Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством конструктора LEGO DUPLO"
статья по развитию речи (младшая группа)

Кривошеина Ольга Викторовна

Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством конструктора LEGO DUPLO" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Викторовна Кривошеина

Научный руководитель:  Татьяна Дмитриевна Сегова,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,

г. Нижний Тагил, Россия

e-mail: olga.krivosheina.80@ mail.ru

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТОРА LEGO DUPLO

Аннотация: в статье проанализирована проблема развития речи детей раннего дошкольного возраста, рассмотрены возможности конструктора LEGO DUPLO как средства развития речи детей раннего возраста.

Ключевые слова: развитие речи, ранний дошкольный возраст, конструктор LEGO DUPLO

В настоящее время дошкольные образовательные организации находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, ─ и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1) сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны, как родителей, так и педагогов.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные советские ученые Ф. А.Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант,  Д. О. Лордкипанидзе) выделяли три группы методов: наглядные, практические, словесные.

Самыми эффективными, на наш взгляд, являются практический метод организации детей раннего дошкольного возраста. К группе практических методов относится игровой ─ в данном случае игры с конструктором LEGO DUPLO. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра, а именно игры с LEGO DUPLO  обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.

Игры детей с конструктором LEGO DUPLO педагог может организовать через:

─  образовательную деятельность;

─  дидактические игры;

─  театральные игры;

─  самостоятельную деятельность детей.

Использование конструктора LEGO DUPLO в работе с детьми раннего возраста способствует:

1) тренировке пальцев рук, что очень важно для развития речи, так как развитие мелкой моторики рук поможет в дальнейшем подготовить руку ребенка к письму;  

2) расширению словарного запаса; 

3) развитию коммуникативных навыков. 

Благодаря LEGO – конструированию дети развивают мелкую моторику рук. Игры и упражнения с движениями кистей рук и пальцев стимулируют процесс развития речи ребенка, способствуют развитию двигательного центра головного мозга, ответственного, в том числе, за развитие мелкой моторики. Чем больше маленьких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше областей мозга включается в работу. Ученые, психологи, занимавшиеся этим вопросом, официально заявляют: в то время как дети прикрепляются части конструктора LEGO DUPLO друг другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, и, соответственно, активно развивается речевой аппарат.

Конструкторы LEGO DUPLO широко используются в дошкольных образовательных организациях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков LEGO. Детям младшего возраста необходимо подобрать LEGO крупного размера. Собрав конструкцию в ДОО один раз, ребенок уже начинает замечать этот же предмет в обыденной жизни, у него будет желание показать и рассказать родителям то, чему он научился, тем самым у ребенка закрепляются слова, которые мы не один раз повторяли во время конструирования. А самое главное LEGO можно использовать не только как игра-конструирование, но и во всех образовательных областях, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе, а также дома с родителями.  

Наряду с развитием мелкой моторики рук конструктор LEGO DUPLO позволяет ребенку овладеть навыками общения непосредственно во время игры. Благодаря взрослому, который принимает участие в игре, ребенок знакомится с новыми словами, фразами. Когда ребенок заинтересован в процессе игры, тогда гораздо проще развивать его речь.

Например, игра: «Кто что умеет делать». Материал: игрушечный набор деталей конструктора LEGO DUPLO. Цель: выбрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Описание игры: Педагог рассказывает детям, что к ним пришли гости и показывает детям животное из конструктора, а дети называют действия или издают звуки, характерные для этого животного. Например: белка - прыгает, скачет, грызет; кошка - мяукает, мурлычет, царапает, пьет молоко, ловит мышей; собака лает, охраняет дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом; кролик - прыгает, бегает, прячется, грызет морковь. Так, благодаря игровой ситуации, педагог учит детей строить простое предложение с использованием существительных и глаголов речи. Таким образом, играя, ребенок, не зная этого, пополняет свой словарный запас. 

Решая проблему языкового развития детей раннего дошкольного возраста с использованием конструктора LEGO DUPLO, можно использовать игровые ситуации, позволяющие обеспечить достаточно богатый бытовой словарь детей раннего возраста.      

Например: игровая ситуация «Знакомьтесь, кукла Таня», в которой кукла называет свое имя, а дети, в свою очередь, называют свое собственное. Затем идет рассказ о жизни куклы – «Таня купается», «Таня умывается». В подобной игровой ситуации активизируется словарный запас детей, они учатся правильно называть туалетные принадлежности и действия с ними. «Саша убирает игрушки» – в этой игровой ситуации фиксируются названия игрушек и действия с ними. «Научим Таню убирать одежду»  – закрепляются знания предметов одежды, обуви, способов их использования и действий с ними, формируются навыки бережного обращения с вещами, воспитываются культурные и гигиенические навыки.                 

В ходе игровой ситуации с детьми на тему «Мебель» разыгрывается ситуация «Семья переезжает в новую квартиру», в которой дети учатся конструировать мебель (стол, стул, шкаф для одежды и т. д.), называть новые предметы мебели. Производя познавательное действие с предметами и куклами из конструктора LEGO DUPLO, дети изучают такие физические качества, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелые или легкие предметы. Наблюдается существенное обогащение и активация словарного запаса у детей, активно развивается способность мыслить.            

Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словарного запаса, введения в словарный запас детей новых слов, можно использовать игровые развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие животные», или   «Большая ферма». Проигрывая ситуацию «Кто, где живет», можно познакомить детей с домашними и дикими животными, с их жильем, научить описывать их внешний вид. В упражнении «Кто как кричит?» решается проблема развития звукового восприятия. Дети выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывают его, имитируя звукоподражание.

Словесные игры с использованием конструктора LEGO DUPLO можно использовать для обогащения лексического запаса. С их помощью можно обновлять пассивный словарный запас, объяснять новые слова и понятия, а также развивать словообразование. К таким играм относятся игры такие как6

─  «Большой-маленький»;

─  «Один-много»;

─  «Четвертый лишний»;

─  «Кто потерял хвостик?»;

─  «На улице большого города».              

В групповых играх с конструктором LEGO DUPLO у детей развиваются коммуникативные навыки. Дети придумывают сюжет и персонажей, учатся создавать сказки, маленькие истории, состоящие из трех законченных частей (начало, середина и конец).

Например: «Кто знает, пусть продолжит». Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора LEGO DUPLO. Цель: стимулировать создание сказок с помощью конструктора LEGO DUPLO. Развивать конструктивные навыки. Развивать речь. Описание игры: Дети с взрослым, решают, про кого они будут сочинять сказку или рассказ. Затем выбирают из конструктора LEGO DUPLO фигуры. Взрослый начинает фразу – дети находят нужную игрушку в наборе. При необходимости, можно сделать простые конструкции из конструктора. Завершают каждую фразу по-разному. Во время этих игр дети используют разные детали конструктора LEGO DUPLO, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет и т. д. что, в свою очередь, вновь способствует обогащению словарного запаса детей.

Конструктор LEGO DUPLO может быть использован в образовательных целях, которые немыслимы без развития языковых навыков: беседы, связного описания различных явлений или предметов. Дети не только описывают свои модели и рассказывают о своих целях, но и отвечают на вопросы во время строительства, причем не только сверстников, но и педагога, и, конечно, задают их сами.

Например: образовательная деятельность по восприятию литературы и фольклора. Название: «Теремок». Материал: конструктор LEGO DUPLO. Цель: познакомить детей с русскими народными сказками. Развивать умение описывать игрушечное животное, последовательно составлять сказку. Развивать мелкую моторику, конструктивные навыки. Описание игры: Педагог предлагает вместе с детьми собрать героев сказки «Теремок» и рассказать сказку. Дети, выполняя строительство, рассказывают о герое, взрослый контролирует работу детей и задает вопросы при затруднении. На этих занятиях дети с удовольствием, рассказывают о своих постройках, рассказывают последовательность своих действий, оценивают конкретную структурную ситуацию. 

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста можно осуществлять в разных видах деятельности, через один набор LEGO DUPLO. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Литература

  1. Выготский Л. С. Детская речь / Л.С. Выготский. ─ М.: Педагогика, 2006 ─ 420 с.
  2. Герасимова  А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. ─ 2-е изд. ─ М.: Айрис-пресс, 2004. ─ 160 с.
  3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO DUPLO. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html