Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной логопедической группе "Ромашка" по теме: 
"Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78

                            комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект  непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной логопедической  группе «Ромашка»  по теме:

«Зимующие птицы»

Образовательные технологии:

- игровые

- здоровьесберегающие

-личностно – ориентированная

- икт

                                           

                                                                   

                                                                                                                          Воспитатель -

 Ковалева Анна Антоновна

Санкт-Петебург 2018год

Вид: познавательно-речевое

Цель: расширять представления детей о зимующих птицах.

Задачи:

1. Образовательные:

- формировать представление детей о зимующих птицах, их отличительных особенностях,  

  повадках, питании в зимний период, о роли человека в их жизни;

- познакомить детей  с новыми для них видами  зимующих птиц: клёст, глухарь, поползень;

- учить классифицировать зимующих птиц на группы по рациону их питания.

2. Развивающие:

-  развивать познавательную активность;

- развивать речевую активность, побуждать к словообразованию;

 - развивать внимание, логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.

 - активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»

3. Воспитательные:

-  воспитывать  бережное, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в зимних

   условиях.

 

Образовательные технологии:

- игровые

- здоровьесберегающие

- личностно – ориентированная

- мнемотехника

- музыкотерапия

- икт

Материалы и оборудование:

1. театральный костюм для «сороки»

2. конверт с загадками

3. иллюстрации с изображением зимующих птиц

4. мяч

5.  ковролин, силуэт заснеженного дерева, силуэт многоэтажного дома

6. иллюстрированные силуэты птиц

7. 4 обруча  

8. карточки-схемы с обозначением типа питания  птиц

9. экран, проектор

10. фонограмма «Голоса птиц»  

Ход занятия

1. Оргмомент.

Дети стоят полукругом.

В группе появляется ребёнок в костюме сороки.

Сорока: Здравствуйте, здравствуйте, вам письмо!

Воспитатель: Спасибо, сорока. Давайте, ребята, откроем конверт и узнаем, что в нём.

Да здесь для нас загадки.

                                                                Разве можно забывать:

                                                                Улететь могли,

                                                                А остались зимовать

                                                                Заодно с людьми.

                                                                Небогаты их корма,

                                                                Горсть одна нужна,

        Горсть зерна – и не страшна

                                                                Будет им зима.

О ком говорится в этой загадке? (о зимующих птицах)

Давайте с ними познакомимся.

2. Основная часть.

Воспитатель предлагает подойти к доске, где расположены иллюстрации с    изображением зимующих птиц.

Воспитатель:

Дети, почему этих птиц называют зимующими? (они не улетают на юг, а остаются зимовать в наших краях).

Ребята, посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц? (туловище, голова, крылья, лапки, хвостик, перья).

А чем они отличаются друг от друга? (размером, окраской оперенья, формой клюва).

Каких птиц вы узнали? (дети называют знакомых птиц)

Давайте познакомимся со знакомыми и не знакомыми   птицами поближе.

Вот удивительная птица – клёст.

А что в ней удивляет нас?

Правильно, у клеста необычный клюв, верхняя и нижняя часть клюва перекрещены.

С помощью такого клюва птицы быстро и ловко раскрывают чешуйки шишек хвойных деревьев и достают из них семена.

А ещё – это единственная птица, которая выводит зимой птенцов.

В январе-феврале клесты строят на елях тёплые гнезда, самочка высиживает яйца, согревая их своим теплом, а самец кормит её и развлекает своим пением.

Вылупившихся птенцов они выкармливают кашецей из еловых семян.

А эта кашеца «варится» у них в зобу.

Достаём из  конверта  ещё одну загадку, попробуйте её отгадать:

      Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

   С первым снегом на рябине

       Он появится опять   (снегирь)

А как вы догадались? (ответы детей)

Снегири прилетают к нам с севера только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом.

На каком дереве и почему мы можем чаще всего увидеть снегирей на рябине? ( на рябине, они любят кушать её  плоды).

А вот это – самая крупная птица наших лесов, называется глухарь.

Посмотрите, какие у него сильные, мощные ноги, они приспособлены для быстрого бега.

Хоть глухарь и летает неплохо, но чаще спасается от врага бегством.

А ещё  с помощью своих сильных ног глухарь раскапывает снег, чтобы добыть из-под него ягоды.

Готовясь к зиме, глухари вылетают не берега рек и озёр, набивают зобы маленькими круглыми камешками, которые помогают перемалывать жёсткую сосновую хвою.

Ещё одна необычная птичка – поползень.

Люди его зовут акробатом, потому что в поисках насекомых он может быстро передвигаться по стволу дерева головой вниз.

Обратите внимание на его клюв, какой он? (острый, длинный)

Как вы думаете для чего ему нужен такой клюв? ( доставать из-под коры насекомых)

А ещё таким носом он ловко переворачивает опавшую листву, лесную подстилку, добывая спрятавшихся там насекомых.

И достаём из конверта последнюю загадку:

Всё время стучит,

                                                                    Деревья долбит.

                                                                    Но их не калечит,

         А только лечит   (дятел)

Как вы догадались?

А как в народе называют дятла? (лесной доктор)

Почему люди его так называют? (он лечит больные деревья, спасает их от вредных насекомых…)

Когда дятел постукивает по дереву, он по звуку определяет больное дерево, здоровые деревья  не трогает.

Дятел внимательно осматривает заражённые насекомыми деревья, очищает больные места от коры и, упёршись в ствол жёстким, упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, долбит дерево крепким, как долото клювом.

А потом длинным, острым на конце языком достаёт насекомых из выдолбленного отверстия.

2.1

А теперь поиграем в игру «Составь одно новое слово из двух»

У сороки белые бока – сорока белобокая

У снегиря красная грудь – снегирь красногрудый

У воробья короткие лапы – воробей коротколапый

У поползня длинный и острый клюв – поползень длинноклювый и остроклювый

У снегиря чёрная голова – снегирь черноголовый

У синицы тонкий клюв – синица тонкоклювая

У совы большие глаза – сова большеглазая

У вороны чёрное крыло – ворона чернокрылая

У глухаря короткие и широкие крылья – глухарь короткокрылый и ширококрылый

У дятла жёсткий хвост – дятел жёсткохвостый

Игра проводится с мячом, дети стоят в кругу.

Воспитатель: давайте немного отдохнём.

2.2

Физминутка.

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок - (прыжки на двух ногах вокруг себя)

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку (присесть)

Почесала клювом грудку (наклон головы вперёд,  на грудь)

И с дорожки на плетень (встать, махи руками в стороны)

Зинь-зинь-зинь, тень-тень-тень.

2.3

Воспитатель: а теперь мы вместе с сорокой полетим в зимний лес.

Звучит фонограмма «Голоса птиц»  и дети, «взмахивая крылышками», перемещаются вместе с воспитателем к ковролину,  на котором изображено заснеженное дерево.

Воспитатель: дети, вспомните, какие птицы селятся в лесу.

Кто знает, тот сажает птичку на ветку дерева.

Дети находят птиц, называют их и расселяют  на ветках дерева.

Как вы думаете, почему эти птицы селятся в лесу? (они не любят городского шума, в лесу они могут найти нужный им корм)

Воспитатель обращает внимание детей на другую половину ковролина, на которой находится изображение городского дома.

Воспитатель: а какие птицы любят селиться рядом с человеком?

Дети находят птиц, называют их и расселяют их в городской черте.

Воспитатель: дети, а почему от нас улетели перелётные птицы? (стало холодно,  исчезли

насекомые, водные обитатели укрыты льдом, птицам нечем питаться)

А чем же будут питаться оставшиеся на зиму птицы? (семенами сорных трав, плодами деревьев и кустарников…)

Но корма в окружающей среде не всегда достаточно, холодно и голодно птицам зимой.

Как же мы можем им помочь? (надо птиц подкармливать, сделать кормушки)

Чем же можно подкормить птиц? (зёрнами, семечками, крошками булки, кусочком сала…)

Почему мы должны помогать птицам, заботиться о них? (ответы детей)

2.4

Компьютерная презентация «Птичья столовая»

2.5

Пальчиковая гимнастика.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело (дети сжимают и разжимают

Мы расскажем:                                                  кулачки)

Две синицы, воробей,                         (дети поочерёдно загибают пальцы)

Шесть щеглов и воробей

Дятел в пёстрых пёрышках

Всем хватило зёрнышек                     (имитируют кормление крошками)

2.6

Воспитатель: приготовили наши «крылышки» и дружно полетели на лесную полянку (дети перемещаются на ковёр, на котором лежат карточки с изображением зимующих птиц, а по углам расположены 4 обруча с карточками-схемами, обозначающими тип питания для птиц).

Дети мы уже с вами знаем, что все птицы по типу питания делятся на группы.

Давайте вспомним на какие?

Как называются птицы, которые питаются насекомыми? (насекомоядные)

Назовите их (поползень, дятел, синица)

А птицы, которые едят растительную пищу? (растительноядные)

Назовите их (клёст, снегирь, щегол, голубь, свиристель, воробей, глухарь)

Как называются птицы, которые едят всё и не брезгуют даже отходами на помойке, свалках? (всеядные)

Назовите их (сорока, ворона).

Какая ещё группа птиц есть? (хищные)

Назовите их (сова, филин, ястреб)

2.7

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что любят птицы»

Вы закроете глаза, а я вам раздам изображения птиц, на сигнал – вы открываете глаза,

определяете название птицы, вспоминаете, чем она питается,  к какой группе относится, и встаёте вокруг своего обруча, в котором лежит нужная вам карточка-схема.

Проводится дидактическая игра.

3. Оценочный этап.

Мы с вами на занятии узнали много нового и интересного о зимующих птицах.                  Назовите новых птиц, с которыми вы познакомились на этом занятии (поползень, глухарь, клёст) Кто запомнил на какие группы делятся птицы по типу питания.                                                          А каких птиц  мы можем увидеть в «птичьей столовой»?                                                            Почему люди должны заботиться о птицах? (ответы детей)                                                Правильно, птицы берегут всю растительность на земле, благодаря чему воздух на нашей планете будет чистым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...