Семинар - практикум для родителей «Что такое мнемотехника и как составить мнемотаблицу»
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Соколова Наталия Викторовна

В семинаре, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.

Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей

«Что такое мнемотехника и как составить мнемотаблицу»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня на семинаре-практикуме я вас познакомлю с «Мнемотехникой» и «Мнемотаблицей». Познакомлю с этапами работы и покажу различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми. Вам будет предоставлена возможность потренироваться в составлении мнемотаблиц. Вы сможете передать свой опыт и перенять опыт других. Вы увидите, что это эффективное средство развития памяти и связной речи.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках». В то же время родители говорят, что их ребенок великолепен, запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина? Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когдамы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховаяпамять - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память - память, в которой элементызапоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашемсознании всплывает образ ели. Есть ещё интересный вид памяти – фотографическая память, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и т.д. Мнемотехника – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную виды памяти. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь.

Для этого используют мнемотаблицы.

Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы – это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – не просто рисунок, это прообраз того или иного явления или предмета, это своего рода наглядная модель. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий. Это условно-наглядная схема, содержание которой (нарисованное на ней) понятно для ребенка. Картинки-символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов. Если в стихотворении очень много непонятных  для ребёнка слов, необходимо разъяснить  их смысл и сделать  опорные картинки.

Перед Вами готовые мнемотаблицы и стихотворные тексты.

Предлагаю Вам их внимательно рассмотреть. Теперь, глядя на эти мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. А сейчас, уважаемые родители, попробуйте сами составить мнемотаблицу. Вы убедитесь, что это легко и просто, а еще и увлекательно. Перед Вами листы бумаги для мнемотаблицы и карандаши.

Я буду читать стихотворение Н. Нищевой «Елочка», а вы рисовать каждое слово в отдельном прямоугольнике таблицы.

Н. Нищева «Ёлочка»

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Я буду читать стихотворение Тучка «Т. Белозёров»,

а вы рисовать каждое строчку в отдельном прямоугольнике таблицы.

Тучка «Т. Белозёров»

Лежит на небе туча,

Вздыхает и ворчит,

А маленькая тучка

Копытцами стучит.

По луже,

По дорожке,

По зонтику груздя

Стучит, как оленёнок,

Копытцами

Дождя!

Подготовила воспитатель:

Соколова Н.В.

Подготовительная группа «Солнышко»

Приложение

C:\Users\НАТАЛИЯ\Desktop\image (1).jpg

C:\Users\НАТАЛИЯ\Desktop\image (3).jpg

C:\Users\НАТАЛИЯ\Desktop\image (2).jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар - практикум для родителей «Что такое мнемотехника и как составить мнемотаблицу » Автор воспитатель: Соколова Наталия Викторовна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Слайд 2

А.Тарханов «Мы дети Севера» Мы любим смеяться На нартах кататься По белому снегу зимой И честное слово с мороза большого Идем с неохотой домой. Пусть рыжее солнце Глядит к нам в оконце Лучами касается глаз Мы севера дети На нашей планете Друзей очень много у нас.

Слайд 3

С. Маршак «Февраль » Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья.

Слайд 4

Считалка Раз , два, три, четыре, Жили мошки на квартире. К ним повадился сам-друг, Крестовик — большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука давай попросим: «Ты, обжора, не ходи». Ну-ка, Машенька, води!

Слайд 5

Ю. Кушак «Олененок» Слегла олениха , Да так и не встала... У олененка Мамы не стало. Я его глажу, С ладошки кормлю. Я его очень, Очень люблю. И всюду за мной Он скачет упрямо. Пусть думает он, Что я - его мама.

Слайд 6

А. Фет «Кот поет, глаза прищуря ...» Кот поёт, глаза прищуря ; Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе. "Полно тут тебе валяться, - прячь игрушки да вставай! Подойди ко мне прощаться, Да и спать себе ступай". Мальчик встал, а кот глазами Проводил и все поёт; В окна снег валит клоками, Буря свищет у ворот.

Слайд 7

К. Чуковский «Елка » (в сокр .) Были бы у елочки Ножки, Побежала бы она По дорожке. Заплясала бы она Вместе с нами, Застучала бы она Каблучками. Закружились бы на елочке Игрушки – Разноцветные фонарики, Хлопушки. Засмеялись бы на елочке Матрешки И захлопали от радости В ладошки.

Слайд 8

С. Маршак «Про Новый год» Тает месяц молодой. Гаснут звёзды чередой. Из распахнутых ворот Солнце красное идет. Солнце за руку ведет Новый день и Новый год!

Слайд 9

Посмотрите какие мнемотаблицы делают дети к стихотворению Е.Трутнева «Осень»

Слайд 10

Н. Нищева «Ёлочка» Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.

Слайд 11

Т.Белозеров «Тучка» Лежит на небе туча, Вздыхает и ворчит, А маленькая тучка Копытцами стучит. По луже, По дорожке, По зонтику груздя Стучит, как оленёнок, Копытцами Дождя!

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Семинар практикум для родителей разновозрастной группы "Использование мнемотехники для заучивания стихотворений".

Семинар поможет родителям заучивать стихи с детьми интересным методом, а так же родители могут практически попробовать себя в роли ребенка при заучивании.Семинар  познакомит  родителей с сис...

Семинар практикум для родителей :"Что такое готовность к школе?"

Актуальность выбранной темы: Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном д...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

Семинар -практикум для родителей "Заучивание стихов, потешек с использованием приемов мнемотехники"

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с ...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники для развития связной речи"

Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, она выступает средством получения знаний....

СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «МНЕМОТЕХНИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО, ПОЛЕЗНО И ЛЕГКО!»

В конспекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица....