Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Кульмухаметова Эльвира Константиновна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья»

Цель: закреплять связную речь у детей.

Задачи: - учить детей рассматривать фотографии, называть родственные связи  (сын, дочь, внук, внучка, бабушка, дедушка и т.д)

Ход ЗАНЯТИЯ

Ребята, сегодня мы будем с вами много разговаривать. Чтобы мы разговаривали красиво, давайте сделаем гимнастику для нашего язычка.

(воспитатель проводит артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику)

 «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз (молодцы)

Воспитатель: Сегодня вы сами догадаетесь, о чём наше занятие, а

для этого я загадаю вам загадки.

Загадывание загадок о членах семьи.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (дед)

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший. (брат)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете кто эти люди?

Дети: Семья.

Воспитатель: Скажите ребята, а что такое семья?  

Дети: Семья – самые родные люди, мама, папа, брат, сестра,

дедушка, бабушка.

Они живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитатель: (дети вместе с воспитателем рассматривают семейные альбомы) Просит рассказать детей, чьи фотографии они принесли.(рассказы детей)

Воспитатель: После рассказов детей воспитатель предлагает им разобраться в своих родственных связях. Показывая на фотографии, воспитатель спрашивает:

- Кто это?

- Это бабушка.

- Кто ты для бабушки?

- Для бабушки я внук.

- Кем приходишься бабушке?

- Я прихожусь бабушке внуком.

- Кем приходится бабушке твой папа?

- Папа для бабушки сын.

- Кем приходится бабушке мама?

- Дочерью.

Воспитатель: Какие бывают семьи?

Дети: Дружные, ласковые, счастливые, большие, трудолюбивые,

любящие, заботливые.

Воспитатель: А где живут семьи?

Дети: Семьи живут в доме, квартире.

Физкульт. минутка «Кто живёт у нас в квартире».

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать(шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а кто глава семьи? (папа) , а почему? (сильный , смелый , работящий и т.д…)(Дети рассуждают на эту тему, приводя свои доводы.)  

Правильно, отец – глава семьи. Он в ответе за своих близких.

Воспитатель: предлагает каждому ребенку по конверту с карточками. На карточках изображены члены семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, внук, внучка. Дети раскладывают карточки по старшинству. Затем отвечают на вопросы воспитателя:

- Кто старше папа или бабушка? (Бабушка старше папы).

- Кто моложе папа или бабушка? (Папа моложе бабушки).

-Кто старше - внук или дедушка (Дедушка старше внука).

-Кто моложе – внучка или бабушка, (Внучка моложе бабушки).

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня говорили о ваших семьях.

Давайте будем помогать нашим близким, заботиться о них, радовать их каждый день,

Семья – это самое важное..

Ребята, вам понравилось занятие?

О чем мы сегодня с вами говорили?

А что вам понравилось больше всего?

 (Ответы детей)

Правильно, мы говорили о семье и кто такие родственники?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Моя семья»

Марина Баглачёва 
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Моя семья»

Цель:

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2. Рассматривание семейных фотографий на отдыхе, в квартире, в саду, в лесу.

3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

4. Закрепление знаний пословиц о семье.

5. Изготовление вместе с родителями семейных рисунков.

6. Чтение стихов и рассказов о семье.

Оборудование, материалы: демонстрационный материал - картинки с изображением семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки.

Ход занятия:

Организационный момент.

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам свою доброту,

положительные эмоции,

хорошее настроение.

Ребята, посмотрите, сегодня у нас гость, давайте с ним

поздороваемся.

Приглашаю вас на занятие.

Воспитатель: Сегодня вы сами догадаетесь о чём наше занятие, а

для этого я загадаю вам загадки.

Загадывание загадок о членах семьи. На каждую загадку появляется

картинка-отгадка.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (дед)

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший. (брат)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете кто эти люди?

ДетиСемья.

Воспитатель: А что такое семья?

ДетиСемья – самые родные люди, мама, папа, брат, сестра,

дедушка, бабушка.

Они живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитатель: Какие бывают семьи?

Дети: Дружные, ласковые, счастливые, большие, трудолюбивые,

любящие, заботливые.

Воспитатель: А где живут семьи?

ДетиСемьи живут в доме, квартире.

Физкульт. минутка «Кто живёт у нас в квартире».

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать(шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Сюрпризный момент: появляется домовёнок Кузя.

Воспитатель: Ребята, кто это? Кузя очень любит приходить в

дружные, счастливые семьи в гости. К нам он пришёл поиграть в

игры.

Ребята, а как Кузю можно назвать ласково?

Дети: Кузя - Кузенька.

Игра «Как мама называет тебя ласково». Дети говорят Кузе.

Воспитатель: Спасибо Кузя, что ты поиграл с нам в игру, а теперь отдохни, а мы с ребятами поиграем с мячом в игру «Кто как трудится в вашей семье». Встаньте около стульчиков, я вам буду называть обязанности, а вы должны договаривать чья это обязанность (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата или ваша).

• Ходит на работу

• шьет

• гуляет с внуками

• зарабатывает деньги

• ходит в магазин

• учит уроки

• готовит пищу

• гладит

• проверяет уроки

• ухаживает за цветами

• помогает бабушке

• моет посуду

• пылесосит

• играет

• вяжет

• читает

• делает ремонт

• мастерит

• вытирает пыль

• выносит мусор

• убирает игрушки

Воспитатель: Молодцы, ребята, обязанности в вашей семье распределили, а теперь пришло время отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика "Моя семья"

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Воспитатель: Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому

что у вас есть любящие семьи.

Семья-это счастье, любовь и удача,

Семья-это летом поездки на дачу.

Семья-это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья-это труд, друг о друге забота,

Семья-это много домашней работы,

Семья-это важно!

Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,

Какая хорошая наша семья!

Ребята, теперь Вы знаете, что такое семья. И запомнитесемья – это близкие ваши родственники, родные друг другу люди. А теперь мы пройдем за столы и нарисуем свою семью.

Игра «Нарисуем «семью»

Нужно в правую руку взять карандаш, а левую руку положить на середину листа, и обвести свою руку, каждый пальчик в отдельности. Затем выбрать из этих пальчиков себя, и других членов семьи. Нарисовать глазки, нос, рот и раскрасить цветными карандашами остальное. Дети рисуют портрет членов семьи цветными карандашами.

– Молодцы, ребята! Хорошо нарисовали у кого-то семья большая, у кого-то поменьше. У вас у всех получился семейный портрет.

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы –

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

Ребята, и Вы заберете свои рисунки домой и будете их хранить в семейном альбоме.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья»

Мария Якушева 
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Цель: закреплять связную речь у детей среднего возраста.

Задачи: формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата;

Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи;

Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;

Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Материал: семейные фотографии, мяч.

Ход ЗАНЯТИЯ

Ребята, сегодня мы будем с вами много разговаривать. Чтобы мы разговаривали красиво, давайте сделаем гимнастику для нашего язычка.

(воспитатель проводит артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику) «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз

Давайте поговорим с вами о семье. Посмотрите на эту фотографию (воспитатель показывает фотографию своей семьи). Это моя семья! Это моя мама – Елена Викторовна, а это мой папа – Николай Александрович, это мои братья – Дмитрий и Сергей. Скажите ребята, а что такое семья?

(ответы детей)

Молодцы ребята! Сейчас я по очереди буду кидать вам мячик, а вы мне скажите, как зовут ваших родителей.

(ответы детей)

Как их можно назвать одним словом?

(ответы детей)

Ребята скажите, а членом семьи могут быть только родственники или чужие люди?

(ответы детей)

Физкультминутка

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (Шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте)

Всех могу пересчитать(Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка (Наклоны туловища вправо и влево)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо и влево)

Вот и вся моя семья(хлопаем в ладоши)

Теперь я буду называть вам домашние обязанности, а вы будете говорить, кто из родителей выполняет какие обязанности.

Ходит на работу

Делает ремонт

Готовит еду

Ухаживает за детьми

Убирается в доме

Выносит мусор

Ребята, а вы помогаете своим родителям? Какие обязанности выполняете по дому вы?

(ответы детей)

Молодцы ребята! Скажите, а что нужно делать, чтобы в вашей семье было радостное настроение?

(ответы детей)

А сейчас мы с вами поиграем в игры, только это непростые игры, а речевые.

«Дополни предложение»

- летом листочки на деревьях зеленые, а осенью…

- зайчик летом серый, а зимой…

-грибы растут на, а огурчики – на…

- рыба живет в, а медведь в …

- сахар сладкий, а лимон…

- днем светло, а ночью…

«Закончи предложение»

Я хочу…

Я умею…

Я помогу…

Я принесу…

Я спою…

«Скажи какой»

- Карандаш (новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий,

прочный и т. д.)

- Лист (осенний, желтый, большой, маленький, опавший и т. д.)

- Цветок (душистый, весенний, лесной, яркий, маленький и т. д.)

- Река (быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая и т. д.)

- Мама (добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая и т. д.)

Ребята, вы такие молодцы! Семья – это самое важное. Свою семью нужно любить и помогать во всем. Скажите вам понравилось наше занятие?

(ответы детей)

А что вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Спасибо вам за такое хорошее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Моя семья

Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.Воспитывать положительные взаимоотно...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Моя семья"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Моя семья»Задачи:1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.2. Закрепить представлени...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Моя семья"

Задачи:Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь и уважение ко всем член...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Моя семья"

Задачи Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, брата, сестры.Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, любовь и уважение ко всем членам семьи....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья»

Задачи:1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.3. Упражнять детей в подборе ...