Развитие монологической речи у детей с ОНР.
консультация по развитию речи (старшая группа)
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые патологии, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с нарушением речи обусловлены недоразвитием фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_monologicheskoy_rechi_u_detey_s_onr.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие монологической речи
у детей с ОНР
Монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.
Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативной обусловленной, т. е. у ребенка должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые патологии, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с нарушением речи обусловлены недоразвитием фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Специальные занятия по развитию речи вводятся на третьем году жизни ребенка, чтобы сделать его более способным к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения. На занятиях ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым педагогом, и с его словами (что делать? и как делать).
Учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми: вместе слушать объяснение, рассказ, вместе смотреть картинки; учится беседовать, принимать участие в дидактической игре; он привыкает
сосредоточивать внимание на определенном объекте, сдерживаться, говорить по очереди.
Основными методами в процессе обучения детей монологической речи являются обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему, составить рассказ;
2) логически последовательно раскрыть заданную тему;
3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.
Обучение пересказыванию
Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приемами, главным образом всевозможными вопросами.
Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:
1) вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы,
2) подсказывающий вопрос,
3) наводящий вопрос,
4) прямой вопрос,
5) цепь прямых вопросов (план,
6) вопросы поисковые,
7) вопросы-указания.
2. Обучение сочинению
Одним из видов монологической речи, как уже было сказано, являются устные сочинения детей по воображению. Малыши-фантазеры с удовольствием придумывают начало или конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картинке, или что могло бы следовать за изображенными событиями. Составляют контаминации на темы знакомых сказок или рассказов с изменением героя (рассказ от 1-го лица, с изменением времени года и т. д. ; сами сочиняют сказки и рассказы.
Следовательно, детские сочинения можно классифицировать так:
1) творческое сочинение по картинке,
2) контаминации на темы художественных произведений,
3) свободное сочинение сказок и рассказов.
Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной группы.
Самостоятельное сочинение, богатое по лексике, правильное и богатое в грамматическом отношении, а главное — логично построенное и выразительное, доступно детям шестого-седьмого годов жизни. До этого времени их сочинения — набор логически не связанных друг с другом образов из известных им художественных произведений. Неспособность детей младших возрастов к свободному сочинению нельзя считать отступлением от нормы, это вполне естественно и объясняется недостаточным еще для сочинительства развитием их речи и мышления. Подготовительной работой к сочинению детей являются упражнения на пересказ.
Обучение рассказыванию
Педагог должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать о изображенном на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, кинофильмы и т. д.). В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:
1) рассказ о событиях:
а) происшедших только что,
б) происшедших значительно раньше;
2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных):
а) наблюдаемых в данный момент, б) по памяти;
3) рассказ по картинке:
а) статичной,
б) подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм);
4) рассказ по кинофильму.
Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение. Обучение рассказыванию педагог ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.
План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвленным дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному, и требования к детям на этих занятиях тоже различные.
Процесс обучения монологу (повествованию, описанию, рассуждению) состоит в том, что педагог, во-первых, помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов) не отступать от темы, излагать события в логической последовательности; во-вторых, заботиться об эмоциональной выразительности речи рассказчика, подсказывая ему соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.
Обучение детей рассказыванию является одним из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Занятия по обучению рассказыванию влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Исходя из всего этого, при проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие основные задачи:
• Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
• Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
• Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
• Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций, тесно связанных с формированием устного речевого общения.
Формирование у детей навыков построения связных развёрнутых высказываний в свою очередь включает:
• Усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями- фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его темам сообщения и т. д.);
• Формирование навыков планирования развёрнутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
• Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной специальной педагогике.
Ведущими из них являются:
Принцип опоры на развитие речи в онтогенезе, с учётом общих закономерностей формирования различных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме;
Овладение основными закономерностями грамматического строя языка, на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
Осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарём, звукопроизношением и др.
Свободно-речевое общение детей
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:
а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д. ,
б) во время прогулок;
в) в процессе игр,
г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
д) в процессе груда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
е) во время праздников и развлечений;
ж) во время неречевых специальных занятий: по формированию
элементарных математических представлений^ рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.
Заключение.
Устная речь является основным средством межличностного взаимодействия. Степень развития устной речи ребенка во многом определяет эффективность его психологической адаптации к социальным условиям.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими монологической речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития (диалогической и монологической) речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы развития монологической речи у детей с ОНР
Полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - это дорога малыша в мир культуры, одно из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе. Мал...
Развитие монологической речи у детей.
Развитие монологической речи у детей1. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста2. Развитие связной монологической речи у дошкольников по рассказыванию картинок3. Занятия по развитию с...
Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...
Методические рекомендации к логопедической работе по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Материал включает в себя подробное описание этапов и направлений логопедической работы по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, содержание логопедической рабоы по формированию монологическо...
Педагогический проект по развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Сказочная страна". Авторы Степанова Л.Ф.,Даценко А.В.
Проект "Сказочная страна" направлен на развитие связной монологической речи посредством использования сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Данный проект может использоваться...
Моделирование, как прим развития монологической речи у детей дошкольного возраста.
Предлагаю вашему вниманию приемы для развития монологической речи у детей....
Якутские народные сказки – как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...