Использование малых фольклорных форм в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников
консультация по развитию речи

Сметанина Ольга Владимировна

Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения. Существует много средств устранения недостатков речи. Малые фольклорные жанры одни из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_mart_np.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  малых фольклорных форм в коррекции                                                    звукопроизношения у старших дошкольников    

Актуальность  данной темы  заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения:  неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у дошкольников и являются естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи: благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные задерживают. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них (пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки,  загадки, пословицы, поговорки и др.). С их помощью можно решать практически все задачи методики развития ребёнка:  расширение, обогащение и активизация словаря;  воспитание звуковой культуры речи; формирование правильной разговорной речи;  развитие связной речи.     Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков и совершенствования речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи с успехом используются, например

 скороговорки:

* У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
          Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.

*На окошке крошку-мошку
          Ловко ловит лапой кошка.

*Карл украл у Клары кораллы,
         Клара у Карла украла кларнет.

чистоговорки:

*Хорош пирожок, внутри творожок

*Ан-ан-ан — шел домой баран.

*Но-но-но – у нас темно.

 *На-на-на – стоит стена.

Загадки: 

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает.

(барабан)

 

 Был тугим он кулачком,

А разжался – стал цветком.

(бутон)

 Стихи. На звук «Ж»

*Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

*Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Рифмовки:

*Испытает много мук,

Кто без хлеба скушал… (лук)

*Кто в земле укрылся ловко?

Это красная …(морковка)

*Вот зеленый молодец,

Он зовется… (огурец)

Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Ребенок способен запоминать информацию небольшими частями, поэтому для различных жанровых форм характерны повторы разного уровня: отдельных слов, оборотов и понятий.

Цынцы-брынцы, брын-ца-ца.

Цапле дали холодца.

Холодец холодный был,

Цапле горло застудил.

Чайка, цаплю выручай,

Завари целебный чай.

Только при систематической работе различные формы фольклора способствуют коррекции звукопроизношения. Детский фольклор используется в режимных моментах, на прогулке, в игре, в свободной деятельности, в НОДе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...

Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с  использованием малых фольклорных форм. Задачи пособ...

Аттестационная работа "Использование малых фольклорных форм на занятиях со старшими дошкольниками"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Родное слово является основой всякого умственного развития  и сокровищницей всех знаний. Поэтому так же важно заботится о современном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильнос...

Семинар-практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников"

Расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Консультация на педсовет по теме: «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В данной консультации рассматривается фольклор, как своеобразный инструмент социализации ребенка....