Консультация для родителей "Потерялся звук "Р"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Духанина Татьяна Петровна

Консультация для родителей о важности и необходимости логопедической помощи дошкольникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rod._poteryalsya_zvuk_r.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа  город Нововоронеж»

       

      Консультация для родителей.

Тема: «Потерялся звук  [Р]».

Дело №02-09   ВОР

(методическая работа) 

                                                     

Подготовила: учитель-логопед1КК  Т.П. Духанина

    Все родители, конечно хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других…  Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идёт дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь!

    В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самодеятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребёнку.

   Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5-ти годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в пять лет ребёнок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь. Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребёнка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему, и себе. Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребёнок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

    От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей?

    Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить – подражание: «Послушай и повтори за мной…». Стараясь угодить маме, ребёнок пробует сказать как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искажённого звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять потом будет сложнее.

     Работа над звукопроизношением сложна и требует определённой последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

     В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребёнка до конца.

    Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приёмы устранения речевых недостатков. Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте.

   Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.

    Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:

- звук поставлен;

- звук закреплён изолированно, в слогах, словах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле;

- сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.

   Закрепление звука даёт более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

- зрительный (картина, схема, предмет и т. д.);

- слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию связной речи);

- тактильно- мышечный (письмо, моделирование буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и выполнении трудовых поручений, речь, связанная с движением на динамических и физкультурных паузах, и т. д.);

-вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребёнка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулок, наблюдений, экскурсий, экспериментов, занятий и т. д.);

 -мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов и их операций).

   В случае неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребёнка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый) должен:

-нацелить ребёнка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;

- постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом(палец вверх, показ пальцами на губы, зубы и т. д.), артикуляционной или жестовой подсказкой:

     . губы «в улыбке» или кисть руки внизу;

     . губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;

- отметить качество произношения во время общей оценки ответа;

- следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений);

- стараться отсрочить контроль за звуками,  чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоционального общения  («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет её послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе он твой «логопед» или дежурный по звукам и ты должен вместе с ним последить за звуком»);

- переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с человечком-звуком [с] или куклой, постоянно играющей роль логопеда; отметить именины появившегося звука; вручить памятку    (медаль, значок, колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном произношении; поставить человечка-звук или куклу-логопеда в игровой уголок; помочь  организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. Подобные зоны постепенно могут занимать всё большее пространство и выноситься на улицу, в  спортивный и музыкальный залы.

   Полезно, в процессе  закрепления правильного произношения, переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликации, рисование, раскрашивание и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....