Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с аутизмом
статья по развитию речи
«Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
"Пусти нас, Соня, в мир пусти!"
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу -
И как его достать?
Ну помогите ж мне!»
(Соня Шаталова, одаренный ребенок –аутист)
В настоящее время в обществе активно обсуждаются проблемы рождения детей с аутизмом, за последние пять лет зарегистрированных случаев аутизма стало на 78% больше. "Аутизм - это социальная катастрофа",- считает Фред Волкмар. Образованию и науке необходимо ориентироваться на новый вид ребенка – аутиста, определять и реализовывать их образовательный, личностные и жизненные потребности.
Ключевой проблемой, и основным признокам детского аутиста,является полное или частичное отсутствие коммуникации,как вербальное, так и невербальное . Обычноое общение со сверстниками, беседы о своих делах,проблемах, интересах, переживания ,все это в большей степени невозможно для этих детей.
Речевые и коммуникативные трудности детей с аутизмом зависят от их когнитивного и социального уровня развития, а также уровня развития функциональной и символической игры, и влияют, в свою очередь, на успешность овладения многими другими навыками в процессе обучения.Задача педагогов, помочь детям,приодалеть эти коммуникативно - речевые трудности , даже минимальная положительная динамика,будет являтся уже большим успехом .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с аутизмом
«Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
"Пусти нас, Соня, в мир пусти!"
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу -
И как его достать?
Ну помогите ж мне!»
(Соня Шаталова, одаренный ребенок –аутист)
В настоящее время в обществе активно обсуждаются проблемы рождения детей с аутизмом, за последние пять лет зарегистрированных случаев аутизма стало на 78% больше. "Аутизм - это социальная катастрофа",- считает Фред Волкмар. Образованию и науке необходимо ориентироваться на новый вид ребенка – аутиста, определять и реализовывать их образовательный, личностные и жизненные потребности.
«Аутист», в переводе с латинского означает «погружённый в себя», ребенок, который больше других нуждается в понимании, но к сожалению, имеющий большие проблемы в области коммуникации.
Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, когда и как необходимо использовать коммуникацию. Даже если ребенок с аутизмом может построить простую фразу, имеет развитый словарный запас, у него все равно остаются большие проблемы с общением.
Нарушение коммуникации и речи при аутизме очень разнятся - от невозможности приобрести любых функциональных речевых навыков к богатому и развитому словарю и способности вести разговоры на любые, интересные ему темы, при этом не всегда учитывается интерес собеседника к теме разговора. Из этого следует, что для данных детей. характерным является нарушение социального аспекта речи.
Отличительной чертой коммуникативно - речевого развития аутичных детей является употребление эхолалий (отсроченной во времени речевой продукции) и повторяющееся навязчивое употребление слов, фраз и вопросов.
Большинство детей, имеют элементы звукоподражания, звукопроизношения, умеют говорить. Но имеют проблемы с использованием речи и пониманием слов и высказываний, интонацией и ритмом речи.
Значительное количество детей с аутизмом не поддерживает зрительный контакт, имеет низкий уровень концентрации внимания и не используют жесты с целью компенсации коммуникативных трудностей. Проблемой среди детей с аутизмом может быть неправильное использование личных местоимений.
Некоторые дети рано учатся читать, быстрее изучают русский и английский алфавит, но сталкиваются с трудностями в понимании прочитанного. По меньшей мере, одна треть детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра не пользуются языком вообще.
Педагогам необходимо проводить коррекционные, развивающих занятия, правильно и грамотно, и поэтапно организовывать свою работу.
Многие специалисты выделяют три основных этапа по развитию коммуникации и речи у таких детей:
- первый этап направлен на формирование первой группы коммуникативных навыков — интереса к партнеру и желания взаимодействовать с ним. Основная задача этого этапа состоит в определении мотивационных стимулов каждого ребенка. Чтобы возникла мотивация к коммуникативному взаимодействию, необходимо найти поощрения или мотивационные стимулы. Например, если ребенок очень любит шоколад, вы можете дать ему кусочек шоколадки, но только после того, как он выполнит ваши требования.
- второй этап — формирование невербальных навыков коммуникации. Для достижения этой цели логопед в процессе деятельности обогащает собственную речь, мимику эмоциональными средствами выразительности.
-третий этап — формирование вербального компонента речи. У детей с расстройствами аутистического спектра отмечаются сложности с пониманием речи, нарушения в работе с символами. Данное обстоятельство во многих случаях исключает обучение с помощью слов. Ребенок, может быть, хочет понять речь взрослого, но не имеет такой возможности в силу нарушения символической функции речи.
С учетом данной особенности процесс работы строится следующим образом: - даются короткие и четкие инструкции;
- используются подсказки (позволяют правильно выполнить инструкцию);
-требуемые реакции формируются постепенно;
- использование визуальных вспомогательных материалов;
- использование альтернативных методов коммуникации.
- сложное действие раскладывается на простые;
В любом случае, сложности с коммуникативно – речевым развитием аутичных детей могут быть частично преодолены, и любой минимальный результат, будет является большим успехом педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-94841-1395076286.jpg)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Тезисы:1.Важнейшие составляющие коммуникативной деятельности.2. Основные направления работы.3. Влияние развития двигательной сферы на коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-926675-1495455417.jpg)
Особенности речевого развития у детей с аутизмом
В данной презентации содержится материал, который может оказаться полезным для учителей-логопедов, дефектологов, психологов при работе по развитию речи у детей с аутизмом....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/15/picture-1257933-1594817903.jpg)
Особенности и этапы развития мышления детей дошкольного возраста
Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/09/picture-815479-1617957223.jpg)
Военно-спортивная игра "Зарница" .Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в игру-соревнование....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1397005-1648470208.jpg)
Алгоритм разработки квест-игры по познавательному, социально-коммуникативному, речевому, физическому развитию
Алгоритм разработки квест-игры по познавательному, социально-коммуникативному, речевому, физическому развитию...
Конспект сенсорное развитие у детей с аутизмом
Конспект сенсорное развитие у детей с аутизмом...