методическое пособие для педагогов
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Наталья Петровна Решнова
 НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ОО "Социально - коммуникативное развитие" на тему "Настроение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_sots_kom_razv.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Куйбышев Среднеахтубинского района Волгоградской области

«Настроение»

конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

               

                                                                 Подготовила:

 воспитатель 1 категории

Решнова Наталья Петровна

                                                   

октябрь 2018 г.               

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».                     Тип: интегрированная деятельность.                                                                                       Возраст детей: 5 - 6 лет.                                                                                                     Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, изобразительная.                                                             Формы непосредственно образовательной деятельности: чтение, обсуждение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, беседа, игры с правилами, игровые упражнения.                                                                                          Формы организации: подгруппа.

Цель:  развитие социальных эмоций.

Задачи:                                                                                                                   Образовательные:

1-обобщить и закрепить знания детей о чувствах человека: радость, спокойствие, грусть, удивление, страх, злость;

2- упражнять в умении соотносить рисунки с разными эмоциями к пиктограммам настроения;

3-учить понимать эмоциональные состояние других людей по интонации голоса;

4- учить взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Развивающие:

1- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого, умение проявить сочувствие и рассказать о своем состоянии.

2-формировать способности общаться с помощью мимики, жестов, интонации.

Воспитательные:

1- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

2- привычку сообща играть.

Предварительная работа: дидактическая игра «Куб эмоций»,чтение художественной литературы, разучивание пословиц о дружбе, беседы, рассматривание иллюстраций с изображением разных эмоций.

 Материалы и оборудование:

1)проектор, ноутбук;

2)запись песен В.Шаинского  «Улыбка», «Чунга-Чанга», фоновая для рисования;

3) презентация;

4) картинки с изображением  героев мультфильмов и фотографий людей, пиктограммы;

5) подушки -8 -10;

6) кисти объёмные, губка поролоновые, краски акварельные, салфетка на каждого ребёнка, стаканчики с водой.

Проведение НОД.

1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.

Дети заходят в музыкальный зал под негромкую музыку В.Шаинского  «Улыбка» и видят двух грустных котят).

(Дети обращают внимание на котят.)

- Какие красивые котята. А вам они понравились?(да)

- Мне  показалось, что они грустные. А вы как думаете?

-Почему? (глаза грустные как будто их поругали)

-Хотите послушать историю, что с ними приключилось? (да)

(Дети садятся на подушки)

Чтение (Английская народная песенка в переводе С. Маршака)

         Два маленьких котенка поссорились в углу,

        Сердитая хозяйка взяла свою метлу

        И вымела из кухни дерущихся котят,

        Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

        А дело было ночью, зимою, в январе,

        Два маленьких котенка озябли во дворе.

        Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

        Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

        Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

        «Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

        Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

        Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

        И оба перед печкой заснули сладким сном,

        А вьюга до рассвета шумела за окном.

-Почему хозяйка прогнала котят на улицу? (дрались)

-Вам было их жалко? Почему? (зима, холодно, ночь, вьюга)

-Что потом случилось? (хозяйке их пожалела и  впустила в дом)

-Как повели себя котята дальше? (прошли тихонько на своё место в угол и заснули крепко)

- Какие чувства, эмоции у вас вызвало это стихотворение? (сначала грустно, потом весело)

-Что вы можете посоветовать котятам? (ответы детей)                                                           -У нас в группе бывают ссоры между детьми? (да)

-Как вы миритесь?(с помощью «мирилки», просим извинить)

-Какое настроение, эмоции у вас после ссоры? После того как помиритесь?

- Ребята, о чём же мы сегодня будем разговаривать? (о настроении, эмоциях, чувствах)

2. Повторение и развивающие задания.                                                                                                        -Какие эмоции вы знаете? (радость, удивление, злость, спокойствие, грусть и страх)                                                                                                                                           1)Упражнение «Тренируем эмоции» (на экране).                                                     

-Назовите эмоцию и повторите её с помощью своей мимики.

 (дети стоят напротив друг друга):

1)нахмуриться, как рассерженный человек;

2) испугаться как котёнок, увидевший метлу;

3)позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое;

4) улыбнуться, как хитрая лиса.

- Это вы передали настроение с помощью эмоций, выражения лица.

- А теперь попробуем добавить голос в свои эмоции.

2)Упражнение «Моё настроение».

-Постарайтесь передать предложенную эмоцию в предложении (по 2-3 человека):

1. К нам сегодня приедет цирк (Радость).

2. Ты вчера не пришёл в детский сад (Удивление).

3. Не отдашь игрушку, всё равно заберу (Злость).

4. Сегодня нам не погулять, опять дождь (Грусть)

3)Работа с пиктограммами. Игра «Найди пару».

-Вы все знаете игру «Найди пару». Возьмите каждый по одной карточке с изображением героев мультфильмов или фотографий людей и подберите к ней пиктограмму, соответствующую их эмоциональному состоянию.

(Дети занимаются подбором карточек)

- Посмотрите, все справились с заданием? (взаимоконтроль)

-Молодцы!

-От разных событий в жизни, люди бывают весёлые и радостные, удивлённые и испуганные, хмурые и сердитые. А узнаём мы это по внешним признакам – жестам, выражению лица, интонации голоса. Разное выражение лица можно увидеть и на улице, и в детском саду, и … (дома, в магазине).

-А вы знаете, что мы можем давать своему настроению разные команды. Например: «Не плакать!», «Не сердиться!», «Не смеяться», «Не улыбаться!»,  и они будут вас слушаться. Хотите проверить? (Да)

4)Игра «Топни, хлопни - повернись».

- Будем играть и команды выполнять:

Топни, хлопни – повернись

И сердитым покажись!

Топни, хлопни – повернись

И весёлым покажись!

Топни, хлопни – повернись

Удивлённым покажись!

Топни, хлопни – повернись

И спокойным покажись!

Топни, хлопни – повернись

И печальным покажись!

Топни, хлопни – повернись

Добрым снова появись!

5) Обучение эмоциональным разгрузкам.

 - Человек с хорошим настроением дарит окружающим добро. Он никого не обидит.

-Если у человека плохое настроение, он может нагрубить, накричать на других  и даже ударить. Поэтому, свои эмоции нужно держать при себе.

-Как вы это понимаете? (давать себе команды «Успокойся», «Не сердись», выйти в другую комнату)

- А ещё можно давать себе эмоциональную разгрузку, т.е. выражать свои эмоции не на людей, а на что-то неживое:

1) нарисовать того, кто вас обидел и порвать этот рисунок;

2) боксировать подушку (дети выполняют)

 - «Пожалейте» свою подушку и присаживайтесь на неё.

- С помощью цвета человек может передать своё настроение? (да)

- Если у вас хорошее настроение (грустное, сердитесь), вам весело, какие краски вы выберете для рисунка, какую по цвету одежду захотите одеть?

- Предлагаю передать своё настроение с помощью красок.

6) Рисование на тему «Мое настроение»

Цель: осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить.

 Ход. Дети рисуют способом «по-сырому», акварельными красками.

3. Итог.

После выполнения работы, дети рассказывают, какое настроение они изобразили (работы на столах).

- О чём сегодня беседовали?

- Нужно ли контролировать свои эмоции?(да)

- Почему? (если будем драться и обижать, то не будут с нами  играть и дружить (и наоборот); заболеет человек, который всегда злой)

- Постараемся жить дружно. Предлагаю потанцевать под весёлую музыку.

(Под песню В.Шаинского «Чунга-Чанга», дети весело и задорно танцуют.)

Литература:

1.        Алябьева Е.А.   Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.  М., 2002.

2.        Кряжева Н.Л.   Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет.  Ярославль, 2001.

3.        Лютова Е.К., Монина Г.Б.   Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.  СПб., 2002.

4.        Минаева В.М.   Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.  М., 2001.

5.      Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.   Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.)  СПб., 1996.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

методическое пособие для педагогов и родителей Растим здоровым малыша

Материал из опыта работы , в данном пособии педагоги смогут найти описание гимнастики, которую можно использовать в работе с детьми, а также  комплексы зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнас...

методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...

Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год.

Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год....

Методическое пособие для педагогов "Формы работы с воспитателями. Музыкальный уголок в группе"

В данном материале изложены формы работы музыкального руководителя с воспитателями, роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка, советы по организации музыкальных уголков в группах и пр....

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...

Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...