игры с природным материалом для развития речи
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Варич Ольга Евгеньевна

игры для выполнения упражнений с природным материалом для развития речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prirodnym_materialom.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей посредством пальчиковых игр».

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский) 

      В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

    Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения со взрослым. Таким образом, у ребёнка формируется предметное мышление, «мышление в действии». Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно — манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка

      Благодаря развитой руке расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этим предметом

     Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с названием предметов, их свойств, назначения и обозначением положения в пространстве, способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

     Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихотворений. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек,  учат улавливать ритм речи.

1.Игры с природным материалом

Упражнения с еловыми и сосновыми шишками

«Круговые движения»

На солнечной полянке,

В глуши лесной

Нашла я эти шишки.

Пойдѐм играть со мной.

Педагог предлагает ребѐнку корзинку, в которой лежат шишки, и просит взять в руки одну шишку. Далее педагог показывает и выполняет вместе  с  ребѐнком  перекатывание  шишки  между  ладонями.  Ребѐнок выполняет  движения  самостоятельно,  или  с  помощью  взрослых.

Упражнения целесообразно сопровождать текстом:

«Как ёжик, колется сосна,

Её мне шишка не страшна,

Сосновую шишку в ладонях катаю,

С сосновою шишкой сейчас я играю».

«Перекатывание»

Перекатывание  шишек    между  ладонями  до  появления  чувства приятного тепла и лѐгкого покраснения ладоней.

 Педагог предлагает ребѐнку взять в руки большую шишку и произносит текст:

«Ёжики»

«Шишки, словно ёжики, колются чуть – чуть,

Покатать в ладошках шишку не забудь».

«Мишка с шишкою играет»

Мишка с шишкою играет,

Между лап еѐ катает,

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Малыши

довольны.

«Сжимание»

Сжимание  и  разжимание шишек  обеими  руками  одновременно  или поочерѐдно  правой  и  левой  рукой. Ребѐнок  выполняет  упражнение  самостоятельно или вместе с педагогом, используя приѐм «рука в руке».

«Сильный мишутка»

Если, как мишутка,

сильным хочешь стать,

Надо в ручке шишку сильно – сильно сжать.

«Шишка в ладошках»

Шишку в ладошках я буду сжимать,

Буду я ручки свои укреплять.

Левой и правой, и сразу двумя,

Сделает шишка сильнее меня.

«Считаем пальчики»

Лѐгкие постукивания и вращательные

движения по кончикам пальцев

и ладони кончиками шишки.

«Раз, два, три, четыре, пять –

будем пальчики считать.

Шишке всё расскажем, пальчики покажем,

Каждый пальчик обойдём, снова мы считать начнём».

2. Упражнения с ребристыми карандашами

«Постукивание»

Взрослый  берѐт  карандашик  в  одну  руку  и  совершает  лѐгкое постукивание тупым концом по ладоням и пальцам ребѐнка: по кругу, от кончиков пальцев к запястью, от запястья до кончиков пальцев, по фалангам пальцев, называя каждый палец.

«Карандашом гранёным по пальчикам стучу,

Пальчики и ручку укрепить хочу».

Для  данных  игровых  упражнений  понадобятся  шестигранные

карандаша длиной 30 - 35 см, украшенные головками животных. Такие дидактические  игрушки  можно  сделать  вместе  с  ребѐнком,  проявив творчество и фантазию. Ребѐнку предлагают покатать карандашик  между ладоней со словами:

«Палочку волшебную я в руках кручу,

волшебное животное оживить хочу».

«Считаем пальчики»

«Раз, два, три, четыре, пять –

будем пальчики считать.

Карандаш гранёный нам будет помогать»

.

3. Упражнения и игры с желудями, горохом, орехами

       Данные игровые упражнения помогают ребѐнку научиться удерживать в  ладонях  максимально  большое  количество  природного  материала, перекатывать  между  ладоней  по  одному  или  несколько  плодов, доставать мелкие игрушки из наполненного плодами ведѐрка, «купать»  кисти рук, сжимать и разжимать руки в ѐмкости с плодами (по типу сухого бассейна).

«Дождик»

На подносе или ѐмкости находятся плоды. Ребѐнок поочерѐдно или обеими руками одновременно захватывает руками плоды и выпускает их, имитируя дождик.

«Удержу всех больше горошка я в пригоршне,

Захвачу горошка побольше я в ладошку.

Удержу горошка я полные ладошки,

Ни одной не уроню, все в ладонях сохраню».

«Сжимание»

В крупе сжимаем руки в кулак, играем пальцами, пересыпаем сквозь пальцы. Показать ребѐнку, как можно пересыпать крупу из одной ладони в другую.

«Прятки»

На глазах у ребѐнка заройте какую-нибудь игрушку в песок. Попросите еѐ найти, откопать.

  1. «Рисунок на крупе»

    Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

  1. Игры с носовым платочком «Спрячь платочек»    

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

  1. Игры с пробками «На лыжах»

На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.

Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

  1. Игры с прищепками «Котёнок кусается»

Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.

Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

    При проведении игр необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой взрослый читает текст стихотворения полностью сам, дети слушают и выполняют соответствующие движения пальцами. Если в тексте встречаются слова и выражения, понимание которых может представлять трудность для детей, то необходимо разъяснить в доступной форме их значение. При повторном проведении игры детям надо помогать произносить стихи, затем текст заучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слове с движениями пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с природным материалом для развития мелкой моторики руки у дошкольников

Консультация для родителейИгры с природным материалом для развития мелкой моторики“Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,ко...

Игры с природным материалом для развития мелкой моторики руки у дошкольников

Консультация для родителейИгры с природным материалом для развития мелкой моторики“Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,ко...

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

Консультация для родителей Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста (примеры игр)

Игра с природным материалом – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях....

«Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии...

Дидактические игры с сенсорными материалами для развития речи и мелкой моторики у детей 3 года жизни

Дидактические игры с сенсорными материалами для развития речи и мелкой моторики у детей 3 года жизни ...

Консультация для родителей Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста (примеры игр)

Игра с природным материалом – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях....