«Фрукты».
план-конспект занятия по развитию речи

Козлова Елена Владимировна
  1. Цели: Уточнить обобщение «Фрукты». Расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме. Учить детей образовывать множественное число существительных; образовывать относительные прилагательные; образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; составлять описательные рассказы о фруктах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 727802.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе (первый период обучения) по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по теме «Фрукты».

  1. Цели: Уточнить обобщение «Фрукты». Расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме. Учить детей образовывать множественное число существительных; образовывать относительные прилагательные; образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; составлять описательные рассказы о фруктах.

Оборудование: картинки с изображением фруктов; схема для описания фруктов; натуральные фрукты.

                                           Ход занятия. 

  1. Организационный момент. Психогимнастика (мимические упражнения).

- Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы, лимоны, яблоки. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке апельсина (покажите ваши ощущения) и т.д.

  1. Введение в тему. Повторение пройденного материала.

Детям предлагается назвать картинки (с фруктами).

Вопросы к заданию:

- Что здесь нарисовано?

- Как из можно назвать одним словом? – (фрукты)

- Как называются деревья, на которых растут эти фрукты?

- Как человек ухаживает за деревьями?

- Когда собирают фрукты?

  1. Изучение нового материала. Сравнение лимона и апельсина. (Нахождение сходств и различий по таблице).  

- Что это?

- Где растёт?

- Какой формы?

- Какого цвета?

- Какой на ощупь?

- Какой на вкус?

- Что из него можно приготовить?

Подведение итогов сравнения:

По цвету, по размеру, по форме и по вкусу – апельсин и лимон разные.

Апельсин по цвету – (оранжевый), а лимон – (желтый).

Что больше – апельсин или лимон? – (апельсин).

По форме апельсин – (круглый), а лимон – (овальный).

На вкус апельсин – (сладкий), а лимон – (кислый).

Выделение общих признаков:

Оба эти фрукта покрыты кожурой, которую очищают, когда едят.

Плод апельсина и лимона состоит из долек.

Называются эти фрукты – цитрусовыми.

  1. Пальчиковая гимнастика (упражнения на развитие мелкой моторики по теме «Фрукты»).

  1. Загадки (по теме «Фрукты»).

  1. Обобщение пройденного материала.

Работа по индивидуальным картинкам. Детям предлагается поднять картинку с фруктом, если описание к нему подходит.

- Красное, круглое, гладкое на ощупь, сладкое, сочное. – (Яблоко) и т.д.

  1. Игра «большой - маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

- яблоко – (яблочко)

- апельсин – (апельсинчик)

- лимон – (лимончик) и т.д.

  1. Физминутка (по теме «Фрукты»).

  1. «Карлсон прислал письмо».

- Карлсон нам прислал письмо. Он – знаменитый сладкоежка. Послушайте внимательно, что он пишет:

- «Я сварил их яблок – сливочный компот».

- Какую ошибку он сделал? – (Из яблок варят яблочный компот).

- «Я сварил из слив – малиновое варенье».

- (Из слив варят сливовое варенье) и т.д.

  1. Игра «Добавь слово» (образование множественного числа существительных).

Детям предлагается дополнить предложение с помощью картинок.

- Мама дала мне вкусное – (яблоко).

- У нас в саду растут красные – (яблоки).

- Я съел сочный – (апельсин).

- В вазе лежат оранжевые – (апельсины).

- Друг принес мне сладкий – (ананас).

- Мы купили в магазине вкусные – (ананасы) и т.д.

  1. «Какие фрукты я люблю».

Ребенку предлагается описать любимый фрукт. (Я люблю гранат – он вкусный, сочный, сладкий, полезный) и т.д.

  1. Игра «Узнай фрукт по вкусу» (используются натуральные фрукты).

Ребенку предлагается с закрытыми глазами узнать фрукт по вкусу и объяснить свой ответ. (Я съел яблоко – оно вкусное, сочное, сладкое) и т.д.

  1. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Куда спрятались фрукты или что можно приготовить из фруктов"?

Что можно приготовить из фруктов, какие витамины содержатся в каждом фрукте - об этом в презентации....

"Что за фрукт?" (презнтация - фрукты)

в этой презентации  с помощью загадок дети знакомятся с фруктами ,(кто раньше их не знал), пополняют словарный запас. отгадки появляються в виде картинок....

Конспект открытого занятия по ознакомлению детей 1-ой младшей группы с фруктами на тему "Мы любим фрукты"

В конспекте представлены Технологии педагогической деятельности,  Предшествующая работа (до завтрака) с использованием презентации на тему "Фрукты". Презентация к предшествующей работе ...

« Овощи и фрукты. Мифы об овощах и фруктах»

О пользе овощей и фруктов знают все. Их биологическая ценность для организма неоспорима. Овощи и фрукты не обладают большой энергетической ценностью, но являются поставщиками важнейших  нут...

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по продуктивной (аппликация) и двигательной деятельности Тема: Осенняя пора (фрукты) «Ширма с фруктами»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлении), «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»....