«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatral.ya_deyat.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
                       «Детский сад общеразвивающего вида № 9»  
      Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан  

   Выступление с презентацией для воспитателей

            на педагогическом  совещании на тему

      «Влияние театрализованной

          деятельности на развитие

            речи  дошкольников»

                                           Выполнила: воспитатель по обучению  

                                                                          детей татарскому и русскому языкам

                                                                          Хисамиева Гульфания Газизулловна

                                             

                                                    г.Нижнекамск

                                                            2018 г.

Развитие речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый . Для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.  Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации о посредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную  с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность: выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение от лица персонажа.

Театрализованная игра даёт возможность работать над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя: вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза).

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, необходимо использовать знакомые любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение).

1.Пальчиковый театр способствует:
-развитию речи, внимания, памяти;
-формирует пространственные представления;
-развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
-повышает работоспособность, тонус головного мозга.
Также способствует стимулирование кончиков пальцев, движения кистями рук. Игра с пальцами ускоряет процесс  речевого и умственного развития.

2.Театр картинок и фланелеграф развивает:
-творческие способности;
-содействуют эстетическому воспитанию;
-развивают ловкость, умение управлять своими движениями;
-концентрировать внимание на одном виде деятельности.

3.Театр вязанной игрушки развивает:
-моторно-двигательную;
- зрительную;
-слуховую координацию;
-формирует творческие способности;
-артистизм;
-обогащает пассивный и активный словарь.

4.Настольный театр помогает учить детей :
-координировать движения рук и глаз;
-сопровождать движения пальцев речью;
-побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

5.Театр на палочке развивает у детей
-моторику;
-координацию движений;
-помогает ребенку выразить эмоции;
-способствует развитию речи.

6.Театр кукол.
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку)с куклой.

7.Театр масок способствует;
-развитию психофизических способностей, помогает развивать воображение, творческие способности, мышление, память.


8.Театр ложек развивает у детей:

-моторику;
-координацию движений;
-помогает ребенку выразить эмоции;
-способствует развитию речи.

9. Драматизация считается  самый «разговорный» вид  театрализованной деятельности. Основу  игр- драматизаций составляет наши любимые сказки. Во время  игры- драматизации развивается диалогическая речь ( что немаловажную роль играет при обучении языкам) В сказке «Репка» персонажи зовут к себе (Бабай зовет к себе бабушку: Әби, кил монда.  Әти, кил монда. Әни, кил монда.  В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003 г.
  2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001 г.
  4. Менджерицкая Д.В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка

Устная речь - это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений. Среди мн...

" Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольника"

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержат...

Доклад к педсовету «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический с...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи младших дошкольников

В последние годы отмечается увеличения количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут полностью выразить свои мысли, у них слабо развито воображение, связная ре...

"Влияние занятий театрализованной деятельностью на развитие речи дошкольника."

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возм...

Консультация для родителей "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников"

laquo;Театр - это волшебный мир. Он даек т уроки волшебной красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...