Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Федорова Елена Петровна

Цель: формирование грамматического строя речи посредством сказки.

Задачи:

- Овладение словарным запасом, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

- Формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования.

- Развитие монологической и диалогической речи.

- Развитие памяти, воображения. Закрепление умения запомнить и правильно воспроизвести последовательность событий в произведении.

Оборудование:

Набор иллюстраций, набор геометрических фигур из картона, набор золотых монет из картона, волшебная коробочка с сюрпризом, костюм Буратино.

Предварительная работа: Чтение сказки «Лиса и Журавль».

 

Ход занятия:

Звучит музыка.

Воспитатель: Дети, на адрес детского сада пришла посылка и телеграмма от Буратино,  в которой он сообщил, что направлялся к нам с вот этой замечательной волшебной коробочкой, в которой находится сюрприз для нас, а по пути Лиса Алиса и Кот Базилио стащили у него золотой ключик, которым открывается эта  коробочка. И если мы произнесем заклинание…   Телеграмма оборвалась!!! Что же делать???   Неужели Лиса и Кот добрались и  до телеграммы???   Давайте же быстрее произнесем заветные слова. Кто знает, какие слова произносил Буратино на поле чудес, когда сажал монеты???

Ответы детей.

Воспитатель:   А теперь давайте покружимся и произнесем: «Крекс, пекс, фекс». Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: А где же мы оказались? Наверное, мы перенеслись на поле чудес. Ой, ребята, какой-то листик! Да, это же продолжение телеграммы: «Найдите на поле чудес золотые монеты, каждая из монет несет свое задание, выполнив которые мы получим золотой ключик и откроем заветную коробочку». Ребята, а сколько монет было у Буратино?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, оглянитесь, нет ли тут где золотых.  Нет.  Еще раз произносим «Крекс…».  Да вот же золотой!!!  А сейчас, дети, нам нужно ответить на загадки, о каких сказках и сказочных героях в них идет речь, а потом проверить правильность ответов в соответствии с приготовленными картинками:

Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?  (Гуси - лебеди и баба - Яга)

 

Серый, рыбки я немало,-

Говорит лиса,- поймала.

-Научу тебя я, волк,

Слушай и бери ты в толк,

Способ этот очень прост:

Нужно сунуть в прорубь  хвост(Лисичка-сестричка и волк)

 

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..  (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

 

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупке ореха та девочка спала.

Какая же девочка в цветке жила. (Дюймовочка)

 

Хрю-хрю-хрю — каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный. (Три поросенка)

 

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)

 

Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Лиса и журавль)

 

Воспитатель: Эту сказку «Лиса и журавль» мы с вами, ребята, прочитали. И я хочу проверить, внимательно ли вы ее слушали. Давайте же произнесем наше заклинание: «Крекс…»… Ребята, а вот и следующий золотой. И нам предлагается ответить правильно на вопросы викторины.

Что сделала лиса после того, как они подружились с журавлем?

Захотела съесть его

Пригласила его пожить у неё

Решила угостить его   ˅

Выгнала его из дома

         Что наварила Лиса Журавлю?

Суп

Компот

Манная каша    ˅

Кисель

Во что положила лиса кашу?

В миску

В чашку

В тарелку     ˅

В кастрюлю

Понравилось ли каша Журавлю?

Да, он её хвалил

Нет, он её даже не попробовал    ˅

Да, но мало досталось

Нет, она была пересолена

Чем в ответ угощал журавль лису?

Окрошкой    ˅

Кашей

Борщом

Компотом

Куда журавль положил своё угощенье?

В кастрюлю

В ведро

В кувшин     ˅

В кружку

Почему лисе не удалось попробовать угощение?

Журавль быстро съел всё сам

Лисья голова не пролезала    ˅

Лиса была сыта

У журавля было много других гостей

"Взяла лису досада. Думала, что наестся..."

На три дня

На пять дней

На целую неделю    ˅

На месяц вперёд

Какая пословица здесь уместна?

Как волка не корми, он всё в лес глядит

Как аукнется, так и откликнется    ˅

Бережёного Бог бережёт

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Как лиса и журавль стали потом относиться друг к другу?

Они продолжали дружить

Они раздружились    ˅

Они стали ходить друг к другу каждый день

Лиса обиделась, а журавль нет

Воспитатель: Дети, еще раз произносим «Крекс…». Воспитатель с детьми находят третью монету.

         Воспитатель: А теперь, дети, ответьте, как вы понимаете смысл пословиц, поговорок и новых слов:

«Нашла коса на камень».  Дети: не могут договориться, уступить.

«Несолоно хлебавши». Дети: ни с чем, голодный.

«Как аукнется, так и откликнется»?  Дети:  как ты относишься к людям, так и они к тебе.

«Званый пир». Дети: обед в гостях.

«Стряпала».  Дети: варила, готовила.

«Не обессудь».  Дети: не вини, не суди.

«Потчевать». Дети: угощать.

«Досада». Дети: обида.

Воспитатель: Дети, вы молодцы! А чтобы найти четвертую монету, давайте еще раз произнесем «Крекс…».  Воспитатель с детьми находят четвертую монету.

Воспитатель: А теперь, дети, давайте поиграем в игру «Скажи по-другому».

Позвала Лиса Журавля в гости. Дети: пригласила.

Наварила Лиса вкусной манной каши. Дети: приготовила.

Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу». Дети: варила.

Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем». Дети: кормить.

На другой день является Лиса к Журавлю. Дети: приходит.

Журавль сделал окрошку. Дети: наготовил.

С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь. Дети: закончилась.

Дети находят пятую монету, и воспитатель предлагает им правильно расставить картинки по сказке «Лиса и журавль» и придумать названия к каждой картинке.

1. Лиса приглашает Журавля.

2. В гостях у Лисы.

3. Журавль приглашает Лису.

4. В гостях у Журавля.

5. Дружба врозь.

Воспитатель: Дети, вы молодцы! Все задания вы выполнили правильно. Теперь должно же что-то произойти!!!

Под музыку выбегает Буратино и приносит золотой ключик. Открывается коробочка с сюрпризом, в которой находятся геометрические фигуры. Из них складываются фигуры лисы и журавля.

Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что же им понравилось больше всего. Дети отвечают.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные:  продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...

Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

В данном конспекте представлено знакомство детей с материалами, из которых делают различные вещи ( свойства стекла: прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкост...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе по развитию речи.

Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 23 группы «СОЛНЫШКО» г.Санкт-Петербург, Московский район....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Путешествие в зимний лес"

Закреплять знания детей о зимних явлениях в жизни природы, о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме,   воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе....

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе по развитию речи

Цель: Совершенствование лексико-грамматических средств языка на основе произведения Р.Киплинга «Слоненок».Задачи:Образовательные:·        Совершен...

Конспект открытой НОД в подготовительной группе №11 по развитию речи «В поисках сокровища»

Цели: формирование умения работать в микрогруппах и находить  решения на  поставленные вопросы.Задачи:Образовательные задачи:формировать образную речь.умения подбирать образные выражени...

Конспект открытой НОД в подготовительной группе №12 по развитию речи «В поисках сокровища»

Конспект открытой НОД  в подготовительной группе №12по развитию речи«В поисках сокровища»...