Главные вкладки

    Проект по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста "Ловкие пальчики"
    проект (младшая группа) на тему

    Оксана Михайловна Капустина

             Актуальность проекта:  уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.         

           Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

          Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

          Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас  малыша.

          Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, активная и связанная речь.

          Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

          Таким образом, можно сделать вывод, что движения рук, а в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое влияние на мышечную составляющую речи, активизируют её. Следовательно, для того чтобы развить активную речь, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует развитию активной речи.

         В работе над развитием активной речи используется комплекс всех мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает ребёнку возможность из всех предложенных мероприятий, выбрать деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lovkie_palchiki_ml_vozr.docx26.73 КБ

    Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 47»

    Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики»

    (для детей первой младшей группы)

                                Авторы проекта:

                                 Капустина О. М.

                                     

    г. Ачинск, 2017

          «Истоки способностей и дарований детей – на  кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» (В.А. Сухомлинский).

    Теоретическая обоснованность развития активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики очевидна. На сегодняшний день современный воспитательный процесс немыслим без методик и программ, предполагающих использование мелкой моторики при формировании и успешном функционировании речевых навыков детей младшего дошкольного возраста.

    В связи с этим был разработан данный авторский проект.

    Авторы: Капустина Оксана Михайловна– воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 47» г. Ачинска, Красноярского края.

     Место реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 47» г. Ачинска,  Красноярского края.

    Аудитория проекта: дети младшей группы «Капитошка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 47» г. Ачинска, Красноярского края.

    Цель проекта: формирование активной речи детей посредством развития мелкой моторики.

          Задачи проекта:

    совершенствовать движения кистей и пальцев рук,  развивать согласованность работы обеих рук;

    развивать умение действовать по словесным инструкциям и умение самостоятельно выполнять поставленные задачи, умение осуществлять контроль над собственными действиями.

          Проблематика проекта:  многие дети, приходящие в детский сад к трём годам не умеют разговаривать, общаться со сверстниками, что является результатом задержки в развитии, причём не только  речевом, но и интеллектуальном. Родители и воспитатели должны помнить, что речь способствует развитию высших отделов психики.

          Актуальность проекта:  уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.          

    Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

          Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

          Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас  малыша.

          Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, активная и связанная речь.

          Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

          Таким образом, можно сделать вывод, что движения рук, а в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое влияние на мышечную составляющую речи, активизируют её. Следовательно, для того чтобы развить активную речь, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует развитию активной речи.

         В работе над развитием активной речи используется комплекс всех мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает ребёнку возможность из всех предложенных мероприятий, выбрать деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

        Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018.

        Этапы реализации:

    •        Подготовительный этап  (диагностика мелкой моторики у детей группы, пополнение предметно – развивающей среды).

    •        Планирование деятельности участников проекта.

    •        Реализация проекта (проведение мероприятий).

    •        Анализ проделанной работы.

    Ожидаемый результат:

    1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня соответствующего данному возрасту.

    2. Развитие активной речи на уровне, достаточном для детей младшего дошкольного возраста.

    Деятельность по реализации проекта

    Совместная деятельность детей со взрослыми

    Дата

     

            Название

    Задачи

    Самостоятельная деятельность детей

    Сентябрь

    Пальчиковые игры: «Этот пальчик дедушка…», «Шли четыре братца…»

    Знакомить детей с названием пальцев рук, учить соединять движение пальцев с речевым комментарием.

    Выкладывание узоров из мозаики с мелкими деталями по образцу.

    Пальчиковая игра «Осень»

    Нанизывание крупных бус на шнурок

    Учить соединять движение пальцев  с речевым комментарием.

    Развивать точность и координацию движений кисти.

    «Волшебные мелки»: рисование мелом на асфальте.

    Октябрь

    Пальчиковая игра «Пирог»

    Рисование фигурок животных по трафаретам

    Учить соединять движение пальцев  с речевым комментарием.

    Развивать координацию движений пальцев рук.

    Игры со шнуровками

    «Цветные узелки».

    Пальчиковая игра «Овощи»

    Выкладывание на столе дорожек из гороха и фасоли

    Учить соединять движение пальцев  с речевым комментарием.

    Оказывать тонизирующее
    и оздоравливающее действие на кончики пальцев.

    Рисование восковыми мелками на бумаге «Листочки кружатся».

    Пальчиковая игра «Капуста».

    Перекладывание шариков из одной емкости в другую ложкой.

    Учить соединять движение пальцев  с речевым комментарием.

    Развивать сгибательные и разгибательные движения кисти.

    Лепка овощей из пластилина «Собираем урожай».

    Ноябрь

    Пальчиковая игра «Компот».

    Просеивание фасоли из смеси с манной крупой через сито.

    Учить соединять движение пальцев  с речевым комментарием.

    Развивать сгибательные и разгибательные движения кисти.

    Игры с конструктором «Лего».

    Пальчиковая игра «Каша».

    Переливание воды из одной емкости в другую большой пипеткой.

    Учить соединять движение пальцев  с речевым комментарием.

    Развивать умение захватывать предметы в кулак ведущей руки, развивать силу ведущей руки.

    Собирание пазлов различной тематики (кол-во 30 штук).

    Пальчиковая игра «Апельсин».

    Переливание воды из одной емкости в другую маленькой  пипеткой.

    Учить соединять движение пальцев  с речевым комментарием.

    Развивать умение захватывать предметы щепотью, развивать силу пальцев.

    Выкладывание узоров из мозаики с крупными деталями по образцу.

    Декабрь

    Пальчиковая игра «Зима».

    «Сухой бассейн» - поиск мелких игрушек в емкости с крупой.

    Учить соединять движение пальцев  с речевым комментарием, развивать координацию пальцев.

    Оказывать тонизирующее и оздоравливающее действие на кисти рук и  кончики пальцев.

    Рисование палочками на снегу «Дорожки для зайчат».

    Пальчиковая игра

    «Оладушки».

    Игра «Горки для козлят»: выкладывание форм из влажного песка.

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Оказывать тонизирующее действие на кисти рук, совершенствовать координацию пальцев обеих рук.

    Рисование карандашами на тему: «Елочка – колкая иголочка».

    Пальчиковая игра «Ботинки».

    Игра «Поймай мыло».

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Оказывать расслабляющее действие на кисти рук, совершенствовать умение захватывать, удерживать предметы.

    Лепка из пластилина на тему: «Елка для зверят».

    Январь

    Пальчиковая игра «Зима».

    Игра «Сушим бельё»: пристегивание кукольной одежды прищепками к веревке.

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Развивать умение брать предметы «пинцетным» захватыванием, развивать силу пальцев.

    Рисование карандашами на тему: «Елочка – колкая иголочка».

    Пальчиковая игра «Пальчики».

    «Сухой бассейн»:  поиск мелких игрушек в емкости с крупой.

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Оказывать тонизирующее и оздоравливающее действие на кисти рук и  кончики пальцев.

    Игры со шнуровками «Завяжи шнурки».

    Февраль

    Пальчиковая игра «Пять утят».

    Игра «Плыви кораблик».

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Снижать тонус и напряжение пальцев рук, развивать умение захватывать предметы одной рукой, увеличивать объём активных движений.

    Рисование фигурок животных по трафаретам «Ребятки – зверятки».

    Пальчиковая игра «У жирафов».

    Игра «Отпечатки наших рук»: действия с сухим и влажным песком.

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Оказывать тонизирующее действие на кисти рук, совершенствовать координацию пальцев обеих рук.

    Самостоятельное выкладывание узоров из мозаики с мелкими деталями.

    Пальчиковая игра «Апельсин».

    Игра «Чудесный мешочек»: поиск и называние предметов на ощупь.

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Развивать чувствительность пальцев рук, умение захватывать предметы одной рукой, увеличивать объём активных движений.

         

    Игры с конструктором «Строитель».

    Март

    Пальчиковая игра «Наша группа».

    Игра «Копилка».

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Совершенствование «пинцетного» захвата, развитие зрительно-двигательной координации.

    Нанизывание крупных бусин на шнурок «Бусы для мамы».

    Пальчиковая игра «Ботинки».

    «Сухой бассейн»: поиск мелких игрушек в емкости с крупой.

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Оказывать тонизирующее и оздоравливающее действие на кисти рук и  кончики пальцев.

    Рисование восковыми мелками на тему: «Цветы для мамы».

    Пальчиковая игра «Пять утят».

    Игра «Поймай мыло».

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Оказывать расслабляющее действие на кисти рук, совершенствовать умение захватывать, удерживать предметы.

    Рисование геометрических фигур по фигурным линейкам.

    Пальчиковая игра «Пальчики».

    Выкладывание на столе фигурок из спичек.

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Развивать умение брать предметы «пинцетным» захватыванием, развивать ловкость пальцев.

    Лепка из пластилина

    «Пирожки для кукол»

     

    Апрель

    Пальчиковая игра «Компот».

    Игра «Разложи пуговицы»

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Совершенствовать умение брать предметы «пинцетным» захватыванием, развивать умение различать и обозначать словом величину предмета.

    Лепка из соленого теста «Пирожки для кукол».

    Пальчиковая игра «Две подружки».

    Игра «Переливание воды из одного кувшинчика в другой».

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Совершенствовать согласованную работу обеих рук.

     Выкладывание узоров из мозаики с мелкими деталями по образцу.

    Пальчиковая игра «Семья могучая».

    Игра «Чудесный мешочек»: поиск и называние предметов на ощупь.

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Развивать чувствительность пальцев рук, умение захватывать предметы одной рукой, увеличивать объём активных движений.

    Игры со шнуровками «Завяжи шнурки».

    «Пальчиковая игра «Каша».

    Игра «Плыви кораблик».

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Снижать тонус и напряжение пальцев рук, развивать умение захватывать предметы одной рукой, увеличивать объём активных движений.

    «Волшебные мелки»: рисование мелом на асфальте.

    Май

    Пальчиковая игра «Две подружки».

    Игра «Горки для козлят»: выкладывание форм из влажного песка.

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Оказывать тонизирующее действие на кисти рук, совершенствовать координацию пальцев обеих рук.

    Выкладывание дорожек из камешков «Мостовая для машин».

    Пальчиковая игра «Рыбка».

    Игра «Отпечатки наших рук»: действия с сухим и влажным песком.

    Игра «Поймай мыло».

    Совершенствовать умение координировать движение пальцев с произносимым текстом.

    Оказывать тонизирующее действие на кисти рук, совершенствовать координацию пальцев обеих рук.

    Оказывать расслабляющее действие на кисти рук, совершенствовать умение захватывать, удерживать предметы.

    Пересыпание сухого песка из одной емкости в другую «Нагружаем грузовик».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста

    содержит цели задачи и некоторые виды пальчиковых игр...

    Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

    Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

    Проект Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

    В данном проекте описана целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

    Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

    Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

    Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...