Роль воспитателя при организации работы с детьми со статусом ОВЗ
презентация по развитию речи

Самохина Наталья  Григорьевна

  О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года. Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.     
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах детского сада  должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Во ФГОСе написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. Воспитатели  должны  строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками, музыкальными работниками, психологами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_pri_organizatsii_raboty_s_detmi_so.pptx998.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль воспитателя при организации работы с детьми со статусом ОВЗ Творческая группа: Старший воспитатель: Усачева Н.И. Педагог-психолог: Андрющенкова Н.Е. Учитель-логопед: Самохина Н.Г. Воспитатель: Царенкова Т.П. МБДОУ «Детский сад № 31 «Светлана» 2018

Слайд 2

Модель взаимодействия специалистов и воспитателей при организации работы с детьми со статусом ОВЗ. Категории детей с ОВЗ: глухие дети; слабослышащие дети; слепые дети слабовидящие дети; дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); дети с нарушениями ОДА; дети с задержкой психического развития; дети с расстройствами аутистического спектра; дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); дети со сложными дефектами (Письмо Мин.обрз . и науки от 11 марта 2016г ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ») Обучающий с ОВЗ - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст.2)

Слайд 3

Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной работы. Задачи: Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности; Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода; Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.

Слайд 4

Этапы работы участников ПМПк Комплексная диагностика. Беседа с родителями. Заседание ПМПк . Разработка индивидуального образовательного маршрута Р еализация намеченной программы. Отслеживание динамики развития ребенка. Внесение изменений в индивидуальный маршрут развития ребенка( при необходимости)

Слайд 5

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушением речи. Логопед определение структуры и степени выраженности дефекта; постановка, автоматизация и дифференциация звуков; - оказание консультативной помощи родителям, специалистам ДОУ Воспитатель -планирование работы совместно с логопедом; -постоянный контроль за речью детей; -развитие мелкой моторики ; -просвещение родителей. Музыкальный руководитель -работа над темпо-ритмической стороны речи; логоритмика ; - постановка дыхания, голоса; Развитие пластики движения Ребенок с нарушением речи. Родители -выполнение рекомендаций логопеда по коррекции речевых нарушений; -совместные занятия ребенка, родителя и логопеда Инструктор по физической культуре -развитие общей моторики и координации движений; -развитие дыхания. Педагог-психолог -развитие психических процессов; -создание положительного эмоционального настроя;

Слайд 6

Формы работы с родителями . Формы работы с родителями Дни открытых дверей Анкетирование Родительские встречи К онсультации Тематические выставки Сайт ДОУ Просмотры ОД Индивидуальная работа Информационные стенды

Слайд 7

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОР- РЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем 1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. 3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы. 4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. 5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. 6. Формирование связной речи.

Слайд 8

Основные направления коррекционной работы воспитателя Артикуляционная гимнастика Вечерние занятия воспитателя Занятия по программе ДОУ Коррекционная работа вне занятий

Слайд 9

Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков , ставит их, автоматизирует. Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах , словосочетаниях, фразах.

Слайд 10

Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме Логопед Воспитатель на групповых занятиях знакомит детей с лексико-грамматической категорией , выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; руководит работой воспитателя по расширению , уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом изучаемых лексических тем; пополняет , уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов ( сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними

Слайд 11

Распределение обязанностей между специалистами Учитель-логопед Воспитатель группы Является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы Осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, готовит ребенка к дальнейшему обучению в школе. Своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников. Определяет уровень и структуру дефекта. Способствует всестороннему развитию речи. Координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями). Закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения экскурсии, режимные моменты. Обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников. Планирует (совместно с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы. Соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями. Обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций специалистов. Развивает психические процессы и мелкую моторику рук. Консультирует родителей (законных представителей) детей с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье. Ведёт работу с родителями по пропаганде логопедических знаний.

Слайд 12

Схема взаимодействия педагога-психолога и воспитателя Взаимообмен данными диагностики Совместное проведение тематических, интегрированных занятий, итоговых занятий для родителей ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Участие в педагогических советах ДОУ Использование чистоговорок и скороговорок в автоматизации поставленных звуков Координированное планирование совместной деятельности Досуг , развлечения, праздники Оформление документации по взаимодействию Контроль за речью детей во время самостоятельной и непосредственно образовательной деятельности Развитие мелкой моторики Итоговая аналитическая отчетность

Слайд 13

Взаимодействие педагога - психолога и воспитателя ДОУ осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.

Слайд 14

Педагог - психолог и воспитатель ДОУ должны учитывать: осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника.

Слайд 15

Основные задачи педагога - психолога и воспитателя ДОУ знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей; дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения; разрабатывает совместно с воспитателями , логопедом и специалистами по музыкальной , физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей; обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде; готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми; обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения; принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически -контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса; по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов; проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива; формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду; осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.

Слайд 16

Основные функции педагога - психолога и воспитателя ДОУ Функции педагога - психолога Функции воспитателя Определяет индивидуальные особенности развития познавательных процессов и проводит работу по их развитию Проводит оздоровительные мероприятия и формирует основы ЗОЖ Изучает индивидуально-типологические особенности нервной системы и эмоциональной сферы ребенка При планировании занятий определяет задачи развития каждого ребенка, на занятии реализует индивидуальный подход и обеспечивает обратную связь с целью оценки эффективности педагогического воздействия Участвует в ПМПк для составления индивидуальной карты развития ребенка Планирует, отбирает содержание и методы работы с детьми на занятиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка.(здоровья, уровня знаний, развития познавательных процессов) Посещает и анализирует занятия с целью оказания помощи педагогам в подборе способов и методов включения индивидуальных особенностей ребенка в познавательный процесс Составляет характеристики по особенностям деятельности и поведения детей на занятии Консультирует педагогов и родителей по вопросам психического здоровья и развития детей Участвует в работе ПМПк

Слайд 17

Направления деятельности педагога - психолога с воспитателем ДОУ 1. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности . 2. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников . 3. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность . 4. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника . 5. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей . 6. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя . 7 . Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования . 8 . Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания . 9 . Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре). 10 Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями. 11 Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии). 12 Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей). 14 Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.). 15 Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми

Об обязанностях воспитателя на музыкальных занятиях....

Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми.

консультация для воспитателей детского сада...

Рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми с целью сенсорного развития

Рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми с целью сенсорного развития, для детей раннего возраста....

Памятка для воспитателей по организации работы с детьми с целью развития моторики ребенка

Памятка для воспитателей по организации работы с детьми с целью развития моторики ребенка...

Статья "Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми."

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание, что актуально для логопедических групп. Только пр...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

      Наличие в детском саду двух педагогов  - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемому результату. Тут имеют место две крайности...