Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «В капле дождя отражается осень» ( технология ТРИЗ РТВ)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
- Учить детей системному анализу в рассуждениях ,поиске истины в игре «Да и Нет»
- Обучение способу мышления по системному оператору «Волшебный экран»
- Познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «Хорошо-плохо»
- Упражнять детей в отождествлении себя с выбранным образом, используя прием «Аналогии»
- Развивать воображение, направляя фантазию ребенка на создание рисунка « В капле дождя отражается осень».
- Учить передавать в танце свое эмоциональное настроение «Танец листьев»
- Обогащение лексики (словарного состава языка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_kaple_dozhdya_otrazhaetsya_osen.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно–образовательной
деятельности по развитию речи
для детей старшего возраста по теме:
«В капле дождя отражается осень»
( технология ТРИЗ РТВ)
Программные задачи:
- Учить детей системному анализу в рассуждениях ,поиске истины в игре «Да и Нет»
- Обучение способу мышления по системному оператору «Волшебный экран»
- Познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «Хорошо-плохо»
- Упражнять детей в отождествлении себя с выбранным образом, используя прием «Аналогии»
- Развивать воображение, направляя фантазию ребенка на создание рисунка « В капле дождя отражается осень».
- Учить передавать в танце свое эмоциональное настроение «Танец листьев»
- Обогащение лексики (словарного состава языка)
Материал:
Мольберт, мел, фломастеры, бумага, аудиозаписи, ветки клена
1.Введение в тему:
- . Спрашиваю у детей о настроении, демонстрируя картинки :
-У кого настроение вот такое? (солнышко)
-У кого настроение похоже на эту картинку? (солнышко на половину закрыто тучкой)?
-У кого настроение вот такое (туча, идет дождь)?
Если у кого-то настроение плохое, используем игру «Я дарю тебе слово»!
Таня, мы хотим тебя развеселить. Мы дарим тебе слово «Расческа», все другие слова ты забыла. О чем бы я тебя не спросила, ты отвечаешь только этим словом. Согласна?
- -Ты сегодня чем умывалась (расческой)
-Что кушала?( расческу)
-На чем ехала в д/сад? (на расческе) и т.д.
2. Непосредственная деятельность:
- Игра «Да и Нет»
-О чем мы будем сегодня говорить, станет известно ,если вы отгадаете, что я загадала. Задавайте вопросы.
- «Волшебный экран»
-Вы правильно отгадали. Я загадала слово ОСЕНЬ. Представьте себе, что встретился нам инопланетянин и говорит: « Не понимаю, что означает система осень». Как будем объяснять? Давайте включим «Волшебный экран»
-Что такое осень? (время года)
-Осень, она какая? (золотая, листопадная, шуршащая, ранняя, поздняя, грустная, мокрая, ненастная, праздничная, разноцветная, грязная, слякотная, пасмурная, промозглая, серая, светлая, теплая, холодная, ветреная, туманная, дождливая, сухая и т.д.)
- Какие приметы у осени? (Листопад, отлет птиц, уборка урожая, подготовка животных к зиме, грибы, дожди)
- А теперь все, что мы знаем об осени, давайте приведем в систему, разложим по полочкам:
- Какой у осени может быть характер? (веселая, тоскливая, озорная, злая, задумчивая, романтическая)
- Какого цвета может быть осень? (разноцветная, золотая, зеленая, светлокоричневая, желтая, ярко-красная…)
- Есть ли у осени запах? (пахнет листвой, дымком, грибами, дождем).
- Можно ли осень услышать? (шорох листьев, шум дождя, крик улетающих птиц, шум ветра…)
- Что изменилось в жизни растений осенью? (деревья сбрасывают листья, созрели овощи и фрукты, засыхает трава, вянут цветы, покраснели рябины)
- Что изменилось в жизни животных? ( медведь и ежик готовятся к зимней спячке; белка и заяц поменяли цвет шубок, у зайчихи появились зайчата, …)
- Что изменилось в жизни людей? ( убирают урожай, поменяли одежду, грустят и сочиняют музыку и песни…)
- Как проявляет себя неживая природа? ( похолодание, ветер, дожди, туман, изморось, грязь, слякоть, ненастье, листопад…)
-Чем запомнится осень?
Людям красоту, вдохновение, одежду демонстрируют новую, малышей зовет учиться в школы, дарит урожай…
Птица - путешествие в дальние страны
Зверям - теплые шубки, запасы на зиму, отпуск ,отдых
- Физминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Наклонились, распрямились,
И на месте покружились.
Глазки крепко закрываем,
Вместе до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
- Игра «Хорошо-плохо»
- Пролетал однажды над парком ветер. Видит, много гуляет в парке людей. Решил ветер пошутить. Взял и все деревья сделал золотыми и листья на земле тоже золотые.
-Как вы думаете это хорошо? А что хорошего? (можно богатым стать, сделать золотые украшения, подарить другим золото …)
-А что плохого в том, что деревья стали золотыми? (не чистят воздух, нет прохлады, не цветут, птицам и животным плохо…)
ИКР: Золото пусть будет только в магазинах, как украшения.
- Игра –диагностика : «Кем бы ты хотел стать в осени?»
-А сейчас у вас есть возможность стать волшебниками. Вы можете оказаться в царстве Осени. И стать любым объектом этого царства. Вы сможете рассказать от имени этого объекта :
-Кто вы? (или что вы?)
-Какой вы?
-Что любите делать?
-О чем мечтаете?
(рассказы детей)
- Физминутка (массаж)
Дождик бегает по крыше (бум-бум-бум)
По веселой звонкой крыше (бум-бум-бум)
Дома, дома, посидите! (бум-бум-бум)
Никуда не выходите (бум-бум-бум)
Почитайте, поиграйте (бум-бум-бум)
А когда уйду - гуляйте! (бум-бум-бум)
- Сказка о тучке:
У вас были очень интересные рассказы. Мне тоже хочется рассказать вам свой.
- Здравствуйте! Я маленькая и пушистая тучка. Я живу высоко в небе. У меня есть замечательный друг-ветерок. Вместе с ним мы часто играем и летаем над землей, потому что я очень любознательная, мне хочется все увидеть. Есть у меня, правда, одна особенность. Если я увижу что-нибудь грустное - я темнею и плачу, и тогда над землей идет унылый и долгий дождь. А когда мне очень весело, я опять плачу, от радости. И тогда над землей искрятся и сверкают дождевые капельки, и в них, как в зеркале отражается все, что я могу увидеть. А мечтаю я о том, чтобы вы, дети, нарисовали осень в капельке дождя, чтобы все смогли увидеть, какая она. Я знаю, вы сумеете это сделать!
- Ну как? Сумеете?
Тогда подойдите к столу, возьмите каждый свою «капельку»-листок и нарисуйте, что в осени вам нравится больше всего.
- Пройдите и посмотрите ,какие получились рисунки у вас.
3. Релаксация:
Осень, она не спросит,
Осень, она придет!
Осень, она вопросом
В детских глазах замрет.
Спросит: - А я вам нравлюсь?
И мы ей ответим: - «Да!»
И закружится в плавном танце
Осенняя листва!
-Пожалуйста, дети, подарите осени свой танец!
- - «Танец листьев»
- Всем спасибо! До свиданья!