Конспект НОД по развитию речи "Мамины помощники", средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гаврикова Наталия Леонидовна

Конспект НОД по развитию речи для средней группы. Основная цель игрового занятия - формировать у детей необходимость заботы о мамах, помощи мамам по дому. Игровое занятие построено вокруг  процесса сборов ребенка вместе с куклой Катей для похода в магазин по маминому поручению. Конспект содержит такие задания, как "Отгадай загадку", "Продолжи фразу правильно", "Согласуй с числительным",  пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, физкультминутку, логоритмическое упражнение и другие. Поднимаются такие сложные вопросы, как употребление слов "одеть, надеть, обуть", употребление приставок "въехала, съехала, объехала, переехала..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст НОД24.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

СРЕДНЯЯ ГРУППА № 6 «НЕПОСЕДЫ»

Мамины помощники

Подготовила воспитатель: Николаева Н.Л.

Цель — формирование у детей необходимости заботы о мамах, помощи маме по дому.

Задачи:

        Обучающие:

  • Формировать умение находить нужное слово по смыслу высказывания, продолжить учить правильно употреблять глаголы в неопределенной форме;
  • Показать правильное употребление трудных форм приставочных глаголов «одеть», «надеть» и «обуть»;
  • Повторить согласование существительных с числительными 1,2,5
  • Продолжать учить отвечать четко на вопросы;

        Развивающие:

        - Развивать мелкую моторику пальцев и крупную моторику;

        Воспитательные:

  • Воспитывать  привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Побуждать желание помогать маме в ее работе по дому, радовать её хорошими поступками и добрыми делами;
  • Формировать позитивные установки к различным видам труда;

Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная;  чтение (восприятие) художественной литературы; двигательная.

Формы организации детских видов деятельности: игровая ситуация; рассказывание, обсуждение, беседа, речевая проблемная ситуация, отгадывание загадки, речевой тренинг; физкультминутка.

Материалы и оборудование: кукла, картина «Одежда», картина «Дорога до магазина», по 5 пластиковых груш, яблок, апельсинов, бананов.

Предварительная работа:

        Беседа из личного опыта детей «Кто дома убирается? Что делает? Как можно помочь маме? Какие у вас есть обязанности по дому?»

        Д/и «Мамины помощники»

        Подготовка картины «Одежда» и «Дорога до магазина»

ХОД НОД:

        Дети сидят на стульчиках полукругом. Напротив — воспитатель.

        Тук-тук-тук!!!

        Дети  - Кто там?

        Кукла - Это я, кукла Аня. Здравствуйте, ребята.

        Дети - Здравствуйте!!!

        В.: Здравствуй, кукла Аня. Какое интересное задание ты сегодня для нас приготовила?

        Кукла — Скоро узнаете. Но позвольте сначала загадать загадку ребятам.

Целует, обнимает,

К сердцу прижимает.

Одежду покупает,

Готовит и стирает.

Все она умеет,

Всех она жалеет.

Угадайте-ка, друзья.

Кто же это …? (Мамочка)

         Кукла — Правильно, ребята. Конечно, это мамочка. Мамочка — так ласково мы называем маму. А как мы называем ласково папу (дочь, сына, брата, сестру)? (Ответы детей).

Кукла — И снова верные ответы. Молодцы.

          Сегодня мама попросила меня сходить в магазин за фруктами.  Я люблю помогать маме и всегда стараюсь выполнять ее просьбы.

       В.: Ты очень хорошо поступаешь, кукла Аня. Ведь дети всегда должны помогать старшим. Давайте подумаем вместе, чем вы, ребята, можете помочь маме? Что вы умеете делать? Я начну фразу, а вы продолжите — добавите нужное слово.

        Я умею постель (застилать)

        Я умею пол (подметать)

        Я умею белье (гладить)

        Я умею посуду (мыть)

        Я умею цветы (поливать)

        Я помогаю стол (накрывать)

        Я помогаю тарелки (расставлять)

        Я помогаю вилки (раскладывать)

        Я помогаю крошки со стола (сметать)

        Я помогаю комнату (убирать)

        Кукла — Я еще умею и носочки свои стирать.

        В.: Какая кукла у нас умница, сейчас и вас, ребята, я тоже научу стирать ваши носочки. Это не сложно. Приготовьте свои кулачки.

Буду маме помогать,

(Трем кулачки друг о друга.)

Буду сам белье стирать:

Мылом мою я носки,

(Провести кулачком по ладошке.)

Крепко трутся кулачки,

(Трем кулачками друг о друга.)

Сполосну носки я ловко

(Двигаем кистями вправо и влево.)

И повешу на веревку.

(Поднять руки вверх. Кисти согнуть.)

        В.: Кукла Аня, скажи, пожалуйста, какие фрукты тебе надо купить в магазине?

        Кукла - Мама сказала, что мне нужно купить:

        Зеленый яблоко.

        Рыжая апельсин.

        Желтое банан.

        Вкусный груша.

        В.: Ребята, все кукла Аня правильно произнесла? Может быть, где-то в разговоре вы услышали ошибки. Давайте их исправим. (Исправление ошибок с детьми)

        В.: Теперь, чтобы дойти до магазина с фруктами, нам всем необходимо одеться. Посмотрите на картинку и скажите, что нам необходимо надеть?

 (Надо надеть шапку, шарф, куртку, перчатки). Что нам надо обуть? (Надо обуть сапоги). Правильно. Теперь разомнемся - на прогулку соберемся. Встаем рядом со своими стульчиками.

Надя куклу одевала,

На прогулку собирала:

Красные сапожки

Обула ей на ножки.

Куртку кукле одевала,

Шарфом шею повязала.

Шапка и перчатки —

Все теперь в порядке.

Мы готовы — поглядите.

Нас на улицу ведите.

        В.: Теперь (Имя ребенка) скажи мне, что ты надел? Говори так: «Я надел шапку. Я (надела шарф). Я  (надела перчатки) Я (обула сапоги)». (Опрос 3-4 детей)

        Молодцы, ребята, быстро оделись. А сейчас давайте с нашей одежды сдуем пылинки. (Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза).

        В.: Теперь мы готовы ехать в магазин. Давайте подойдем к карте. Наш маршрут путешествия обозначен на рисунке. Мы с вами будем аккуратно вести указательным пальцем по дороге так, как должна ехать машина. Будьте внимательными водителями — машину нужно провести точно по ее маршруту.

Смотрим на картинку и запоминаем:

  • Машина ехала, ехала, ехала, до горы доехала; в гору въехала, с горы съехала, дальше поехала. Яму объехала, до речки доехала; по мосту проехала, рельсы переехала и в магазин приехала.
  • А сейчас вы, ребята, расскажите, какой у машины был маршрут.

(Ответы 2-3 детей)

 В.: Теперь, поехали!

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль

«Дворники» счищают капли,

Влево, вправо «Чистота!»

Волосы ерошит ветер,

Мы - шоферы хоть куда!

Би – би – би – гудит машина.

Тук – тук – тук - мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем – он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу

Шу-шу-шу – они шуршат.

Быстро крутятся колеса

Та-та-та – вперед спешат.         

        В.: Вот мы и в магазине. Сколько каких фруктов тебя попросила купить мама?

        Кукла — мама попросила купить по 5 яблок, груш, апельсинов и бананов.

        В.: Ребята, давайте сосчитаем фрукты в витрине. Считать будем так: Одно яблоко. Два яблока. Пять яблок. (Дети считают по очереди пластм. фрукты на столе):   Одна груша. Две груши. Пять груш. (Апельсины, бананы)

        В.: Кукла Аня, ребята помогли тебе выполнить мамину просьбу? (Ответ).

        Ребята, а как мы помогли сегодня кукле Ане? Что мы сегодня с ней делали? (Ответы детей)

        Спасибо тебе, кукла Аня, что приходишь к нам в гости. А теперь ребятам пора возвращаться в детский садик. До свидания, кукла Аня.

        Кукла — До свидания!!! Спасибо за помощь!

        В.: А мы с вами ребята, поедем обратно в детский сад. (Идем под музыку припева  «Бибика»)

Литература:

  1. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет: - Спб.; М.: Речь, 2017;
  2. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. - Спб.: Издательство «Корона.Век», 2017
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/29/palchikovaya-gimnastika — пальчиковая гимнастика
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-sovmestnoi-dejatelnosti-vospitatelja-i-detei.html — логоритмическое упражнение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект упражнений ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (средняя группа) по теме: " Зимние забавы" конспект совместной деятельности в средней группе

Уточнение знаний о весёлых зимних  играх - забавах, зимних  природных  явлениях , используя  упражнения для  развития  мелкой   моторики  пальцев рук...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....