"Русские пряники" конспект открытого занятия по ознакомлению окружающего мира - 2 младшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Лавренова Светлана Васильевна

Приобщение детей к традиционной культуре через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryaniki.docx160.96 КБ

Предварительный просмотр:

 «Пряники русские». Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира – 2 младшая группа.

Цель: приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления.

Программное содержание:

Познакомить детей с русским национальным кушаньем: медовыми пряниками. Учить детей лепить прянички из теста. Обогатить словарь: медовые, медовники,  пряности;  активизировать слова: мятные, вкусные;   как сердечко, как полумесяц,  как цветочек,  как бабочка,  как лошадка.  Пробудить у детей интерес к фольклору;  воспитывать добрые чувства. 

Воспитатель исполняет роль бабушки Арины.

         Материал:

Стаканчики с пряностями  (корица,  ванилин,  мята),  корзинка,  противень, самовар, пряники разной формы, соленое тесто,  досточки,  стеки,  печатки.

        Бабушка. Здравствуйте гости дорогие! Я бабушка Арина, рада гостям как добрым вестям. А вы ребятушки, проходите за стол, садитесь, каждому найдется и местечко, и доброе словечко. Вы знаете меня, я люблю сказки рассказывать, шутки, прибаутки да разные истории.  Сегодня я хочу вас чаем с пряничками угостить. Но пока мой самовар закипит, давайте рассмотрим мои прянички.

На столе под салфеткой прянички.

На что они похожи?

      Дети. Похожи на бабочку, на цветочек, на лошадку, на  полумесяц, на сердечки.

 Да в старину на Руси пряники были любимым лакомством у ребяток и были они в виде разных фигурок: как лошадки, бабочки, как птички. И все прянички были очень большие.

- Ребятки, а хотите узнать интересную историю, когда и как появились прянички?  (Да хотим) 

       Давным – давно, когда древние люди только научились делать муку и добывать мед  от диких  пчел  ( ведь сахар – то тогда еще делать не умели), они стали выпекать лепешки из муки и меда и называть их медовники. 

- Как называть?

       Дети. Медовники

-  Как вы думаете, почему медовники?

Дети отвечают.

Но вот однажды, древние люди обнаружили на земле удивительные ароматные растения. У одних растений очень вкусно пахли листья, у других- семена, у третьих- коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно  пахла. И тогда они эти растения назвали одним словом- пряности, благодаря их пряному вкусу и запаху.

- Повторите, как их назвали?

      Дети. Пряности.

Им так понравились пряности, что они решили добавлять их в тесто для медовников. И посмотрите, что получилось:

были медовники, а добавили пряности и появились пряники.

- Кто- нибудь догадался, почему их назвали именно пряники?

      Дети. Потому что в тесто добавили пряности, поэтому назвали пряники.

А, чтобы вы запомнили пряный вкус пряностей, я вам их сейчас дам понюхать. Они уже готовые измельченные,  хранятся они у меня в заветной корзинке. Это  корица, ванилин, Посмотрите, какие они, и понюхайте их.

-  Как по – вашему, они пахнут? Хорошо или плохо?

- Как мы их назовем одним словом, кто запомнил?

      Дети. Пряности.

 А еще в моей заветной корзинке есть такая замечательная травка. Возьмите все ее, понюхайте, потрогайте сухие  листочки.

- Вы узнали ее? Это мята.

-  Вам нравится запах мяты? Мята очень полезна: в ней содержаться особые вещества, фитонциды, убивающие вредных микробов.

- Ребята, а если мы в тесто для пряников  добавим мяту.

- Как такие пряники будем называть?

      Дети. Пряники мятные.

Посмотрите, как интересно, давайте повторим.

Сначала были  медовники, а потом их стали называть пряники.

- Почему их стали называть пряники?

     Дети. Потому что в тесто добавили пряности.

А, что же нужно чтобы замесить тесто на пряники, вы знаете?

Вот и мы с вами сейчас заведем тесто на пряники.

  Дети встают в круг.  Выполняют действия по тексту.

                               

Игра «Замеси тесто»

                               На столе стояла миска,

                               Ну а в миске пусто.

                               Заведем, ребятки тесто,

                               Будет очень вкусно.

                               Яйца в миску разобьем,

                               А затем мы мед нальем.

                               Соды, ванилин в тесто положили.

                               Всыпали муку, круто замесили.

                               Тесто мы еще помнем, помнем.

                               Стряпать прянички начнем.

Бабушка приглашает детей за другой стол.

- Что, вы видите, ребятки?

      Дети. Лепешки из теста.

- чем тесто раскатано?

      Дети. Тесто раскатано скалочкой.

Я хочу еще поучить вас стряпать прянички- бабочки. А, вы хотите научиться? (да)  Тогда принимаемся за работу.

Используемый материал: стаканчики, для вырезывания круга из теста, стеки, печатки (большие и маленькие кружочки), противень, дощечки.

 Дети лепят прянички, укладывают их на противень.

 Ай да молодцы, детки! На славу потрудились, пряники мы  на кухне испечем, а сейчас чай пить начнем с моими пряничками, а там, глядишь, и ваши поспеют. Да и самовар мой уже закипел. Будем прянички кушать, да русские народные песни слушать.

Звучат песни: « Пряники  русские» (муз. В. Купривича,  сл. М. Хотимского и рус. нар. «Ладушки»).  Дети пьют чай. Бабушка вручает детям по фигурному пряничку в форме коня, птичек,  бабочек. Рассказывает

о том, что

В старину лошадок дарили мальчикам, чтобы те были сильными, ловкими, крепкими, а девочкам птичек, бабочек, чтобы  красивыми были да шустрыми, а прянички – сердечки дарили тем, кого любили.

Во время чаепития сообщить о том, что

Пряники до того полюбили на Руси, что без них не обходился ни один пир. На праздники пекли огромные пряники и украшали их, как торт, изображениями деревьев, цветов, птиц, надписями разными.

 

                               

                                                                                                                           

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению окружающего мира "Путешествие в мир живой природы" в подготовительной группе.

Конспек открытого занятия "Путешествие в мир живой природы" в подготовительной группе....

Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева»

Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева»...

«Прогулка куклы Маши в зимнем лесу» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром младшая группа

laquo;Прогулка куклы Маши в зимнем лесу»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим мироммладшая группаЗадачи:Учить детей характеризовать время года зима;Закрепить умение детей узнавать и наз...

Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром в младшей группе "Поможем Мишке"

Занятие направлено на формирование обобщающих понятий (посуда, игрушки, животные), развитие умения отвечать на вопросы, обогащение словаря детей (название игрушек животных , посуды)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром младшая группа «Береги природу»

Цель: дать детям первоначальные  правила поведения в природе. Предварительная работа:  рассматривание диких животных, птиц на картинках, игры: «Очисть озеро, «Кого не стало?...