Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Колпакова Оксана Николаевна

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза  параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Образовательный центр «Открытое образование»

Курсы профессиональной переподготовки

«Педагогика дошкольного образования: педагог ДОО (воспитатель)»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»

                                                                                                        Выполнила:

                                                                         Колпакова Оксана Николаевна,

                                                                                                        воспитатель

                                                                МБДОУ «Детский сад №30» г.Саров

Саров, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….....................................................................................................3

ГЛАВА 1. Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраст...............6

               1.1. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного                          возраста.....................................................................................................................6

               1.2.Задачи речевого развития в старшей группе детского сада............................................................................................................................9

     ГЛАВА 2. Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................................12

     ГЛАВА 3. Исследование уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................23                                      

               3.1 Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................23

               3.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................25

               3.3 Составление рекомендаций по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста...........................................................................................27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ….31

ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................32


3

      Введение

  Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза  параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

     В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.

    Широкую известность получили труды Е.А.Аркина. Он считал речевое общение детей с взрослыми источником познания ребенком окружающего мира. Е.А.Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.

  Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Е.И.Тихеевой, известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она определила основные разделы работы по развитию речи детей в детском саду:                                                                

4

1) развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;

2) накопление содержания речи;

3) работа над формой речи, ее структурой.

     Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.

    Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

   Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

  Для того, чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы. Так взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию.

   В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной ситуации.

  Объект исследования: речь детей старшего дошкольного возраста.

  Предмет исследования: организация работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе.

5

Цель исследования: рассмотреть особенности изучения и развития речи детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе.

  Задачи исследования:

1. Описать особенности речи. Дать характеристику речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть задачи речевого развития в старшей группе детского сада.

3. Описать условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести исследование уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.

5. Сделать выводы.

6

      Глава 1Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста

     1.1 Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

  Период дошкольного детства характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.

Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества, повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин).

   Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов. В это время формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.

  В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии.

  В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи.  Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что

обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий.

7

   Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

  Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).

  Рассмотрим, каковы особенности развития речи у старших дошкольников.

А.Г. Арушанова говорит о том, что яркой характеристикой речи старшего дошкольника является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи.

  На шестом году в основном завершается освоение системы языка, но по-прежнему не усвоены многие единичные традиционные формы. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс, количество инноваций даже возрастает по сравнению с предыдущей возрастной группой — встречаются грамматические переборы, «нащупывание» формы, многочисленные случаи неверной постановки ударения. Инновации свидетельствуют о том, что ребенок не воспроизводит готовую форму, а активно самостоятельно ее образовывает.

  В процессе освоения связной речи и рассказывания дети начинают активно пользоваться формальной сочинительной связью. Возрастает удельный вес

простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. Широко используется прямая речь. Предложения

8

соединяются при помощи слов, через синонимическую замену, лексический повтор.

  На шестом году жизни активно протекает усвоение ряда морфологических средств (форм множественного числа именительного и родительного падежей существительных, повелительного наклонения глаголов, степеней сравнения прилагательных и наречий). Ребенок осваивает новые области действительности, новый словарь и формы грамматического изменения новых слов.

     На шестом году жизни очень активно протекает освоение способов словообразования. Это проявляется в овладении большим количеством производных слов, в интенсивности словотворчества. В этом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. Оно имеет теперь форму языковой игры, что проявляется в особом эмоциональном отношении ребенка к экспериментам со словом.

    Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге с взрослым.

  Таким образом, в качестве общих закономерностей развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте можно выделить следующие:                          — появление слова как компонента ситуации;                                                   —  отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам;

— возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации.

9

  1.2 Задачи речевого развития в старшей группе детского сада

  В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией А.М. Васильевой говорится о следующих задачах речевого развития детей в старшей группе детского сада:

  • Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции, иллюстрированные книги, открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин.
  • Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
  • В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
  • Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
  • Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением.
  • Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
  • Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные пo артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с-ц, ш -ж, ч — гу, с-ш, ж-3, л -р.
  • Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

10

  • Отрабатывать интонационную выразительность речи .
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными.
  • Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
  • Знакомить с разными способами образования слов.
  • Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками.
  • Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
  • Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  • Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
  • Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  • Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

11

  К концу года дети должны уметь

• Участвовать в беседе.

• Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

• Составлять пo образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

• Определять место звука в слове.

• Подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

12

      Глава 2  Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста

  Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др.

   С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие.

  Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

  Методами психологического развития речи у детей дошкольного возраста являются: общение с взрослыми, общение со сверстниками, дидактические игры и упражнения, игры-инсценировки, уроки наблюдения, природа, материальная культура, педагогически обоснованная дидактическая обстановка, экскурсии, социальная среда, игра и труд. Рассмотрим все психологические методы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

  Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного

13

человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения».

   Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

  В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.

  В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

     «Программа воспитания в детском саду» в круг задач развития речи и обучения родному языку в подготовительной к школе группе включает новую специальную задачу, решение которой обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте: «В подготовительной группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к

14

устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Предусмотрено обучение детей составлению предложений из 2—4 слов, членению предложений такого состава на слова, а также членению слов на слоги и составлению их из слогов.

  «С психологической точки зрения, — пишет О. И. Соловьева, — начальный период обучения грамоте — это формирование нового отношения к речи. Предметом сознания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона, в то время как раньше познание детей направлялось на обозначаемые в речи предметы». В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

    В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека (и, пожалуй, важнейший), первый его «университет». Но в отличие от студента настоящего университета ребенок занимается сразу на всех факультетах. Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живой природы и природы неживой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, учась

излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умения не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его

15

героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что приобретает способность на только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов — предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.

  Занятия со старшими дошкольниками также включают дидактические игры и упражнения, строятся на коммуникативной и игровой мотивации, имеют элементы занимательности, включают пластические упражнения (физкультминутки). Но в них явно применяются обучающие приемы, особенно при освоении средств и способов построения связного высказывания. Общение воспитателя с детьми носит при этом демократический характер. Занятие — эффективная форма обучения родному языку в старшем дошкольном возрасте. Эффективность обучения зависит не столько от формы, сколько от содержания, применяемых методов и стиля общения педагога с детьми. Систематические занятия приучают детей к работе с языковой информацией, воспитывают интерес к решению проблемных речевых задач, лингвистическое отношение к слову.

   На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году — элементарному анализу структуры предложения, формированию грамматической правильности (в словоизменении); на седьмом году — элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.

 Индивидуальная и групповая работа с детьми, как правило, организуется на том же самом программном содержании, что и обязательные коллективные занятия, и имеет целью закрепление пройденного с учетом индивидуальных особенностей. Вместе с тем иногда следует проводить игры и упражнения на

16

материале, который еще только будет включен в коллективное занятие. В таких случаях могут преследоваться две цели: подготовить к предстоящей работе отдельных детей, чтобы они чувствовали себя увереннее на занятии, и постепенно подводить воспитанников к новым для них формам работы.

Чтобы дошкольники приобрели опыт речевого творчества, в игры следует включать такой материал, который, будучи знаком детям, все же не вошел еще в их активный словарь.

   Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений. Старшие дошкольники охотно играют в сказки. Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры «Гуси-лебеди», «Репка», «Краски», «Где мы были, мы не скажем» и др.

   Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальной сочинительной связи способствует ситуация «письменной речи», при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Такую диктовку можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского творчества, при переписке.

   Методика выдвигает как основу развития речи детей в связи с развитием мира их представлений так называемые уроки наблюдения. Основной их принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим его активный запас слов. Слово и предоставление нечто неделимое: они никогда не должны разлучаться.

 Уроки наблюдения, понимаемые в смысле систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренний мир ребенка

17

главнейшим образом посредством органов зрения и слуха. От матери, от взрослых в значительной степени зависит, чтобы те представления, которые этот мир вызывает, формировались в той последовательности, в том качественном и количественном отборе, который благоприятствует ясности и усвояемости образа, соответствует возрасту, интересам и психике ребенка.

    Обстановка материальная как богатейший источник образовательного материала должна быть в свою очередь использована педагогом с трех сторон:

1) природа,

2) материальная культура и

3) педагогически обоснованная дидактическая обстановка.

    Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребенка, врачует, утончает органы восприятия, развертывает условия совершенной наглядности, обогащает представлениями и знаниями, предоставляет все необходимое для проявления творческой коллективной деятельности детей в игре и труде, т. е. развертывает и для детей и для педагога все условия, благоприятствующие обогащению и развитию языка детей.

   Воспитание ребенка в непосредственной близости с природой — наилучший путь для развития его чувств, сил и способностей. Детей надо приближать к природе, по возможности включать в нее соответственно интересам того или другого возраста, а природу приближать к детям.        Членораздельная речь является главным атрибутом социальной сущности человека и развивается исключительно в социальном окружении. Развитие ее зависит от того, каково это окружение и в какой мере оно этому развитию

способствует. Дети—великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослых быстро становятся особенностями детской речи. Этого не должны забывать учителя и воспитатели. Часто они не понимают того, что, прежде чем приступить к ответственному делу развития речи своих

18

воспитанников, им следует позаботиться о развитии, упорядочении собственной речи.

     Каким образом развивать в детях драгоценную способность наблюдения, научить их пользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта и обусловленных им образов, представлений и речевых умений? Путь для этого один — организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании ее в интересах своего развития. Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, на которой воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этого здания — главнейшая цель занятий по наблюдению и экскурсий.

    Второй, не менее важной целью их должно быть отражение этого мира восприятий в речи. Представление должно предшествовать слову, но слово должно следовать за представлением. Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности. Познаваемые нами вещи и явления носят окраску человеческой речи, человеческих понятий, выраженных словом. Человек, пребывающий с глазу на глаз сам с собой, уточняет свои мысли словом.

      Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах развития детей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательный материал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь

претворяется в метод, известный под названием экскурсий.

Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения. Но и в самом учреждении можно провести своеобразную экскурсию-осмотр, потому что в любой  

19

квартире, даже комнате, могут быть предметы, которых приблизить к детям нельзя, но к которым должны быть приближены сами дети.

    Язык и мышление были и продолжают быть неразрывно связанными с трудовыми процессами, с деятельностью человека. Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

 Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

   Принято выделять четыре основные задачи:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет употребительной лексики.

2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на

20

основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

4. Устранение из речи детей нелитературных слов. Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

     Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присеваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.

Прежде всего дети усваивают:

 - бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

— природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

— обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни;

— эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства;

— лексику, обозначающую время, пространство, количество.

  На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И. Логинова выделила три таких направления:

— расширение словаря на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметом и явлений;

21

— усвоение слова на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

— введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

    М.М. Алексеева выделяет следующие методы словарной работы:

I. Введение новых слов в словарь

1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря.

2. Рассматривание и обследование предметов.

3. Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых.

4. Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки.

5. Экскурсии (социальное окружение, природа) .

II. Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

1. Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием.

2. Чтение и рассказывание литературных произведений.

3. Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

III. Закрепление и активизация словаря.

1. Рассматривание игрушек.

2. Рассматривание картин знакомого содержания.

3. Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками.

4. Словесные игры используются в средней и старшей группах

5. Лексические (словарные) упражнения используются во всех возрастных группах, чаще в старших.

6. Загадывание и отгадывание загадок используется во всех возрастных группах.

7. Рассказывание детьми (разные типы связных высказывания на разном материале).

      В старшем дошкольном возрасте задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Детей учат использовать антонимы для

22

обозначения величины, цвета, продолжают развивать понимание и навыки употреблении слов, выражающих видовые и ролевые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова. В старшем дошкольном возрасте обогащение словаря, усвоение новых слов идет в практическом плане. Безусловно, если бы не было такого речевого опыта, нельзя было бы говорить о дальнейшем речевом развитии детей на более высоком уровне. Но для успешного дальнейшего обучения ребенка в школе необходимо, чтобы ребенок своевременно перешел на «теоретические» позиции относительно речевой действительности, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Осознание языковых явлений обеспечивает возможность перевода речевых умений и навыков в произвольный план.

   Методы обогащения словаря детей на специальных занятиях — практические. Чаще всего при проведении лексических упражнений используется прием дидактической игры, в частности игры с «дидактическими» куклами. Используется также дидактическая игра, известная под названием «Чудесный мешочек» (дети опускают руки в мешочек, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнают и называют их). Но, конечно, с помощью только кукол и других игрушек дети не могут «впитать» поэтическую сущность родного слова. Детей надо знакомить с окружающим и объяснять лексическое значение слов просто указанием на реальный предмет, действие, признак. Таким образом, работа воспитателя по развитию речи у детей дошкольного возраста должна строиться из нескольких этапов: изучение детей, четкое выявление нарушения, составление плана работы, применение индивидуальных и групповых форм работы. В этом случае работа по развитию речи детей будет идти успешно.


23

     Глава 3. Исследование уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

      3.1 Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

  Цель констатирующего эксперимента: обследование словаря детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Определить две группы детей (контрольная и экспериментальная)

2. Подобрать методики для обследования словаря детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить критерии развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести обследования словаря детей старшего дошкольного возраста.

    Всего в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Дети были поделены на две группы: экспериментальную группу и контрольную группу.

Экспериментальная группа: В. Люда (5,5 л.), С. Саша (5,8 г.), Г. Кирилл (5,6 г.), М. Таня (5,7 г.), Н. Оля (6,2 г.).

Контрольная группа: Л. Ваня (6, 3 г.), Г. Вера (5, 5 г.), К. Лера (5, 10 г.), Т. Юля (5,9 г.), М. Олег (6,1 г.)

  Для определения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста у детей экспериментальной и контрольной группы были предложены три методики. При проверке уровня развития словаря основное внимание обращается на количественный и качественный состав словаря, понимание значения слова, степень его обобщенности, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.

24

  В первой методике Ф. Г. Даскаловой детям предлагались задания на определение – «Что такое…?» и «Что значит слово?». (Приложение 1)

  Во второй методике В.И. Яшиной «Диагностика лексического развития» детям предлагались три задания:

Задание №1. Классификация понятий

Задание № 2. Подбор синонимов

Задание № 3. Подбор определений (Приложение 2)

  В третьей методике Н.И. Гуткиной «Проверка словарного запаса (на уровне слов)» детям было предложено вспомнить всевозможные предметы одежды.

Для удобства подсчетов во всех методиках баллы переводятся следующим образом:

1 балл – низкий уровень развития словаря;

2 балла — средний уровень развития словаря;

3 балла – высокий уровень развития словаря.(Приложение3)

     

25

     3.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В процессе обследования словарного запаса детей на констатирующем эксперименте учитывались все критерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп.

    В таблице 1 представлены результаты обследования словарного запаса детей экспериментальной группы.

                                                                                                                  Таблица 1      Результаты обследования экспериментальной группы на констатирующем эксперименте

Фамилия, имя

Возраст

1 методика

2 методика

3 методика

Общий балл

Уровень словарного запаса

1

В.Люда

5,5

2 балла

2 балла

2 балла

6 баллов

средний

2

С.Саша

5,8

3 балла

2 балла

3 балла

8 баллов

высокий

3

Г.Кирилл

5,6

1 балл

2 балла

2 балла

5 баллов

средний

4

М.Таня

5,7

1 балл

1 балл

1 балл

3 балла

низкий

5

Н.Оля

6,2

1 балл

1 балл

2 балла

4 балла

низкий

     В таблице 2 представлены результаты обследования словарного запаса детей контрольной группы.

                                                                                                                   

26

                                                                                                              Таблица 2              Результаты обследования контрольной группы на констатирующем эксперименте

Фамилия, имя

Возраст

1 методика

2 методика

3 методика

Общий балл

Уровень словарного запаса

1

Л.Ваня

6,3

1 балл

1 балл

1 балл

4балла

низкий

2

Г.Вера

5,5

3 балла

3 балла

3 балла

8 баллов

высокий

3

К.Лера

5,1

1 балл

2 балла

2 балла

5 баллов

средний

4

Т.Юля

5,9

2 балла

2 балла

1 балл

5 баллов

средний

5

М.Олег

6,1

1 балл

1 балл

2 балла

4 балла

низкий

                                                                                                         

       При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, любовь, голод, то есть у них вызывали проблемы обозначение абстрактных существительных.

      При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов).

     При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки. При подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый.

     Отсюда можно сделать вывод, что в группах недостаточный уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. Менее всего развит словарный запас у М. Тани и Н. Оли, а также присутствуют пробелы в словарном запасе у В. Люды, Г. Кирилла.

27

     3.3 Составление рекомендаций по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

    Цель составления рекомендация: предложить примеры организации занятий по театрализованной деятельности с детьми экспериментальной группы.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Написать конспекты занятий.

2. Определить занятия по театрализованной деятельности с экспериментальной группой для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.

    Были подобраны виды работ, связанные с театрализованной деятельностью для развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Для этого был составлен календарно-тематический план на четыре недели. (Таблица 3) Работа планировалась с учетом исследования словарного запаса детей, проведенного на эксперименте. Каждый новый вид работы объясняется детям и повторяется до тех пор, пока дети не усваивают необходимые слова и их значения. Этому помогают такие виды работы, как «Составь рассказ», проигрывание этюда «Школа зверей», упражнение «Дорожка сказок»; театральная игра «Колобок», постановка под руководством воспитателя различных сценок и сказок. Данные и подобные занятия по театрализованной деятельности используются при работе по обогащению словаря детей старшего школьного возраста.

                                                                                                                   

28

                                                                                                                  Таблица 3 Тематический план работы по развитию словарного запаса детей старшего возраста в процессе театрализованной деятельности

№ занятия

Название занятия

Цель занятия

Занятие № 1.

«Учимся изображать»

Развитие диалогической и монологической речи. Обогащения словаря детей.

Занятие № 2.

«Превращения и театральная игра»

Развитие воображения. Развитие и обогащение словаря детей.

Занятие № 3.

«В мире сказок»

Развитие творческой активности. Обогащение словаря детей.

Занятие № 4.

«Играем в театр»

Развитие эмоций. Обогащение словаря детей.

Занятие № 5.

«Учимся изображать зверей»

Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; развивать и обогащать словарный запас детей.

Занятие № 6.

«Давайте представим»

Обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о театральной деятельности; развивать и обогащать словарный запас детей.

Занятие № 7.

«В мире волшебства»

Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать и обогащать словарный запас детей.


29

     Заключение

   Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

   Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком, прагматическом аспекте (формирование речевых навыков). В ее традиции уроки родного языка – это уроки воспитания нравственности, гражданственности (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие). Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.                                                                                                         Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его

30

значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997

2  Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.

3  Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

4  Выготский Л.С. Педагогическая психология — М.: Педагогика, 1991.

5 Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006.

6 Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006.

7 Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996.

8 Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год.

9 Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.

10 Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

32

                                                                                                             Приложение 1

Методика Ф. Г. Даскаловой.

     Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – «Что такое…?» и «Что значит слово?» При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет. В него включаются имена существительные двух типов — конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста, и 1000 существительных из семантического атласа Ч. Осгуда.

Список слов, включенных в тест-словарь:

Для 4 лет

  Для 5 лет

Отец

Сон

Сказка

Рыба

Игра

Камень

Краска

Лошадь

Удочка

Облако

Кошка

Встреча

Огонь

Сердце

Хлеб

Волосы

                                                                                   33

Озеро

Картина

Работа

свобода

Езда

Врач

Змея

Фрукты

Девочка

Язык

Стул

Ухо

Зуб

Товарищ

Смерь

Деньги

Удовлетворение

Суп

Любовь

Мир

Смех

Боль

Жара

голод

   Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей — 20, четырехлетних — 40, пятилетних — 60, шестилетних — 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением слов.

   Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл – низкий уровень развития словаря;

2 балла — средний уровень развития словаря;

3 балла – высокий уровень развития словаря.

34

                                                                                                     Приложение 2    

Диагностика лексического развития (В.И. Яшина)

Задание №1. Классификация понятий

   Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка — 30 баллов.

Задание № 2. Подбор синонимов

   Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка — 10 баллов.

1 балл — если подобранное слово является синонимом названного;

0 баллов — если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

   Задание № 3. Подбор определений

Проводится в форме игры в слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса («Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть`?»).

Высшая оценка — 10 баллов.

2 балла — если придумано более 3 слов.

1 балл — если придумано менее 3 слов.

0 баллов – если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

35

После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка.

Высшая оценка — 50 баллов — соответствует высокому уровню.

32-49 баллов – старшему.

Менее 32 баллов — низкому уровню лексического развития детей.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл – низкий уровень развития словаря;

2 балла — средний уровень развития словаря;

3 балла – высокий уровень развития словаря.

36

                                                                                                             Приложение 3

Проверка словарного запаса на уровне слов(Н.И. Гуткина)

  Инструкция испытуемому: «Мы сейчас вспомним всевозможные предметы одежды. Подумаем, что можно надеть. Подумай хорошенько. Назови то, что могут надеть мужичины, женщины и дети — летом и зимой — днем и ночью — начиная с головы и кончая ногами».

Первая часть инструкции произносится обычно, а начиная со слов «назови то, что могут надеть...» артикуляция становится очень четкой. Экспериментатор говорит медленно, выделенные слова подчеркивает голосом (тире соответствуют коротким паузам). При произнесении последних слов взрослый делает движение рукой, указывая сначала на голову, потом на тело и на ноги.

   Если ребенок не начинает говорить, то можно повторить просьбу: «Назови то, что могут надеть...» Когда испытуемый при перечислении предметов одежды делает более продолжительную паузу, потому что не знает больше слов, экспериментатор помогает ему вопросом: «Что еще надевают?» Формулировка «что еще» особенно хорошо подходит для побуждения ребенка. Можно повторить и слова: мужчины, женщины и дети и спустя некоторое время -летом и зимой и т. д. В случае необходимости задание после 1,5-3 мин можно повторить еще раз.

   Дли перечисления слов испытуемому дается 3 мин. Экспериментатор записывает все, что говорит ребенок. При оценке учитываются все названные ребенком предметы одежды. Повторенные и не относящиеся к теме «Одежда» слова (платяной шкаф, скатерть и др.) при подсчете общего количества названных слов не учитываются. Но они указывают на особенности развития: частые повторения могут свидетельствовать о недостаточной сосредоточенности; неадекватные, не относящиеся к теме слова свидетельствуют о том, что ребенок не может сосредоточиться, чтобы выстроить ассоциативный ряд (нарушается логика).

37

Если ребенок сначала называет слово шапка, а потом шапка-ушанка, то это считается двумя разными словами. Как одно слово оценивается, если ребенок говорит красная шапка, голубая шапка. В некоторых случаях ребенок говорит верхняя и нижняя одежда и потом молчит. Тогда экспериментатор спрашивает: «А что относится к верхней и нижней одежде?» Некоторые дети не могут назвать ни одного предмета одежды, а начинают рассказывать, например, следующее: «Мама купила мне ботинки, а потом мы пошли есть мороженое» или: «У меня есть короткие штаны и длинные голубые, и еще коричневые». В этом случае экспериментатор останавливает ребенка и дружески обращается к нему со словами: «Назови мне быстро все, что можно надеть». Иногда ребенок во время перечисления предметов одежды называет совершенно неадекватные предметы, например автомобиль. И в этом случае взрослый повторяет ребенку, что он должен называть только предметы одежды.

   Словарный запас оценивается следующим образом. Для детей старшей группы детского сада неудовлетворительным считается результат, если названо 8 или меньше слов. Для первоклассников неудовлетворительный результат при 11 и менее словах.

   При оценке необходимо учитывать разный возраст ребят в пределах одной группы. Так, если в старшей группе детского сада ребенок в возрасте 5 лет 4 мес называет 10 предметов одежды, то этот результат оценивается выше, чем тот же результат у ребенка той же группы, но в возрасте 6 лет 1 мес.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл – низкий уровень развития словаря;

2 балла — средний уровень развития словаря;

3 балла – высокий уровень развития словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

Обобщение опыта «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе

Об особенностях развития речи у детей старшего дошкольного возрастаЦель: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.  Задачи:•Развивать...

Мастер- класс для педагогов "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе"

В ходе мастер-класса рассматривается  повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.Задачами мастер-класса является:Развивать  речь детей дош...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...