Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «В капле дождя отражается осень» ( технология ТРИЗ РТВ)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

  • Учить  детей  системному  анализу  в  рассуждениях ,поиске  истины в   игре «Да и Нет»
  • Обучение  способу  мышления по  системному  оператору  «Волшебный  экран»
  • Познакомить  детей  с  противоречивостью  явлений через  понятие «Хорошо-плохо»
  • Упражнять  детей  в  отождествлении  себя  с выбранным  образом,  используя  прием «Аналогии»
  • Развивать  воображение, направляя  фантазию  ребенка  на  создание  рисунка « В  капле  дождя  отражается  осень».
  • Учить  передавать  в  танце  свое  эмоциональное  настроение «Танец  листьев»
  • Обогащение лексики (словарного   состава  языка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_kaple_dozhdya_otrazhaetsya_osen.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно–образовательной

 деятельности   по  развитию  речи

для детей  старшего  возраста  по  теме:

«В  капле  дождя  отражается  осень»

( технология  ТРИЗ РТВ)

                                                                                         

Программные  задачи:

  • Учить  детей  системному  анализу  в  рассуждениях ,поиске  истины в   игре «Да и Нет»
  • Обучение  способу  мышления по  системному  оператору  «Волшебный  экран»
  • Познакомить  детей  с  противоречивостью  явлений через  понятие «Хорошо-плохо»
  • Упражнять  детей  в  отождествлении  себя  с выбранным  образом,  используя  прием «Аналогии»
  • Развивать  воображение, направляя  фантазию  ребенка  на  создание  рисунка « В  капле  дождя  отражается  осень».
  • Учить  передавать  в  танце  свое  эмоциональное  настроение «Танец  листьев»
  • Обогащение лексики (словарного   состава  языка)

Материал: 

Мольберт, мел, фломастеры, бумага,  аудиозаписи, ветки  клена

1.Введение  в  тему:

  • . Спрашиваю  у  детей  о  настроении,  демонстрируя  картинки :

-У  кого  настроение  вот  такое? (солнышко)

-У  кого  настроение  похоже  на  эту  картинку? (солнышко  на  половину  закрыто  тучкой)?

-У  кого  настроение  вот  такое (туча, идет  дождь)?

Если   у  кого-то  настроение  плохое,  используем  игру «Я  дарю  тебе  слово»!

Таня,  мы  хотим  тебя  развеселить.  Мы  дарим  тебе  слово «Расческа», все  другие  слова  ты  забыла. О  чем  бы  я  тебя  не  спросила, ты  отвечаешь  только  этим  словом. Согласна?

- -Ты сегодня  чем умывалась (расческой)

  -Что  кушала?( расческу)

-На  чем  ехала  в  д/сад? (на  расческе) и  т.д.

2. Непосредственная  деятельность:

  • Игра «Да  и  Нет»

-О  чем  мы  будем  сегодня  говорить,  станет  известно  ,если  вы  отгадаете,  что  я  загадала.  Задавайте  вопросы.

  • «Волшебный  экран»

-Вы  правильно  отгадали. Я  загадала  слово  ОСЕНЬ.  Представьте  себе,  что  встретился  нам  инопланетянин   и  говорит:  «  Не  понимаю,  что означает  система  осень». Как  будем  объяснять?   Давайте  включим  «Волшебный  экран»

 -Что  такое  осень? (время  года)

-Осень,  она  какая? (золотая, листопадная, шуршащая, ранняя, поздняя, грустная, мокрая, ненастная, праздничная, разноцветная, грязная, слякотная, пасмурная, промозглая, серая, светлая, теплая, холодная, ветреная, туманная,  дождливая,  сухая   и  т.д.)

  • Какие  приметы  у  осени? (Листопад, отлет  птиц, уборка  урожая, подготовка  животных  к  зиме, грибы, дожди)
  • А  теперь  все, что  мы  знаем  об  осени, давайте  приведем  в  систему, разложим  по  полочкам:
  • Какой  у  осени  может  быть характер? (веселая, тоскливая, озорная, злая, задумчивая, романтическая)
  • Какого  цвета  может  быть  осень? (разноцветная, золотая, зеленая, светлокоричневая, желтая, ярко-красная…)
  • Есть  ли  у  осени  запах? (пахнет  листвой, дымком, грибами, дождем).
  • Можно  ли  осень  услышать? (шорох  листьев, шум  дождя, крик  улетающих  птиц, шум  ветра…)
  • Что  изменилось  в  жизни  растений  осенью? (деревья  сбрасывают  листья, созрели  овощи  и  фрукты, засыхает  трава, вянут  цветы, покраснели  рябины)
  • Что  изменилось  в  жизни  животных? ( медведь  и  ежик  готовятся  к  зимней  спячке; белка  и  заяц  поменяли  цвет  шубок, у  зайчихи  появились  зайчата,  …)
  • Что  изменилось  в  жизни  людей? ( убирают  урожай, поменяли  одежду,  грустят  и  сочиняют  музыку  и  песни…)
  • Как  проявляет  себя  неживая  природа? ( похолодание, ветер, дожди, туман, изморось, грязь, слякоть, ненастье, листопад…)

-Чем  запомнится  осень?

Людям красоту, вдохновение, одежду  демонстрируют  новую, малышей   зовет  учиться  в  школы, дарит  урожай…

Птица -  путешествие  в  дальние  страны

Зверям  - теплые  шубки, запасы  на  зиму, отпуск ,отдых

  • Физминутка 

Вы  наверное устали?

Ну  тогда  все  дружно  встали,

Ножками  потопали,

Ручками  похлопали,

Наклонились, распрямились,

И  на  месте  покружились.

Глазки  крепко  закрываем,

Вместе  до  пяти  считаем.

Открываем, поморгаем  

И  работать  продолжаем!

  • Игра «Хорошо-плохо»

                                  - Пролетал  однажды  над  парком  ветер. Видит,  много  гуляет  в  парке  людей. Решил  ветер  пошутить. Взял  и  все  деревья  сделал  золотыми и  листья    на  земле тоже  золотые.

                            -Как  вы  думаете  это  хорошо? А  что  хорошего? (можно  богатым  стать,  сделать  золотые  украшения,  подарить  другим  золото  …)

                            -А  что  плохого  в  том, что  деревья  стали  золотыми? (не  чистят  воздух,  нет  прохлады, не  цветут, птицам  и  животным  плохо…)

ИКР: Золото  пусть  будет  только  в  магазинах, как  украшения.

  • Игра –диагностика : «Кем  бы  ты  хотел  стать  в осени?»

                      -А  сейчас  у  вас  есть  возможность  стать  волшебниками. Вы  можете  оказаться  в  царстве  Осени. И  стать  любым  объектом   этого  царства.  Вы  сможете  рассказать  от  имени  этого  объекта :

-Кто  вы? (или  что  вы?)

-Какой  вы?

-Что  любите  делать?

-О  чем  мечтаете?

                                             (рассказы  детей)

  • Физминутка  (массаж)

Дождик бегает  по  крыше (бум-бум-бум)

По  веселой  звонкой  крыше  (бум-бум-бум)

Дома, дома, посидите!  (бум-бум-бум)

Никуда  не  выходите  (бум-бум-бум)

Почитайте,  поиграйте  (бум-бум-бум)

А когда   уйду - гуляйте!  (бум-бум-бум)

  • Сказка  о  тучке:

        У  вас  были  очень  интересные  рассказы. Мне  тоже  хочется рассказать  вам  свой.  

- Здравствуйте!  Я  маленькая  и   пушистая  тучка. Я  живу  высоко  в  небе. У  меня  есть  замечательный  друг-ветерок. Вместе  с  ним  мы  часто  играем  и  летаем  над  землей, потому  что  я  очень  любознательная, мне  хочется  все  увидеть. Есть  у  меня, правда,  одна  особенность. Если  я  увижу  что-нибудь  грустное - я   темнею   и  плачу,  и  тогда  над  землей  идет  унылый  и  долгий  дождь. А  когда  мне  очень  весело,  я  опять плачу, от  радости. И  тогда  над  землей  искрятся  и  сверкают  дождевые  капельки, и  в них, как  в  зеркале  отражается  все, что  я  могу  увидеть. А  мечтаю  я  о  том, чтобы   вы, дети,  нарисовали  осень  в  капельке   дождя,  чтобы  все  смогли  увидеть, какая  она. Я  знаю, вы  сумеете это  сделать!

 - Ну  как?  Сумеете?

 Тогда  подойдите  к  столу, возьмите  каждый  свою  «капельку»-листок   и  нарисуйте,  что  в  осени  вам  нравится  больше  всего.

  • Пройдите  и  посмотрите ,какие  получились  рисунки  у  вас.

3. Релаксация:

Осень,  она  не  спросит,

Осень, она  придет!

Осень, она  вопросом

В  детских  глазах  замрет.

Спросит: - А  я  вам  нравлюсь?

И  мы  ей  ответим: - «Да!»

И  закружится  в  плавном  танце

Осенняя  листва!

-Пожалуйста,  дети,  подарите  осени  свой  танец!

  • - «Танец  листьев»
  •  Всем  спасибо! До  свиданья!