Особенности лексики у детей с ОНР
статья по развитию речи (средняя группа)

Иванова Анастасия Дмитриевна

 Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., 2001).

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации словаря глаголов, прилагательных. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.) (Жирнова О. С., 2014).

В глагольном словаре дошкольников преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети используют слово лишь в определенной ситуации, и слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций.

Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю, в частности, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, грач — сорока, сорока — галка, ласточка — чайка, оса — пчела, дыня — тыква, лимон — апельсин, ландыш — тюльпаны др.).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются замены на «универсальные» заменители (низкий, узкий, короткий– маленький).Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет – идет, воркует, чирикает – поет и т.д.).

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков: функционального назначения(метла- щетка, лейка — чайник), внешнего сходства (сарафан — фартук, фонтан-душ), общностью ситуации (каток — лед, вешалка — пальто), часть и целое (воротник — платье, паровоз — поезд), замены обобщающих понятий словами конкретного значения (обувь — ботинки, посуда — тарелки), использования словосочетаний в процессе поиска слова (кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистить), замены глаголов существительными (открывать — дверь, играть — кукла) или наоборот (лекарство — болеть, кровать — спать).

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение, слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов (шкаф - шарф, циркуль – цирк).

Характерной для детей с общим недоразвитием речи является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова (Гончарова В.А., 2013).

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано. У детей с общим недоразвитием речи этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые) (Воробьева В.К., 1967).

У детей с общим недоразвитием речи отмечается задержка в формировании семантических полей. Организация семантических полей имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

  • ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер;
  • наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация;
  • у детей с общим недоразвитием речи наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии. Отношения противопоставления, родовидовые отношения встречаются редко. В то же время у детей с нормальным речевым развитием отношения противопоставления к 7 годам составляют большинство всех парадигматических ассоциации;
  • латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем у детей с нормальным речевым развитием – до 10 секунд, у детей с речевой патологией – до 40 секунд (Коновалова С.Н., 2013).

Формирование лексической системности, семантических полей проявляется и в особенностях классификации слов на основе семантических признаков. Так, при группировке существительных дошкольники с общим недоразвитием речи часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального назначения («Сорока, бабочка, скворец — лишнее слово сорока, так как сорока не летает, а сидит на кустике»). Даже при правильном выполнении заданий дети часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков («Волк, собака, лиса — лишнее слово собака, так как в лесу не ходят собаки»). В ответах детей с речевой патологией отражаются их нечеткие представления о родовидовых отношениях, трудности дифференциации понятий (лимон, свекла, яблоко — лишнее слово яблоко, это фрукт, а остальные овощи) (Лопатина Л.В., 2014).  

Еще больше трудностей возникает у дошкольников с общим недоразвитием речи при группировке семантически близких прилагательных и глаголов. Задания на группировку прилагательных выявляют также стратегию, которая преобладает при группировке (аналогия или противопоставление).

Вывод: Таким образом,   особенности формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение, свидетельствует о несформированности значений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности лексики у детей с ОНР18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности лексики  у детей с ОНР

 Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., 2001).

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации словаря глаголов, прилагательных. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.) (Жирнова О. С., 2014).

В глагольном словаре дошкольников преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети используют слово лишь в определенной ситуации, и слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций.

Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю, в частности, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, грач — сорока, сорока — галка, ласточка — чайка, оса — пчела, дыня — тыква, лимон — апельсин, ландыш — тюльпаны др.).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются замены на «универсальные» заменители (низкий, узкий, короткий– маленький).Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет – идет, воркует, чирикает – поет и т.д.).

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков: функционального назначения(метла- щетка, лейка — чайник), внешнего сходства (сарафан — фартук, фонтан-душ), общностью ситуации (каток — лед, вешалка — пальто), часть и целое (воротник — платье, паровоз — поезд), замены обобщающих понятий словами конкретного значения (обувь — ботинки, посуда — тарелки), использования словосочетаний в процессе поиска слова (кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистить), замены глаголов существительными (открывать — дверь, играть — кукла) или наоборот (лекарство — болеть, кровать — спать).

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение, слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов (шкаф - шарф, циркуль – цирк).

Характерной для детей с общим недоразвитием речи является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова (Гончарова В.А., 2013).

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано. У детей с общим недоразвитием речи этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые) (Воробьева В.К., 1967).

У детей с общим недоразвитием речи отмечается задержка в формировании семантических полей. Организация семантических полей имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

  • ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер;
  • наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация;
  • у детей с общим недоразвитием речи наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии. Отношения противопоставления, родовидовые отношения встречаются редко. В то же время у детей с нормальным речевым развитием отношения противопоставления к 7 годам составляют большинство всех парадигматических ассоциации;
  • латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем у детей с нормальным речевым развитием – до 10 секунд, у детей с речевой патологией – до 40 секунд (Коновалова С.Н., 2013).

Формирование лексической системности, семантических полей проявляется и в особенностях классификации слов на основе семантических признаков. Так, при группировке существительных дошкольники с общим недоразвитием речи часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального назначения («Сорока, бабочка, скворец — лишнее слово сорока, так как сорока не летает, а сидит на кустике»). Даже при правильном выполнении заданий дети часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков («Волк, собака, лиса — лишнее слово собака, так как в лесу не ходят собаки»). В ответах детей с речевой патологией отражаются их нечеткие представления о родовидовых отношениях, трудности дифференциации понятий (лимон, свекла, яблоко — лишнее слово яблоко, это фрукт, а остальные овощи) (Лопатина Л.В., 2014).  

Еще больше трудностей возникает у дошкольников с общим недоразвитием речи при группировке семантически близких прилагательных и глаголов. Задания на группировку прилагательных выявляют также стратегию, которая преобладает при группировке (аналогия или противопоставление).

Вывод: Таким образом,   особенности формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение, свидетельствует о несформированности значений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности лексики у детей с ЗПР

 Особенности лексики у детей с ЗПР...

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В консультации говориться о том, что у детей с общим недоразвитием речи накопление словарного запаса происходит постепенно и замедленно. Их словарный запас отличается скудностью и однообразием. Особен...

Методическая разработка на тему "Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с заиканием".

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка.Проблема формирования словарного...

Особенности лексико-семантической стороны лексики у детей с умственной отсталостью умеренной степени.

У детей с умственной отсталостью особенности психических функций, познавательной деятельности, обусловленные бедностью представлений об окружающем мире, ограниченностью знаний о пространственных, врем...

Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В статье отражены особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАТЕГОРИИ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ И СЛОВ-ОМОНИМОВ В СТРУКТУРЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ С ОНР

В статье представлены актуальные вопросы формирования полисемии и омонимии в структуре лексики детей с ОНР, представлено основное содержание данных понятий. Рассмотрена методика формирования категории...

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование лексики у детей. Для коррекции недоразвития речи предложены некоторые направления, которые должны реализовываться системно....