проект " Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Рогожнева Марина Викторовна

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_detey_melkoy_motoriki_rannego_vozrasta.docx288.68 КБ

Предварительный просмотр:

                         Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

        Детский сад №29 Красногвардейского района

                                                            Санкт- Петербурга

                                                                                                                                       

Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста

« Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

                                   

                                                     Воспитатель: Рогожнева Марина Викторовна                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                 Санкт-петербург

                                                                               2019

  На всех этапах жизни  ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора  больших полушарий еще окончательно не сформирована.   Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

  Исследованиями ученых ( М.М. Кольцова, Е. Н. Есенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребенка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

  Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук  помогут развить речь ребенка,  оградят его от дополнительных трудностей обучения.

  Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что  нервные окончания рук воздействуют на  мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребенка  совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

  Занятие пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ.

  1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,  развивают умение подражать взрослому, учат понимать  смысл речи. Повышают речевую активность ребенка.
  3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
  4. Ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность,  это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребенка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от- пальцев. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать , у него  достаточно развиты такие  психические функции, речь.

                                                     

                                                                          http://a2b2.ru/storage/images/person/143341/gallery/22870/187164_hello_html_8bfe4a.jpeg

АКТУАЛЬНОСТЬ данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции  дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребенка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением  родителей в данном вопросе.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный  выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребенком в процессе этих упражнений.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие мелкой моторики рук, детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГА:                                                                                                             - показать способы и приемы проведения пальчиковой гимнастики;                                             - познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;                                                - развить речь детей, расширять словарный запас.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:                                                                                                                                                      - развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

ЗАДАЧИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:                                                                                                                                                                                            - учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;                                                                                 - создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:                                                                                                                             1. Воспитатель                                                                                                                                              2. Дети                                                                                                                                                             3. Родители

СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:                                                                         - применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;                                                                                                                                                                                                                    - использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;                                                                                                                                      - информационные листы для родителей;                                                                                        - разучивание стихов, потешек;                                                                                                                                                                                         - использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.

        

УСЛОВИЯ:

Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, необходимую методическую литературу по данной теме.

  1. Игра « Цветные столбики»
  2. Игра «Цветные бусы»
  3. Мозайка 50 деталей
  4. Пирамидка  «Сияние»
  5. Кубики в картинках
  6.  Мозайка мелкая « Полянка»
  7. Пазлы « Гусеница»
  8. Набор «Строим вместе»( 54 кубика)
  9. Конструктор « Строитель»

10)Пальчиковый театр « Колобок»

11)Пальчиковый театр « Репка»

12) Пальчиковый театр « Теремок»

13) Пальчиковый тренажер « Лунтик»

   

http://detsad531.ru/icons/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8.jpg

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: В течении учебного года ( С сентября по май)

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Дети:

- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

- увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в обычной жизни;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображения, речь;

-  кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

- формируюстя навыки к рисованию;

- положительные отзывы родителей и педагогов.

РОДИТЕЛИ:

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики дома.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

  1. Подготовительный этап:

Определения педагогам темы, целей и задач, содержания проекта, прогонозирование результата.

Обсуждения с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определения содержания, длительности проекта и участи в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме:

О.Н. Новицкая « Веселые пальчиковые игры» ( Москва « Астрель», 2001 год); А. Хворостовцев « Умные ручки»( Новосибирск, 2008год), С. Шанина « Играем пальчиками, развиваем речь» ( Москва « Классик», 2008 год) и др…

Подготовка наглядного материала:

- письменных консультаций, стендов информации.

-современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук « Бусы», « Цветная башенка» и др..

- оформление фотовыставок « Говорящие пальчики», « Пальчиковые сказка» и др..

- выставки детских работ « Ваза из фасоли» и др..

2.  основной этап реализации проекта:

- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;

- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

-включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

                          ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

Срок проведения

Мероприятия

Тема

Ответственный

Сентябрь

Родительское собрание

«Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте»

Воспитатель

Октябрь

Консультация для родителей

« Что такое мелкая моторика и как ее развивать»

« Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Воспитатель

Ноябрь

Папка-передвижка

«Развитие мелкой моторики»

Воспитатель

Декабрь

Информационная папка для родителей

« Как  подготовить ребенка к школе»

Воспитатель

Январь

Круглый стол для родителей

«Изготовление развивающей игры « Магазин» ( Соленое тесто)»

Воспитатель

Февраль

Консультация для родителей

« Игры на развитие мелкой моторики рук»

Воспитатель

Март

Открытое занятие для родителей

 « Весна красна»

Музыкальный руководитель

Апрель

Консультация для родителей

« Речь и пальчики»

Воспитатель

Май

Итоговое родительское собрание

« Диагностика»

Воспитатель

                                   

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

- перед игрой с ребенком необходимо ее обсудить, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовку малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый правильный настрой;

- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

-  при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично ( особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желания малыша;

-  не ставьте перед малышом  сразу несколько сложных задач. Объем внимания у детей ограничен, и не выполнимая задача может отбить интерес к игре;

- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно с помощью взрослых;

-никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно ликвидировать их или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, не замечайте, если они по началу  делают что-то не правильно, поощряйте успехи.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

- Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

- Консультации индивидуальные и групповые « Речь и пальчики», « Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги».

- Мастер-класс для родителей « Волшебные пальчики».

- Беседы с родителями « Дети и мелкая моторика рук».

- Родительские собрания: знакомство с проектом « веселые ручки».

-Дни общения ( ответы воспитателя на интересующие родительские вопросы).

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может –быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей.

Отмечалась положительная  реакция и эмоциональные отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли интерес  и желание играть в данные игры, с интересом и желание выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память, считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.  

                                                       

                                     ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Виды деятельности

Цели и задачи

1

Изучение тематики, формулировка проблемы

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2

Изучение родителями методической литературы: Е.И. Чернова, Е.Ю. Тимофеева « пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона –Век 2007.

Приобщить родителей к чтению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

3

Составления перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей

 Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований

4

Включением воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физ. Минутки. В свободную деятельность детей.

 Способствовать снятию напряжению рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить  детям радость телесного контакта.

5

Консультации для родителей на тему « Пальчиковые шаги», « Речь и пальчики»

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6

Мастер-класс для родителей: « Волшебные пальчики»

Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр

7

Семинар-практикум для родителей на тему « чтобы четко говорить- надо с пальцами дружить»

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

8

Консультации на стенде информации: «  Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры» как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры»

Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

9

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой  моторики рук детей

 Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

10

Анализ проделанной работы по проекту « Время подводить итоги» .  родителями

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

11

Постановка новой проблемы « Теневой театр»

 Разработать план работы по развитию речи детей посредством театральной деятельности.

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов.

                 

                                ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Шанина С.Е., Гаврилова  А.М. Играем пальчиками-развиваем речь. Москва: « Риполплассик», 2008;
  2. Навицкая О.П. Ум на концах пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: « Сова», 2006;
  3. Данилова Л.  Пальчиковые игры. Москва : « Росмэн», 2008;
  4. Драко М.В.  Развивающие пальчиковые игры. Минск « Поппури»,2009;
  5. Хвастовцев А. Умные ручки.  Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
  6. Белая А.Е. , Мирясова В.И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: « Профиздат», 2001;
  7. Чурзина Н.О. Пальчиковые куклы.  Москва: « Сова», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Проект Первая младшая группа «Носики – Курносики ». Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не ...

Проект "Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"

quot;Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"...

Проект по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста "Ловкие пальчики"

       Актуальность проекта:  уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности &nd...

Проект "Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов. ...