Пальчиковые игры
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Муллахметова Гульназ Анваровна

Материал подготовлен для выступления на ГМО воспитателей подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковые игры для развития речи детей  

и подготовки руки к письму»

             Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.  Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» ,а М.Монтессори  утверждала «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»  и т.к. мы все мечтаем, чтобы наши дети были умными и талантливыми., мы заинтересованы развивать общую и мелкую моторику ребёнка с самого раннего возраста. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. (Мизинец- сердце, безымянный палец- печень(почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова). Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение  организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Что же происходит когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1.стимулирует развитие речи.

2.Создают благоприятный, эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

3.Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.

4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.

5.Развивается память ребенка, воображение и фантазия.

6.В результате освоения воображения приобретут силу, гибкость и подвижность, которые в дальнейшем облегчат овладение навыком письма.

Пальчиковые игры - как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. 

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов. В дошкольных учреждениях педагоги используют основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. 

Для этого используются приемы: 
•систематичность проведения игр и упражнений.

•последовательность - (сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно.) Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; 
•все игры  должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

• недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. 

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях: 
•Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). 
•Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена). 
•Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки). 
•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. 
•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). 
•Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). 
•Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант). 

      Сейчас в продаже огромное количество «Умных игрушек» (Конструкторы, трансформеры, мозаика и т.д.), но  зачастую дети разбрасывают и играют в них мало. Причины: не по возрасту или не учтены характерные особенности. Например: ребенок непоседа, но надо вовремя предложить  игру и научить пользоваться с удовольствием.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп. Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете. 

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Итак первый вид- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Представлены некоторые игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок.  Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

 Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Группа игр с предметами
а) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями) 
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; 
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; 
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.); 
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу. 

б) игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: 
• выполнить узор после выкладывания его взрослым; 
• по конечному результату (образцу); 
• по уменьшенной схеме; 
• по словесной инструкции; 
• выкладывание букв и цифр из веточек.  

«Спички- невилички» Задача: поднять все спички со стола одноименными пальцами рук, главное , чтобы не упали.
в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий: 
• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности); 
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»; 
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; 
• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону); 
• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками); 
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; 
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; 
• нанизывание колец на тесьму, стержень; 
• пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.

•бумажные колпачки и крышки от бутылок.(можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)

• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков; 
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев. 

• упражнения с поролоновыми губками(сжимание- разжимание, «Утята», «Бабочка», «Бантик», «Лягушка», «Резинка», «Колбаска», «Секрет» .

•чудесный мешочек.

игры с бумагой способствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев. «Закопай игрушку в сугроб», «Огород», «Обрывание бумаги», «Выгладим платочек для мамы и для дочки»; аппликация и оригами, лепка из пластилина и глины.

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением.  Представлены некоторые виды игр, которые  побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они  запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру  коллеги мы сейчас  с вами поиграем. «В гости к кошке». 

Группа игр с речевым сопровождением. 
С веток ягоды снимаю 
и в лукошко собираю. 
("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку. 
Ягод - полное лукошко! 
Я попробую немножко. 
(щипотку поднести ко рту) 
Я поем ещё чуть - чуть - 
легче будет к дому путь! 
Я поем ещё малинки. 
Сколько ягодок в корзинке? 
Раз, два, три, четыре, пять… 
(загибаем пальчики) 
Снова буду собирать! 

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. 
(загибаем пальчики) 
Вот кулак, а вот ладошка. 
(Показать кулак и ладошку) 
На ладошку села кошка и крадется потихоньку, 
(По ладошке перебирая пальчиками 
продвигается другая ладошка) 
Может, мышка там живет? 
Кошка мышку стережет. Мяу! 
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, 
а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки) 

«Куклы на пальчика». Нарисовать на картоне верхнюю часть туловища героя без ножек, вырезать 2 отверстия для указательного и среднего пальца, пальцы дорисовать красками на водной основе (туфли, сапожки, копытца и т.д.)

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр.«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» и т.п.

«Пишем на ладошке» (можно на спине). Ребенок закрывает глаза и отгадывает цифру, букву, геометрическую фигуру, затем меняетесь.

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр ( показ на слайд), также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки (показ на слайд) также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми .

Следующий вид – это Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга».

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе с нами несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем,  по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки. 

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д. Упражнения с поролоновыми губками: «бантик», «лягушка», «бабочка».

Итак, приступим к рассмотрению следующего вида- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. Представлены некоторые названия игр. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. А мы вам в свою очередь предлагаем  поиграть в игру «У жирафов».

Игра “У жирафов”

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Полезна гимнастика для пальцев ног.  «Пляска», «Волна», «Забор», «Вверх- вниз». Ножное письмо(буквы, цифры, геометрические фигуры) с карандашом и без, «Истории в следах( По обоям на полу, по песку)»

И еще много- много игр вы можете сами придумывать, фантазировать, обыгрывать любую сказку, стихотворение.

Находясь в волшебном мире пальчиковых игр я заметила, что детям он очень нравится. Замкнутые дети начинают раскрываться, а те, кто плакал, забывают про слезы.

Заключительная часть.

Уважаемые воспитатели! Большое спасибо, что вы приняли  активное участие. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените  полученные знания в своей работе.

Моё выступление я хочу закончить небольшим стихотворением.

 

Две руки

Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
       Одна дары от жизни принимает,
           Другая их с поклоном возвращает.
            В наших руках богатство остается,
            Оно любовью к ближнему зовется.

«Речевые игры с детьми».

Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребёнка шести-семи лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, логико-смысловая организация. Потому, как ребёнок строит своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

У ребенка старшего дошкольного возраста к началу обучения в школе должно быть:

  • Звукопроизношение полностью соответствовать норме;
  •  Различение как далеких, так и близких пар фонем;
  • Ребенок владеет нормами словоизменения различных частей речи, адекватно использует предлоги;
  • Практически не осталось ошибок в словообразовании – так называемых неологизмов, то есть слов, в которых нарушена морфемная сочетаемость;
  • Словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи;
  • Ребенок владеет определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
  • Ребенок осуществляет элементарные логические обобщения в пределах родо -видовых отношений;
  • У ребенка сформировано отношение к речи как к объективной действительности: он умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формы звукового анализа;
  • Проявляется готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию.

 Уважаемые коллеги! Вам предлагаются игры, которые помогут  детям подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь ребёнка богаче и разнообразнее.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, все возможности и способности.

Играйте   с Ребёнком   на равных, поощряйте его   ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

 «ТОЛЬКО ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА».

 Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т.д.)

 «ПОДБЕРИ СЛОВО».

 Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима,  какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый)

 «КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»

 Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту   как можно больше слов — действий. Например, что умеет делать кошка?   (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать ).

 «АВТОБИОГРАФИЯ».

Вначале воспитатель    берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

«СЛОВА МЯЧИКИ».

 Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

 «ВЕСЁЛЫЕ   РИФМЫ».

 Играющие должны подбирать к словам рифмы.

Свечка — … печка; трубы — … губы; ракетка — … пипетка; сапоги — пироги и т.д.

 » ЕСЛИ   ВДРУГ …».

 Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т.д.

Что произойдёт? Чем это можно заменить? Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д.» Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

* живая   вода; * цветик – семи цветик; * ковёр — самолёт и т.д.

 «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(употребление сложноподчинённых предложений) 

  • Мама положила хлеб… куда? ( в хлебницу)
  • Брат насыпал сахар… куда? ( в сахарницу)
  • Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? ( в салатницу)
  • Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетчицу)
  • Марина не пошла сегодня в школу, потому что… ( заболела)
  • Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)
  • Я не хочу спать, потому что… ( ещё рано)
  • Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)
  • Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
  • Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)

 «КОМУ УГОЩЕНИЕ?»

( употребление трудных форм существительных)

 Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки  с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

 «НАЗОВИ ТРИ СЛОВА»

(активизация словаря)

 Каждому участнику по очереди ведущий задаёт вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

  • Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
  • Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

«КТО КЕМ ХОЧЕТ СТАТЬ?»

(употребление трудных форм глагола)

 Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение, со словом хотим или хочу.

«ЗООПАРК»

(развитие связной речи).

 Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая, их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид;
  2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

 «СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ»

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

 В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

 «КТО КЕМ БЫЛ ИЛИ ЧТО ЧЕМ БЫЛО»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

 Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

 «НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ»

(активизация словаря, развитие внимания).

 Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

 «ПОДБЕРИ РИФМУ»

(развивает фонематический слух).

 Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат н похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве … (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

 «НАЗОВИ ЧАСТИ ПРЕДМЕТА»

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

 Показываем картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: по очереди называем части предметов.

II вариант: каждый игрок получает рисунок и сам называет все части

 «ДАВАЙ-КА ПОСЧИТАЕМ 1 -2- 5»

(развитие навыка согласования а) существительных и числительных; б) существительных, прилагательных и числительных)

 А) Один банан – два банана – пять бананов…

Одна юбка – две юбки – пять юбок…..

Одно кольцо – два кольца – пять колец….

Б) Один маленький утенок – два маленьких утенка – пять маленьких утят…

Одна синяя кофта – две синие кофты – пять синих кофт….

Одно вкусное печенье – два вкусных печенья – пять вкусных печенье…

 «СНЕЖНЫЙ КОМ»

(развитие связной речи и грамматического строя речи).

 Детям предлагается фраза из 2 слов. Например: Падает снег.

Задача каждого последующего игрока увеличить ее на одно слово, например:

Падает пушистый снег.

Падает белый пушистый снег.

С утра падает белый пушистый снег.

С утра на дорожки падает белый пушистый снег.

С утра на садовые дорожки падает белый пушистый снег.

 (детям предлагать посчитать, сколько слов получилось в новой фразе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...