 слова с тремя слогами.тигр, слон; зебра, верблюд; носорог, крокодил).

-Ребята, сколько в этом доме этажей? Посчитайте.

1 ребенок: - Первый этаж, второй этаж, третий этаж. Всего три этажа.

Логопед: - А сколько в доме окон?

2 ребенок: - Одно окно, два окна, три окна, четыре окна, пять окон, шесть окон. Всего шесть окон.

Логопед:- Молодцы.

- Переверните  картинки, посмотрите кто там?

Дети: -Животные жарких стран.

Логопед: - Слушайте задание: на первый этаж поселите животных в слове которых один слог, на второй – в слове которых два слога, на третий – три слога.

- Как будете делить слово на слоги? (ребенок отхлопывает слово)

Дети:

- Слон будет жить на первом этаже, потому что в слове слон  один слог и т. д.

-Молодцы!

- Д/и « Кто где живет?»

Логопед:- Егор, скажи кто живет…

-на первом этаже справа

- на втором этаже слева

- между тигром и верблюдом

- над носорогом

- под крокодилом

- на третьем этаже справа

Зрительная гимнастика.

( дети встают в ряд)

Логопед: - Ребята, отгадайте загадку.

Много ног и много рук.

Кружева плетет... (паук).

- В жарких странах водятся огромные пауки. И у меня есть дружок-паучок, который не любит сидеть на одном месте, давайте последим на ним глазами.

- Следующая загадка.

В джунглях качели – это лианы,

Любят качаться на них….(обезьяны).

Логопед:- А еще обезьяны любят шалить и корчить рожицы.

(дети встают в круг, включается   логоритмика  №2)

Игра «Мартышки»

Мы  веселые мартышки

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем.

Все ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Языки покажем.

Оттопырим ушки,

Хвостики - вертушки,

Пальчик поднесем ко рту,

Дружно прыгнем к потолку.

Шире рот откроем

И гримасы строим!

Логопед:

Как скажу я слово «три!»,        

Все с гримасами замри!

Раз! Два! Три! Замри!

Движения выполняются в соответствии с текстом

Дидактическая игра «Назови семью»

Логопед: - Ребята, посмотрите,  кого вы здесь видите?

Дети:- Семью тигров.

Логопед: -Дети, назовите всю семью тигра….

Папа-тигр, мама-тигрица, детеныш –тигренок (детеныши –тигрята)

Папа — лев, мама — львица, детеныш — львенок (детеныши — львята)

Папа-слон, мама-слониха, детеныш –слоненок (детеныши – слонята)

Папа –верблюд, мама- верблюдица, детеныш- верблюжонок (детеныши- верблюжата)

Папа- бегемот , мама-бегемотиха, детеныш – бегемотик (детеныши- бегомотики)

Логопед:-А теперь поиграем с мячом.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Логопед: Будем  подбирать слова-«наоборот». Я начинаю предложение и бросаю мяч вам. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение.

 У жирафа длинная шея, а у бегемота…

1-й ребёнок. …короткая

Логопед. У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…

2-й ребёнок. …толстый

Логопед: У слона большие уши, а у зебры…

3-й  ребёнок. … маленькие

Логопед. У бегемота широкая спина, а у зебры…

4-й ребёнок. …узкая

У носорога кожа темная, а у льва…

5-й ребенок… светлая

Игра с мячом «Сложные слова».

Логопед: А теперь поиграемЯ бросаю вам мяч и говорю, из каких слов вы должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «какой». Если у жирафа длинная шея, он какой?

1-й ребёнок: Жираф длинношеий.

Логопед: Если у жирафа длинные ноги, он какой?

2-й ребёнок: жираф длинноногий

Логопед: Если у слона большие уши, он какой?

3-й ребёнок: большеухий

Логопед: Если у обезьяны  длинная шерсть, она какая?

4-ребёнок: она длинношерстная

Логопед: Если у льва длинная грива, то он какой?

5-й ребёнок: он длинногривый

Логопед: Если у тигра короткая шерсть, то он какой?

6-й ребёнок: тигр короткошерстый.

(логопед убирает мяч)

Итог.

Логопед:- Нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и произнесем вместе волшебные слова:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть домой скорей хочу.

( включается волшебная музыка №4)

Дети открывают глаза.

- Ребята, давайте отдадим  свои фотоаппараты Татьяне Вениаминовне, чтобы сделать фотографии.

- А сами поиграем.

Упражнение «Полосатые лошадки»
М. Гоголева «Логоритмика в детском саду»
Полосатые лошадки,                                                       Пощелкивание языком

африканские лошадки!                                                   Пощелкивание пальцами
Хорошо играть вам в прятки на лугу среди травы!     Волнообразные движения руками
Разрисованы лошадки                                                    Поглаживание ребром ладони

                                                                                          вправо-влево ,начиная с ног и

                                                                                          заканчивая головой.

от копыт, до головы.

Заключение

Воспитатель приносит фотографии, отдает логопеду.

- Посмотрите, какие замечательные фотографии получились, давайте вложим в нашу книгу со стихами.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие. Тогда расскажите что вам понравилось больше всего?

Литература

1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов пед.институтов.-СПб., Петербург XXI век,1998.

2.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки. –СПб., 2005.

3.Игры в логопедической работе с детьми./Под ред. В.И.Селиверстова.-М.,Просвещение,1989.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы по физической культуре «А в Африке, а в Африке…» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» «Здоровье»

Данное занятие разработано с учетом здоровьесберегающих технологий Ю. Базарного , В.Т. Кудрявцева  и было представлено в рамках недели здоровья для открытого просмотра , воспитателям,педагогам по...

Конспект интегрированного занятия по теме «Африка и животные Африки» для подготовительной группы

Конспект интегрированного занятия по теме "Африка и животные Африки"Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №73» Пичугина Наталья С...

Картотека загадок "кто в Африке живет? что в Африке растет?"

В картотеке собраны загадки по теме Африка...

"Путешествие в Африку с Доктором Айболитом" сценарий развлечения к тематической недели "Здравствуй Африка!"

спортивное развлечение для дошкольников по мотивам произведения К. Чуковского "Доктор Айболит"...

Африка, здравствуй, Африка!

Презентация состоит из 11 слайдов и знакомит с представителями животного и растительного мира Африки, пустыней Сахара и рекой Нил. Изображение воздушного шара на слайдах и звуки, издаваемые животными,...

Непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре в средней группе на тему «Ну и Африка! Вот так Африка!»

Занятие по физической культуре в средней группе с использованием мультимедиа. Тема "Африка", "Животные Африки"....