Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по ознакомлению детей 1-ой младшей группы с фруктами на тему "Мы любим фрукты"
    план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

    Бородина Екатерина Александровна

    В конспекте представлены Технологии педагогической деятельности,  Предшествующая работа (до завтрака) с использованием презентации на тему "Фрукты". Презентация к предшествующей работе открытого занятия также представлена на моем сайте.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

        Интеграция ОО: Физическая культура, Социализация, Безопасность, Познание, Коммуникация, Музыка.

      Образовательные задачи:

    -закрепить умение различать по внешнему виду фрукты (яблоко, груша, банан);

    -помогать детям обследовать фрукты (яблоко, грушу, банан), выделяя их цвет, форму, степень твердости или мягкости, характер поверхности: гладкая или шершавая;

    -закрепить знание основных цветов: красный, желтый;

    -формировать умения определять и называть запах фруктов (вкусный, душистый, ароматный); вкусовые качества фруктов: сладкое (ая), (ий), сочное (ая), хрустящее (ая).

      Развивающие задачи:

    -развивать внимание, произвольную память, наглядно-действенное мышление;

    -способствовать развитию речи, как средства общения;

    -обогащать словарь детей:

    существительными: форма, цвет, поверхность, запах, вкус, корзинка;

    прилагательными: круглое, гладкое (-ая, -ий), шершавое (-ая, -ый), твердое  (-ая, -ый), мягкое (-ая, -ий),  душистое (-ая), ароматное (-ая), кислое (-ая,  -ый), сладкое (-ая, -ий), сочное (-ая), вытянутая (-ый), длинный, разные;

    глаголами: проведите, скользит, помните, не сминается, не мнется, понюхайте, пахнет, попробуем, хрустит, несла, собирать,  не перепутайте, ошибалась, перепутала, научили;

    наречиями: вкусно, не вкусно, ароматно.

    -развивать связную речь детей: помогать детям отвечать на простейшие                        («что?») и более сложные вопросы («какого цвета?», «какое?» «какая?», «какой?» );

    -развивать сенсорное восприятие, побуждать детей включать движения рук по фрукту (яблоко, груша, банан) в процесс знакомства с ним: обводить руками, гладить, мять;

    -развивать физические качества детей;

    -развивать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга;

    -приучать к совместным играм со сверстниками; учить детей выполнять игровые действия, правильно реагировать на команды; соблюдать правила игры;

    -развивать интерес к музыке; развивать умение внимательно слушать бодрую музыку без слов.

                 Воспитательные задачи:

    -воспитывать чувства детей: доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь;

    -воспитывать культурное поведение: умение здороваться (по напоминанию взрослого), говорить здравствуй; умение благодарить, говорить спасибо; умение прощаться, говорить до свидания;

    -способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;  

    -воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;

    -знакомить детей с правилами поведения во время еды.

       Оборудование: проектор, экран, ноутбук, флешка с записью презентации на тему «Фрукты» созданная в  программе Microsoft Power Point, стол, магнитофон, диск с записью музыки «Про следы» (без слов) из мультфильма «Маша и медведь», стулья по количеству детей, два стула (для меня и Машеньки), костюм Машеньки: белая блузка, сарафан два белых банта, корзинка,  натуральные фрукты: яблоки (красные), груши (зеленые), банан, тарелка с заранее нарезанными фруктами, столы (2 или больше, в зависимости от количества детей), корзинка (3шт), игрушки – аналоги: яблоки (по количеству детей или более), груши (по количеству детей или более), бананы (по количеству детей или более).

       Методы обучения и воспитания детей:

    -словесные методы: вопросы к детям, ответы детей, объяснение, рассказ, беседа, разъяснение, контроль и оценка (прошу повторить правильный ответ, хвалю детей при правильном ответе);

    -наглядные методы: наблюдение, демонстрация, использование презентации на тему «Фрукты» созданной в программе Microsoft Power Point, показ способов выполнения, образец, пример;

              -практические методы: пример, сенсорное обследование фруктов, дидактическая игра.

       Технологии педагогической деятельности: игровая технология, технология проблемного обучения и ИКТ.

       Предшествующая работа (до завтрака)  с использованием презентации на тему «Фрукты» созданной в программе Microsoft Power Point (Приложение 1), для создания мотивации у детей к занятию. Презентацию использую в качестве наглядного материала, чтобы осуществить наглядно-действенное мышление.

    Дети сидят на стульях в игровой зоне.          

    Установлен проектор и экран. На экране слайд № 2 – изображение Машеньки. Звучит музыка «Про следы» (без слов) из мультфильма «Маша и медведь».                                                                                                                                                          

    Музыка затихает.  Раздается стук в дверь.

    Говорю: «Ой, ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится в дверь? Кто же это к нам пришел? Давайте посмотрим!».

    Дети подходят вместе со мной к двери.

    Открываю дверь, а там Машенька из мультфильма «Маша и медведь». В роли Машеньки второй воспитатель 1-ой младшей группы № 1.

    Машенька здоровается с детьми: «Здравствуйте, детки! Вы меня узнали? Я Машенька!»

    -Ребята, поздоровайтесь с Машенькой. Здравствуй, Машенька!                            ( Здравствуй, Машенька!)

    - Ребята, давайте пригласим Машеньку к нам в группу. Проходи, Машенька к нам!

    Дети вместе с Машенькой и со мной проходят в игровую зону, дети садятся на стулья.

    Машенька рассказывает детям свою историю: «Меня Миша попросил принести фрукты: яблоки, груши и бананы. Миша пригласил в гости животных. Хочет угостить их фруктами. Ежик любит яблоки, белочка любит груши, а сам Миша хочет попробовать бананы. А я не знаю, как они выглядят, все перепутала! Ребятки, помогите мне, пожалуйста, покажите мне яблоко, грушу и банан». Маша плачет.

    Успокаиваю Машеньку: «Маша, не плачь, ребята помогут тебе, все покажут и расскажут!»

    -Ребята, давайте поможем Машеньке, расскажем ей, что мы заем, научим ее!

    Презентация на тему «Фрукты».

    Дети сидят на стульях лицом к экрану. Я и Машенька сидим напротив детей к ним лицом, сбоку от экрана.    

    Во время просмотра презентации слежу за поведением детей. Напоминаю, что вести себя нужно спокойно, не мешать друг другу, не перебивать меня, Машеньку и друг друга, слушать внимательно мои вопросы.

    На каждый вопрос спрашиваю 3-5 детей. После каждого ответа хвалю детей. Если никто из детей не может ответить, затрудняются с ответом или ответили не верно, я говорю правильный ответ сама, а затем прошу детей повторить за мной и проговариваю вместе с детьми правильный ответ еще раз.

    Машенька внимательно слушает и повторяет вместе со мной и детьми правильные ответы.

    На экране слайд № 3 – показ красного яблока.

    Маша говорит: «Я думаю, что это груша!»

    Спрашиваю детей: «Ребятки,  что это?» (Яблоко).

    -Как вы догадались, что это яблоко?

    Выслушиваю ответы детей.

    -Правильно! Молодцы! Это яблоко.

    Повторяем вместе: «Это яблоко».

    -Машенька, ты запомнила?

    Маша: «Да! Это яблоко!»

    На экране слайд № 4 – показ красного яблока.

    Спрашиваю детей: «Ребята, какого цвета яблоко?» (Яблоко красное).

    -Правильно! Молодцы! Яблоко красное.

    Повторяем вместе: «Яблоко красное».

    На экране слайд № 5 – показ желтой груши.

    Маша говорит: «Я думаю, что это яблоко!»

    Спрашиваю детей: «Ребятки, что это?» (Груша).

    -Как вы догадались, что это груша?

    Выслушиваю ответы детей.

    -Правильно! Молодцы! Это груша.

    Повторяем вместе: «Это груша».

    -Машенька, ты запомнила?

    Маша: «Да! Это груша!»

    На экране слайд № 6 – показ желтой груши.

    Спрашиваю детей: «Ребята, какого цвета груша?» (Груша желтая).

    -Правильно! Молодцы! Груша желтая.

    Повторяем вместе: «Груша желтая».

    На экране слайд № 7– показ банана.

    Маша говорит: «Я знаю, я знаю! Это палка!»

    Спрашиваю детей: «Ребятки, что это?» (Банан).

    -Как вы догадались, что это банан?

    Выслушиваю ответы детей.

    -Правильно! Молодцы! Это банан.

    Повторяем вместе: «Это банан».

    -Маша, ты поняла, что это не палка, а банан!

    Маша: «Да, я поняла! Это банан!»

    На экране слайд № 8 – показ банана.

    Спрашиваю детей: «Ребята, какого цвета банан?»  (Банан желтый).

    -Правильно! Молодцы! Банан желтый.

    -Вот Машенька, ребята тебе помогли узнать, как выглядит яблоко, как груша, а как банан. Теперь ты ничего не перепутаешь!

    Машенька радуется и хвалит детей: «Молодцы, ребята, помогли мне! Спасибо вам большое!»

    Ход занятия

    Вводная часть

    Маша говорит: «Миша попросил меня принести ему яблоки, груши и бананы, а я не знала, как они выглядят, путалась и ошибалась. А вы меня научили, и теперь я знаю, как выглядит яблоко, груша и банан. Вот я собрала фрукты в корзинку и отнесу их Мише».

    Я: «Маша, ты молодец! Теперь знаешь, как выглядит яблоко, груша и банан. А ты все знаешь об этих фруктах? Какой они формы? Какая у фруктов поверхность? Твердые они или мягкие? Какой у фруктов запах и вкус?»

    Маша расстроилась: «Нет, не знаю. Но очень хочу узнать! Ребята, расскажите мне, пожалуйста, все о фруктах!»

    Я: «Ребята, давайте расскажем Машеньке все о яблоке, груше и банане, чтобы она не расстраивалась и все, все знала про фрукты!»

    Основная часть

    1 часть «Изучаем и пробуем фрукты на вкус».

    Дети сидят на стульях вокруг столов. Я и Машенька сидим за столом вместе с детьми.

    Во время проведения 1-ой части слежу за поведением детей. Напоминаю, что вести себя нужно спокойно, не мешать друг другу, не перебивать меня и друг друга, слушать внимательно мои вопросы.

    На каждый вопрос спрашиваю 3-5 детей. После каждого ответа хвалю детей. Если никто из детей не может ответить, затрудняются с ответом или ответили не верно, я говорю правильный ответ сама, а затем прошу детей повторить за мной и проговариваю вместе с детьми правильный ответ еще раз.

    Машенька внимательно слушает и повторяет вместе со мной и детьми правильные ответы.

    Машенька ставит корзинку на стол.                                                                                        

    Достаю из корзины яблоко.

    -Ребята, что это? (Яблоко).

    -Правильно! Это яблоко! Повторите вместе со мной: «Это яблоко».

    Даю каждому ребенку подержать яблоко в руках, ознакомиться с ним, обследовать.

    Затем спрашиваю: «Какой формы яблоко?»

    Выслушиваю ответы детей, если среди них есть правильный, прошу ребенка, который правильно ответил на мой вопрос, повторить ответ: «Настя, скажи, пожалуйста, громко, чтобы все ребята и Машенька слышали! Какой формы яблоко?»

    Настя: «Шар».

    -Правильно! Молодец, Настя! Яблоко, как шар, оно круглое, поэтому оно имеет форму шара. Показываю руками, какое яблоко, как шар. Прошу детей вместе со мной показать.

    -Проведите рукой по яблоку. Ребята, яблоко шершавое или гладкое? (Гладкое).

    -Правильно! Яблоко гладкое. Рука скользит по яблоку, значит оно гладкое. Повторите вместе со мной: «Яблоко гладкое».

    -Помните яблоко. Ребята, яблоко твердое или мягкое? (Твердое).

    -Правильно! Яблоко твердое. Оно не сминается, не мнется, значит, яблоко твердое. Повторите вместе со мной: «Яблоко твердое».

    -Ребята, понюхайте, пахнет ли яблоко? (Пахнет).

    -Ребята, яблоко вкусно пахнет или не вкусно? (Вкусно).

    -Яблоко душистое, пахнет вкусно, ароматно, его так и хочется съесть!                                            

    -Давайте попробуем, какое яблоко на вкус.

    Помощник воспитателя выносит тарелку с нарезанными на кусочки яблоками.

    Напоминаю детям, что во время еды нельзя разговаривать, чтобы не подавиться, нужно тщательно пережевывать фрукты, а не глотать кусками.

    Дети и Маша пробуют яблоко. Спрашиваю детей только после того, как они проглотили яблоко.

    -Ребята, какое яблоко на вкус, кислое или сладкое? (Сладкое).

    -Правильно! Яблоко сладкое, сочное, хрустит на зубах!

    Достаю из корзинки  грушу.

    -Ребята, что это? (Груша).

    -Правильно! Это груша! Повторите вместе со мной: «Это груша».

    Даю каждому ребенку подержать грушу в руках, ознакомиться с ней, обследовать.

    Затем спрашиваю: «Какой формы груша?»                                                                                                                                                                                                                  

    Выслушиваю ответы детей, затем говорю: «Груша вытянутая».                                              Повторите вместе со мной: «Груша вытянутая».  

    -Проведите рукой по груше. Ребята, груша шершавая или гладкая? (Гладкая).

    -Правильно! Груша гладкая. Рука скользит по груше, значит она гладкая. Повторите вместе со мной: «Груша гладкая».

    -Помните грушу. Ребята, груша твердая или мягкая? (Твердая).

    -Правильно! Груша твердая. Она не сминается, не мнется, значит, груша твердая. Повторите вместе со мной: «Груша твердая».

    -Ребята, понюхайте, пахнет ли груша? (Пахнет).

    -Ребята, груша вкусно пахнет или не вкусно? (Вкусно).

    -Груша душистая, пахнет вкусно, ароматно.                                            

    -Давайте попробуем, какая груша на вкус.

    Помощник воспитателя выносит тарелку с нарезанными на кусочки грушами.

    Напоминаю детям, что во время еды нельзя разговаривать, чтобы не подавиться, нужно тщательно пережевывать фрукты, а не глотать кусками.

    Дети и Маша пробуют грушу. Спрашиваю детей только после того, как они проглотили грушу.

    -Ребята, какая груша на вкус, кислая или сладкая? (Сладкая).

    -Правильно! Груша сладкая, сочная, хрустит на зубах!  

    Достаю из корзинки банан.

    -Ребята, что это? (Банан).

    Правильно! Это банан! Повторите вместе со мной: «Это банан».

    Даю каждому ребенку подержать банан в руках, ознакомиться с ним, обследовать.

    Затем спрашиваю: «Какой формы банан?»                                                                                                                                                                                                                  

    Выслушиваю ответы детей, затем говорю:  «Банан длинный, вытянутый, похож на огурчик».

     Повторите вместе со мной: «Банан длинный, вытянутый, похож на огурчик».

    -Проведите рукой по банану. Ребята, банан шершавый или гладкий? (Гладкий).

    -Правильно! Банан гладкий. Рука скользит по банану, значит он гладкий. Повторите вместе со мной: «Банан гладкий».

    -Помните банан. Ребята, банан твердый или мягкий? (Твердый).

    -Правильно! Банан твердый. Он не сминается, не мнется, значит, банан твердый. Повторите вместе со мной: «Банан твердый».

    -Ребята, понюхайте, пахнет ли банан? (Пахнет).

    -Ребята, банан вкусно пахнет или не вкусно? (Вкусно).

    -Банан пахнет вкусно, ароматно.                                            

    -Давайте попробуем, какой банан на вкус.

    Помощник воспитателя выносит тарелку с нарезанными на кусочки бананами.                                                                                                            

    Напоминаю детям, что во время еды нельзя разговаривать, чтобы не подавиться, нужно тщательно пережевывать фрукты, а не глотать кусками.

    Дети и Маша пробуют банан. Спрашиваю детей только после того, как они проглотили.

    -Ребята, какой банан  на вкус кислый или сладкий? (Сладкий).

    -Правильно! Банан сладкий.

    2 часть – динамическая пауза. Дидактическая игра на классификацию «Собери фрукты в корзинку».

    Машенька плачет.

    -Маша, что случилось?

    -Я шла к медведю, несла фрукты в корзинке, а потом, случайно все

    рассыпала и опять забыла, что здесь яблоко, что груша, а что банан. Помогите мне, пожалуйста, разложить яблоки, груши и бананы в разные корзинки, чтобы Миша меня не ругал!

    -Ребята, давайте поможем Машеньке!

    Рассказываю детям правила: «Машенька будет держать корзинку, а вы собирать в нее фрукты (игрушки – аналоги). Только яблоки, груши и бананы мы будем собирать в разные корзинки. Сначала мы соберем с вами яблоки. Будьте внимательны, когда будете собирать яблоки, ничего не перепутайте! Собирайте фрукты дружно, не толкайтесь и не отнимайте друг у друга фрукты».

    Ход игры.

    Количество фруктов рассчитано таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти и принести нужный фрукт. Я и Машенька стоим на одной стороне игровой зоны, в руках Машенька держит корзинку. Дети начинают собирать

    фрукты после моей команды.

    Например, я говорю: «Раз, два, три – все яблоки собери!» Дети ищут и собирают в корзинку только яблоки. После   того, как все яблоки собраны, говорю: «Все яблоки вы собрали? Посмотрите внимательно!». Если дети уверенны, что все яблоки собрали, я вместе с ними и Машенькой начинаю проверять, что они собрали в корзинку, все ли верно. Если в корзинке вместе с яблоками лежит груша, спрашиваю: «Что это?» (Груша). Но груша это не яблоко, а я просила собрать в корзинку только яблоки. В следующий раз будьте внимательны, чтобы не ошибиться! Затем Машенька берет другую корзинку, а я даю новую команду: «Раз, два, три – все бананы собери!».

    Я и Машенька хвалим детей после каждого сбора фруктов.

    Заключительная часть.

    -Ребята, вот мы с вами и рассказали Машеньке о фруктах. Маша ошибалась, все перепутала, а мы ее научили!

    Машенька очень рада, что ребята ей подсказали. Она хвалит детей и благодарит. Теперь она знает, как выглядит яблоко, груша и банан, какие они по форме и цвету, какие на ощупь и на вкус.

    -Спасибо, Машенька,  тебе за угощения! Ребята, давайте все вместе скажем Машеньке спасибо.

    Я и дети: «Спасибо Машенька!»

    Машенька: «Спасибо Вам ребята! Мне пора идти к Мише. Он ждет меня. До свидания, дети!»

    -Ребята давайте все вместе скажем Машеньке до свидания.

    Я и дети: «До свидания, Машенька!».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Русские пряники" конспект открытого занятия по ознакомлению окружающего мира - 2 младшая группа.

    Приобщение детей к традиционной культуре через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками....

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в специализированной группе «Надежда» «Ухаживание за комнатными растениями ».

    Воспитатель с детьми рассматривают комнатное растение (листочки – цвет - форма, ствол). Вспоминают, чем и как нужно протирать листочки.Входит Петрушка с цветком, и просит ребят, чтоб они е...

    Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с предметным миром:"Что за чай без самовара".

    Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с предметным миром: « Что за чай без самовара».Цель: знакомство детей с самоваром, обычаем русского народа угощать чаем и караваем.Задачи:-...

    Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с народным фольклором «В гости к нам пришла матрёшка» (для детей 3-4 лет)

    познакомить детей с русской матрешкой, развивать эстетический вкус, мелкую моторику, умение любоваться прекрасным; воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства....

    Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе тема: «Чудесные капельки»

    Цель занятия: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»,...

    Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

    Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

    Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с природой на тему "В гостях у Лесовичка" старшая группа

    Данный материал я использовала в работе по проекту экологической направленности "Будь природе другом!"...