Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством конструктора LEGO DUPLO"
статья по развитию речи (младшая группа)

Кривошеина Ольга Викторовна

Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством конструктора LEGO DUPLO" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Викторовна Кривошеина

Научный руководитель:  Татьяна Дмитриевна Сегова,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,

г. Нижний Тагил, Россия

e-mail: olga.krivosheina.80@ mail.ru

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТОРА LEGO DUPLO

Аннотация: в статье проанализирована проблема развития речи детей раннего дошкольного возраста, рассмотрены возможности конструктора LEGO DUPLO как средства развития речи детей раннего возраста.

Ключевые слова: развитие речи, ранний дошкольный возраст, конструктор LEGO DUPLO

В настоящее время дошкольные образовательные организации находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, ─ и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1) сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны, как родителей, так и педагогов.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные советские ученые Ф. А.Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант,  Д. О. Лордкипанидзе) выделяли три группы методов: наглядные, практические, словесные.

Самыми эффективными, на наш взгляд, являются практический метод организации детей раннего дошкольного возраста. К группе практических методов относится игровой ─ в данном случае игры с конструктором LEGO DUPLO. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра, а именно игры с LEGO DUPLO  обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.

Игры детей с конструктором LEGO DUPLO педагог может организовать через:

─  образовательную деятельность;

─  дидактические игры;

─  театральные игры;

─  самостоятельную деятельность детей.

Использование конструктора LEGO DUPLO в работе с детьми раннего возраста способствует:

1) тренировке пальцев рук, что очень важно для развития речи, так как развитие мелкой моторики рук поможет в дальнейшем подготовить руку ребенка к письму;  

2) расширению словарного запаса; 

3) развитию коммуникативных навыков. 

Благодаря LEGO – конструированию дети развивают мелкую моторику рук. Игры и упражнения с движениями кистей рук и пальцев стимулируют процесс развития речи ребенка, способствуют развитию двигательного центра головного мозга, ответственного, в том числе, за развитие мелкой моторики. Чем больше маленьких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше областей мозга включается в работу. Ученые, психологи, занимавшиеся этим вопросом, официально заявляют: в то время как дети прикрепляются части конструктора LEGO DUPLO друг другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, и, соответственно, активно развивается речевой аппарат.

Конструкторы LEGO DUPLO широко используются в дошкольных образовательных организациях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков LEGO. Детям младшего возраста необходимо подобрать LEGO крупного размера. Собрав конструкцию в ДОО один раз, ребенок уже начинает замечать этот же предмет в обыденной жизни, у него будет желание показать и рассказать родителям то, чему он научился, тем самым у ребенка закрепляются слова, которые мы не один раз повторяли во время конструирования. А самое главное LEGO можно использовать не только как игра-конструирование, но и во всех образовательных областях, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе, а также дома с родителями.  

Наряду с развитием мелкой моторики рук конструктор LEGO DUPLO позволяет ребенку овладеть навыками общения непосредственно во время игры. Благодаря взрослому, который принимает участие в игре, ребенок знакомится с новыми словами, фразами. Когда ребенок заинтересован в процессе игры, тогда гораздо проще развивать его речь.

Например, игра: «Кто что умеет делать». Материал: игрушечный набор деталей конструктора LEGO DUPLO. Цель: выбрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Описание игры: Педагог рассказывает детям, что к ним пришли гости и показывает детям животное из конструктора, а дети называют действия или издают звуки, характерные для этого животного. Например: белка - прыгает, скачет, грызет; кошка - мяукает, мурлычет, царапает, пьет молоко, ловит мышей; собака лает, охраняет дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом; кролик - прыгает, бегает, прячется, грызет морковь. Так, благодаря игровой ситуации, педагог учит детей строить простое предложение с использованием существительных и глаголов речи. Таким образом, играя, ребенок, не зная этого, пополняет свой словарный запас. 

Решая проблему языкового развития детей раннего дошкольного возраста с использованием конструктора LEGO DUPLO, можно использовать игровые ситуации, позволяющие обеспечить достаточно богатый бытовой словарь детей раннего возраста.      

Например: игровая ситуация «Знакомьтесь, кукла Таня», в которой кукла называет свое имя, а дети, в свою очередь, называют свое собственное. Затем идет рассказ о жизни куклы – «Таня купается», «Таня умывается». В подобной игровой ситуации активизируется словарный запас детей, они учатся правильно называть туалетные принадлежности и действия с ними. «Саша убирает игрушки» – в этой игровой ситуации фиксируются названия игрушек и действия с ними. «Научим Таню убирать одежду»  – закрепляются знания предметов одежды, обуви, способов их использования и действий с ними, формируются навыки бережного обращения с вещами, воспитываются культурные и гигиенические навыки.                 

В ходе игровой ситуации с детьми на тему «Мебель» разыгрывается ситуация «Семья переезжает в новую квартиру», в которой дети учатся конструировать мебель (стол, стул, шкаф для одежды и т. д.), называть новые предметы мебели. Производя познавательное действие с предметами и куклами из конструктора LEGO DUPLO, дети изучают такие физические качества, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелые или легкие предметы. Наблюдается существенное обогащение и активация словарного запаса у детей, активно развивается способность мыслить.            

Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словарного запаса, введения в словарный запас детей новых слов, можно использовать игровые развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие животные», или   «Большая ферма». Проигрывая ситуацию «Кто, где живет», можно познакомить детей с домашними и дикими животными, с их жильем, научить описывать их внешний вид. В упражнении «Кто как кричит?» решается проблема развития звукового восприятия. Дети выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывают его, имитируя звукоподражание.

Словесные игры с использованием конструктора LEGO DUPLO можно использовать для обогащения лексического запаса. С их помощью можно обновлять пассивный словарный запас, объяснять новые слова и понятия, а также развивать словообразование. К таким играм относятся игры такие как6

─  «Большой-маленький»;

─  «Один-много»;

─  «Четвертый лишний»;

─  «Кто потерял хвостик?»;

─  «На улице большого города».              

В групповых играх с конструктором LEGO DUPLO у детей развиваются коммуникативные навыки. Дети придумывают сюжет и персонажей, учатся создавать сказки, маленькие истории, состоящие из трех законченных частей (начало, середина и конец).

Например: «Кто знает, пусть продолжит». Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора LEGO DUPLO. Цель: стимулировать создание сказок с помощью конструктора LEGO DUPLO. Развивать конструктивные навыки. Развивать речь. Описание игры: Дети с взрослым, решают, про кого они будут сочинять сказку или рассказ. Затем выбирают из конструктора LEGO DUPLO фигуры. Взрослый начинает фразу – дети находят нужную игрушку в наборе. При необходимости, можно сделать простые конструкции из конструктора. Завершают каждую фразу по-разному. Во время этих игр дети используют разные детали конструктора LEGO DUPLO, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет и т. д. что, в свою очередь, вновь способствует обогащению словарного запаса детей.

Конструктор LEGO DUPLO может быть использован в образовательных целях, которые немыслимы без развития языковых навыков: беседы, связного описания различных явлений или предметов. Дети не только описывают свои модели и рассказывают о своих целях, но и отвечают на вопросы во время строительства, причем не только сверстников, но и педагога, и, конечно, задают их сами.

Например: образовательная деятельность по восприятию литературы и фольклора. Название: «Теремок». Материал: конструктор LEGO DUPLO. Цель: познакомить детей с русскими народными сказками. Развивать умение описывать игрушечное животное, последовательно составлять сказку. Развивать мелкую моторику, конструктивные навыки. Описание игры: Педагог предлагает вместе с детьми собрать героев сказки «Теремок» и рассказать сказку. Дети, выполняя строительство, рассказывают о герое, взрослый контролирует работу детей и задает вопросы при затруднении. На этих занятиях дети с удовольствием, рассказывают о своих постройках, рассказывают последовательность своих действий, оценивают конкретную структурную ситуацию. 

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста можно осуществлять в разных видах деятельности, через один набор LEGO DUPLO. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Литература

  1. Выготский Л. С. Детская речь / Л.С. Выготский. ─ М.: Педагогика, 2006 ─ 420 с.
  2. Герасимова  А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. ─ 2-е изд. ─ М.: Айрис-пресс, 2004. ─ 160 с.
  3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO DUPLO. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем д...

Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция...

«Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»

Работа по развитию речи детей раннего возраста посредством  мелкой  моторики....

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие речи детей с ТНР посредством конструктора LEGO Education «Моя первая история»

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная сре...