Формирование словаря прилагательных в процессе работы над произведениями устного народного творчества в дошкольном возрасте
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Орлова Елена Владимировна

Дошкольный возраст ­­– период быстрого развития речи, а особенно словаря детей. Его рост находится в зависимости от условий жизни ребенка, его воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов у дошкольников одного и того же возраста сильно рознятся. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5_orlova_ev.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словаря прилагательных в процессе работы над произведениями устного народного творчества

Автор статьи Орлова Е.В., ГБОУ «Школа № 842»

 Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Речь человека – это, прежде всего показатель его культуры. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, душевную утонченность и творческую активность.

Речь человека есть отражение его внутреннего мира. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития речевого потенциала дошкольников через культуру, и в частности через культуру его   народа. Эта задача очень полно отражена в новом ФГОС дошкольного образования. Там записано, что развитие яркой, образной, правильной        речи ребенка дошкольного возраста является одной из приоритетных областей развития ребенка. И это не случайно, ведь грамотная речь – залог будущего успешного обучения в школе и успешности во взрослой жизни. [2]

Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком (Б.Н.Головин, В.Г.Костомаров, А.А.Леонтьев, Г.А.Золотова).

В современных условиях одной из опасностей для литературной речи является влияние штампов, "канцеляритов" (К.И.Чуковский), которые мертвят живую речь. Привычка орудовать штампами, слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне. "Пренебрежение выразительностью речи оборачивается и грамматической хаотичностью", - говорится в книге "Современный русский язык" [5].

В школьной практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина "хорошая речь". В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.

И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.[5]

Эти положения нашли отражение в исследовании Н.В.Гавриш "Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку". Сама проблема решалась в нескольких направлениях: как работа над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.[7]

Дошкольный возраст – период быстрого развития речи, а особенно словаря детей. Его рост находится в зависимости от условий жизни ребенка, его воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов у дошкольников одного и того же возраста сильно рознятся. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных.[7] Проведенное нами исследование показало, что дети 6-7 лет характеризуют предмет, в основном, по 1-2 стандартным признакам. Детям были предложены два имени существительных: кошка и облако. Нужно было охарактеризовать эти предметы, практически все дети сказали, что кошка серая и маленькая, а облако белое и большое. В чем же причина такой бедности словаря имен прилагательных у детей? Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые признались, что мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, в семьях практически ушла культура совместного чтения взрослых и детей, а ведь именно сказки, потешки, пословицы и поговорки являются неиссякаемым источником яркой, образной, насыщенной прилагательными речи, в-третьих, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной формой речи.[1]

Проблемой формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, О.М. Дьяченко и др. Предлагаются различные подходы работы над данной задачей: работа над обогащением словаря прилагательных в процессе НОД и в течении дня, различные дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы. Но на наш взгляд незаслуженно мало внимания уделяется возможностям формирования словаря прилагательных у старших дошкольников в процессе ознакомления в устным народным творчеством. Произведения устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), рассматриваются в исследовании как важнейшие источники развития выразительности детской речи. [7]

Н.В.Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная. [7]

Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М.Дьяченко (1990), раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – "опредмечивающий" и образ "включение". Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию.[3]

Педагогические исследования рассматривают формирование культуры речи в контексте ознакомления с литературой и фольклором как универсальными средствами народной педагогики. Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Н.В Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. А это невозможно без активного богатого словаря имен прилагательных. [7]

А.В.Запорожец, объясняя механизм процесса понимания фольклорного произведения, писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие»[4].

Он придавал огромное значение воспитанию личности ребенка средствами искусства. Ему и его сотрудникам (Д. М. Арановской, В. Е. Хоменко, О. М. Концевой и другим) удалось обнаружить некоторые конкретные «каналы», по которым осуществляется влияние искусства на личность, и разработать педагогические приемы, усиливающие такое влияние. Выделив три основные формы художественной деятельности: восприятие, исполнение и творчество, А. В. Запорожец и сотрудники сконцентрировали свое внимание преимущественно на изучении художественного восприятия (хотя на ранних этапах развития ребенка эти три формы неразделимы).

Изучая детского зрителя в ТЮЗе, А. В. Запорожец обнаружил активные, внешние стремления детей принять участие в происходящем на сцене: они перекочевывают на нее. Зритель активен и тогда, когда по ходу спектакля актер, играя злодея, вызывает к себе ненависть зрительного зала.

Маленький слушатель сказки тоже вмешивается в ход события, прерывает чтение, смеется и плачет, часто предвидит развязку, требуя ее осуществления.[4]

А. В. Запорожец, вслед за своим учителем Л. С. Выготским, оригинально показал роль композиции сказки в ее восприятии. Он считал, что композиция с психологической стороны является способом, с помощью которого автор подводит слушателя к сюжету, направляет его активность в нужную сторону; им была рассмотрена и роль отдельных элементов композиции в процессе усвоения содержания сказки. А ведь именно активность и заинтересованность ребенка – залог активного усвоения материала. [4]

Есть еще одно объяснение того почему именно имена прилагательные активней всего запоминаются детьми в процессе ознакомления с устным народным творчеством. Прилагательные со значением общей оценки - одна из древнейших груш слов с абстрактным значением, уходящие корнями к истокам старославянского языка и дохристианской культуры. Обшеоценочные лексемы выражают основные мировоззренческие категорий, положительное и отрицательное отношение к явлениям действительности - добро и зло, хорошее п плохое. Не удивительно, что слова с семантикой общей оценки, в первую очередь привлекают внимание детей, и именно они в большом количестве содержатся в песенках, потешках, сказках, то с чем в первую очередь знакомится ребенок, окунаясь в мир родной культуры. [6]

Зная эти особенности, мы можем построить свою работу не только на активном восприятии ребенком имен прилагательных, но и как писал А.В. Запорожец на активном исполнении, а затем и на активном творчестве. В работе со старшими дошкольниками можно предложить следующие методы и формы работы.

Например, при знакомстве с дымковской игрушкой разучиваем потешки: 
Едет Ваня в новой шапке 
Да на дымковской лошадке, 
Рога золотые, бока крутые, 
Копыто с оборками, 
На спине – Егорка. 
Барашек – свисток, левый бок – завиток, 
Правый бок – завиток, на груди – цветок. 
        Разучивание потешек сопровождается показом красочных иллюстраций, делает занятие более интересным, насыщенным, активизирует детей. Ребята слышат и активно повторяют нестандартные характеристики и качества предметов ( рога золотые, бока крутые).
        Сидит белка на тележке, хлопают в ладоши и ударяют кулачок 
        Продаёт она орешки. о кулачок попеременно 
        Лисичке – сестричке, загибают по одному пальчику, начиная 
        Воробью, синичке, с большого, на обеих руках одновременно. 
        Мишке толстопятому, 
        Заиньке усатому. 
        Особое место занимают занятия с использованием загадок, ведь в них отображён весь окружающий человека мир. Часто дети затрудняются правильно отгадать ту или иную загадку. Приучая их внимательно слушать, искать какие – то признаки, которые помогут дать правильный ответ, мы учим детей вслушиваться в характеристики предмета, выделять его качества и затем самим называть их, применяя при этом как можно больше слов указывающих на признак предмета. Наша задача научить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. В старшем дошкольном возрасте дети могут не только воспринимать фольклорные произведения, но и сами придумывать сказки, загадки, потешки, считалочки.

Данный вид работы очень продуктивен для формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста.  К 5-6 годам ребенок уже имеет определенный запас знаний, представлений о том, какой должна быть сказка, загадка, считалочка. Поэтому придумывая свое произведения ребенок, будет опираться на свои представления, и наша задача обратить его внимания на образность его творения, вспомнить какими словами (именами прилагательными) описываются предметы и явления, учить употреблять их в своей речи.

          Практика показала, что именно изучение традиционной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Освоение культурного наследия родной речи в детском саду, а именно формирование словаря имен прилагательных - это не проведение отдельных праздников, а ряд систематизированных мероприятий, которые включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому, приступая к работе по данному направлению, надо ясно представлять себе, что она будет успешна только тогда, когда в этом будут участвовать все: и педагогический коллектив, и дети, и их родители.

Список литературы:

1.Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И, Яшина. – М. : Академия, 2009 г.

2.Андрюшина, И. И. Проблема обучения детей дошкольного возраста в трудах Е.А. Флериной. Научные труды МПГУ. Серия психолого – педагогические науки / И. И. Андрюшина. – М.: Прометей, 2013 г.

3.Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников

4.Запорожец, А.В. Вопросы психологии художественного восприятия. Интернет-ресурс: www.psihiatry.ru/stat/136 26.10/2015

5. Князев, С.В.,  Пожарицкая, С.К.  Современный русский литературный язык. Фонетика, графика, орфография — М.: Изд-во МГУ, 2014 г.

6.Супрун, А.Е. Лекции по языкознанию. Интернет-ресурс: http://cheloveknauka.com/razvitie-semantiki-slavyanskih-prilagatelnyh-obschey-otsenki-v-russkom-yazyke#ixzz3ojLD6uX7

7. Ушакова, О.С. Гавриш, Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....

Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества

Устное народное творчество в содержании дошкольного образованияКультуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонс...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)

Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)

Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....

Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста

Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста...