Главные вкладки

    Мастер класс для педагогов: "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"
    материал по развитию речи

    Белозерова Александра Васильевна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобраовательная школа № 6" дошкольне группы

     

     

    Мастер - класс для педагогов в дошкольном образовательном учреждении

    на тему:

    "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"

     

     

     

     

    Воспитатель:

    Белозерова Александра Васильевна

     

    г. Югорск

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер класс для педагогов в детском образовательном учреждении

    «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»

    Рефлексия

    Крикните громко и хором, друзья!

    Деток вы любите?

    Нет? Или Да?

    Пришли на собрание,

    Сил совсем нет,

    Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

    Я вас понимаю…

    Как быть, господа?

    Проблемы детей решать нужно нам? (да)

    Дайте мне тогда ответ!

    Помочь откажетесь мне? (Нет)

    Последнее спрошу вас я:

    Активными все будем? (да)

    Тема нашего мастер-класса

    «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»

    Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые дидактические игры, которые мы используем в речевой работе с детьми.

    «Прекрасна речь,

    Когда она как ручеек,

    Бежит среди камней,-

    Чиста, нетороплива,

    И ты готов внимать ее поток

    И восклицать:

    О, как же ты красива!..»

    На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

    • Односложная, состоящая из простых предложений, речь;
    • Бедность речи;
    • Несформированность грамматического строя речи;
    • Нарушение звукопроизношений;
    • Бедная диалогическая речь;
    • Трудности в построении монологов;
    • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
    • Отсутствие навыков культуры речи;
    • Плохая дикция.

    Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.

    Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.

    Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:

    1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.

    2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

    3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

    Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:

    1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

    2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

    3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

    Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

    1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д).

    2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).

    3. Словесные игры (без наглядного материала).

    Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.

    Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

    Игра «Цепочка слов»

    Цель: Обогащение словаря прилагательными, существительными

    Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.

    Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:

    Воспитатель В): Кошка бывает какая?

    - Пушистая, ласковая, разноцветная

    В. Что еще бывает разноцветным?

    - Радуга, платье, телевизор…

    В. Каким еще может быть платье?

    - Шелковым, новым, модным…

    В. Что еще может быть модным? и т. д.

    Игра «Что с чем делают?

    Цель: Обогащение словаря глаголами.

    Песок сыплют, а воду…

    Котлеты жарят, а суп…

    Стол накрывают, а постель…

    Цветы водой поливают, а огонь…

    Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…

    Стол можно сломать, а стакан…

    Воду можно разлить, а горох…

    Сено косят, а волосы…

    Платье шьют, а шарф…

    Игра «Эстафета»

    Цель: Активизация глагольного словаря.

    Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.

    Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…

    Кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается…

    Игра «Назови три предмета»

    Цель: Упражнять в классификации предметов

    Воспитатель называет слово, например мебель. Тот кому он бросает мяч, называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель.

    Игра «Подбери слово»

    Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

    Воспитатель спрашивает: «Вспомните, что можно шить?» (платье, пальто, сарафан, рубашку)

    Что можно завязывать?

    Что можно чистить? И т. д.

    Игра «Сочиним сказку»

    На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук «А». Отгадайте, кто это мог быть? У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук «А». Как вы думаете, что это за овощи? Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес с собой игрушки в подарок для детенышей, в названии которой есть звук «А». Все были рады.

    Давайте мы вернемся в детство. Вы помните свое детство? Вспомните, во что вы верили в детстве? В волшебство дети верят все… Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, который не потерял в себе волшебника.

    «Вся наша жизнь — игра» Б. Грасиан


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

    Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

    Задачи:1.     помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2.     создать доверительную атмосферу в группе родителей;3.     оказ...

    Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников....

    Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

          В данном материале проводится  мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики ру...

    Мастер - класс для педагогов "Дидактическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Снегирь из шерсти"

    Данное пособие может использоваться для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми....

    Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

    Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

    Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»

    Мастер-класс для родителей«Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»...