Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста.
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Феофанова Елена Анатольевна

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №78

Петроградского района Санкт-Петербурга

Игры и игровые упражнения

 в развитии словаря

у детей раннего возраста

(Материал подготовила

                                                                     Учитель-логопед ГБДОУ детский сад №78

                                                                                Феофанова

Елена Анатольевна)

                                                                                 

                                                                                                 

Санкт-Петербург


Г

Игры и игровые упражнения

 в развитии словаря

у детей раннего возраста

Материал подготовила Феофанова Елена Анатольевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №78 Петроградского района СПб

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Осуществляя словарную работу, в том числе и в дидактических играх, воспитатели придерживаются следующих принципов:

1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры - занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой: встреча новой куклы, день рождения куклы, одевание куклы на прогулку, купание куклы, устройство комнаты для куклы, укладывание куклы спать помогают закрепить в речи детей название частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, еды. При повторении занятий нужно учитывать имеющийся у детей опыт, продумывать какие новые слова будут введены. Например, на занятии «Купание куклы» закрепляются слова раздеть, снять, надеть, простынка, вводятся названия действий намылить, смыть, обтереть и др.

Игры - занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей. Взаимосвязь словарной работы на занятиях с воздействием на речь детей в быту, игре создаёт условия для выработки у них многочисленных и разных по характеру ассоциативных связей на одно и то же слово.

Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось» и др. Игры проводятся с разной целью. Игрушки подбираются в зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются. Обычно используют 2 - 3 игрушки, которые предварительно необходимо рассмотреть. В процессе рассматривания происходит уточнение словаря, а в процессе последующей игры - его активизация. В игре также сочетаются обучение и занимательность.

Развитие словаря является необходимым компонентом развития речи.

Давайте предложим ребенку такие задания, от которых он просто не сможет отказаться.

Работа по развитию речи ведется в 2 направлениях:

1. Развитие пассивного словаря* – то, что ребенок понимает, но не употребляет в речи.

2. Развитие активного словаря – то, что ребенок произносит.

Пассивный словарь всегда намного больше и у взрослых, и у детей. Пассивный словарь помогает понимать речь окружающих.

Пассивный и активный словарь ребенка 2-3 лет целесообразно развивать, знакомя его с предметами, чаще всего встречающимися в жизни малыша. Это одежда, посуда, игрушки, домашние животные, члены семьи. Одевая ребенка на прогулку, умывая ребенка, проговаривайте каждое действие, знакомьте с признаками предметов. «Наденем колготки», «Принеси шапочку», «Шапочка теплая, шерстяная», «Кофточка синяя», «Намылим руки мылом», «Мыло пениться» и т.п.

Дети произносят слова и звуки так, как они их слышат. Для того, чтобы ребенок умел четко и ясно говорить, необходимо учить его внимательно вслушиваться в речь окружающих и развивать слуховое восприятие. Это не сложно, так как в этом возрасте дети начинают проявлять особый интерес к словам и их звуковому оформлению.

Они пытаются понять, почему каждый предмет имеет именно такое название, и начинают сознательно заниматься созданием своих, более точных (по их мнению) слов.

Таким образом, идёт постепенное накопление и расширение пассивного словаря, в том числе и отвлеченных понятий, и обобщающих слов.

___________________

*Пассивный словарь - это слова, значение которых ребенок понимает, но не говорит в силу возраста или из-за задержки речевого развития.


(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Игры и упражнения  

 на развитие пассивного словаря.

  1. «Поручения»

Перед ребенком находится несколько игрушек: мишка, кукла, тарелка, ложка, зубная щетка, расческа и т.п. Попросите малыша покормить куклу из тарелки; почистить зубы мишке зубной щеткой, причесать куклу расческой и т.п.

  1. «Сделай»

Попросите малыша похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т.д.

  1. «Положи кубик»


Перед ребенком несколько кубиков разного цвета. Поручите малышу положить красный кубик под кресло; синий кубик на подоконник; желтый – за занавеску, зеленый – около зеркала, белый – в шкаф.


4.  «Да» или «нет»


Перед ребенком на столе несколько игрушек: машинка, кукла, пирамидка, мячик и т.п. Взрослый задает различные вопросы, об этих игрушках, а ребенок должен отвечать «да» или «нет». Вопросы должны быть примерно такими: «Кукла одета в красное платье? У машинки есть колесо? А у куклы есть колесо? Пирамидка высокая? Мячик умеет прыгать?» и т.д.


5.
«Кто как говорит?»


Разложите на столе карточки с изображением животных. Взрослый озвучивает одного из животных, а ребенок нажимает на соответствующую карточку (как на кнопку). Например, вы говорите «мяу» - ребенок дотрагивается до карточки с кошкой и произносит (возможно с вашей помощью) «кошка». Далее вы говорите «бе» - ребенок дотрагивается до карточки с овечкой и говорит «овечка» и т.д.



6. «Кто позвал?»


В эту игру надо играть нескольким участникам. Один человек – водящий - отворачивается. Один из участников игры зовет водящего по имени. Водящий должен угадать, кто его позвал. Если угадает – становится водящим.


7.  
«У кого что?»


В этой игре необходимо участие нескольких детей. Или необходимо использовать большие игрушки, которые как бы заменят детей. Каждому ребенку даётся карточка с изображением предмета. Взрослый говорит: «У кого пальто». Ребенок, у которого на карточке нарисовано пальто – поднимает её вверх и показывает остальным. Если вместо детей – играют игрушки, то ваш ребенок должен сам следить за всеми игрушками и говорит: «У коровы – пальто».

8. «Мебель»


Перед ребенком лежат карточки с изображением предметов: стул, шкаф, кровать, диван, стол и др. Вы называете предмет и просите малыша его показать. В последующих играх таким же образом отрабатываются другие группы предметов: «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Звери», «Птицы», «Насекомые», «Транспорт».

9. «Выбери»


Перед ребенком карточки с изображением предметов посуды и одежды. Предложите ребенку найти только посуду (чашку, ложку, тарелку, кастрюлю и т.д.)


10.  «Съедобное – не съедобное»

Вы бросаете ребенку мяч и называете любой предмет: сапоги, холодильник, конфетка, морковка, дом, бутерброд... Ребенок ловит мяч и если этот предмет съедобный, делает вид, будто кушает мяч

11. «Кто летает?»

Взрослый называет ребенку различные предметы: самолет, муха, стол, дом, вертолет, лодка, воробей, кофта, кошка, ракета, стрекоза, бабочка, лужа... Если этот предмет может летать, малыш хлопает в ладоши:


12. «Бывает – не бывает»

Спросите малыша: «Может ли собака плавать?», «Умеет кастрюля ходить?», «Говорит ли ворона «му-у-у», «Спим ли мы на мячике?», «Можно ли рисовать красками» и т.д.

13. «Рассматривание карточек»

Рассматривайте с ребенком предметные картинки и перечисляйте ему качества и свойства изображенных предметов. Например, «Это мячик. Он круглый, большой и зеленый. Мячик можно катать, кидать, им можно забивать гол в ворота». Постепенно подключайте ребенка к описанию предметов.

14. «История с договариванием»

Перед ребенком выкладывается несколько карточек с предметными картинками или сами предметы. Взрослый начинает свой рассказ про ребенка: «Утром <имя ребенка> проснулся и почистил зубы … (покажите на зубную щетку, а малыш пусть скажет, название этого предмета). Потом <…> съел всю … (покажите тарелку с кашей), одел … (покажите на кофту) и пошёл в детский магазин. Там они с мамой купили…» (покажите на несколько предметов. А малыш пусть их перечисляет: барабан, мячик и юлу) и т.д. В дальнейшем можно усложнить задание и, рассказывая историю, вы не будете указывать на предметы. Ребенок должен будет сам догадаться, какой здесь предмет подходит по смыслу.


15. «Кто мама у котёнка?»


Приготовьте картинки, изображающие домашних животных и их детенышей. Скажите, что мама и их детёныши потерялись. Дети стали звать своих мам: «Мяу (ребенок находит карточку котенка). Кто мама у котенка? (ребенок отвечает) Правильно, кошка (ребенок кладет рядом карточку кошки)». Далее зовет свою маму щенок, теленок, жеребенок, поросенок, козленок и т.д


(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Игры и игровые упражнения

на развитие активного словаря.

  1. «Кто что делает?»

Возьмите сюжетные картинки: например, мальчик везет машинку, девочка кидает мячик, мальчик строит домик из кубиков, девочка поливает цветок, а также предметы и игрушки: машинку, мячик, кубики, лейку и комнатное растение в горшке. Поставьте эти вещи на отдельный стол.

Покажите малышу одну из сюжетных картинок и обсудите с ним, что на ней нарисовано. Например, на картинке изображен мальчик, который катает машинку. Задайте ребенку вопрос: «Кто нарисован на картинке?» Малыш отвечает: «Мальчик». Следующий ваш вопрос будет таким: «Что делает мальчик?» Малыш ответит: «Катает машинку».

Попросите ребенка подойти к столу, на котором разложены предметы, и выбрать среди них тот, с которым играет мальчик.

Спросите малыша о том, что он выбрал и как надо играть с машинкой. Предложите самому покатать машинку. Когда малыш будет катать игрушку, уточните: «Что ты делаешь?» Он ответит: «Катаю машинку».

Аналогично обсудите другие сюжетные картинки и обыграйте предметы.

В игре ребенок будет учиться отвечать на вопросы фразами из 2-3 слов, употреблять глаголы в разных лицах.

  1. «Дай задание игрушкам»

Вам потребуются кукла или мягкая игрушка-зверюшка, например, медвежонок, а также кукольный стульчик, кроватка, посуда.

Показывайте ребенку различные действия с игрушкой. Например, посадите мишку на стул, положите его в кровать, поставьте на ноги, учите ходить, кормите. При этом говорите фразы из двух слов: «Мишка, сиди!», «Мишка, лежи!», «Мишка, стой!», «Мишка, иди!», «Мишка, ешь!»

Когда мишка всему «научится», попросите ребенка самого дать задание медвежонку.

Таким же способом можно ввести в речь ребенка и другие глаголы: пой, танцуй, играй, рисуй, лети, пей, прыгай, беги.

Игра стимулирует ребенка произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительной форме.

  1.    «Нарисуй»

Возьмите карандаш и бумагу размером с тетрадный лист. Покажите малышу, как правильно держать карандаш, как проводить им по бумаге сначала вертикальные, потом горизонтальные и, наконец, закругленные линии (незамкнутые и замкнутые). Каждому рисунку дайте название: «Дорожка», «Травка», «Ручеек», «Колобок», «Шарик» и т. п.

Затем предложите ребенку порисовать. Ребенок может действовать самостоятельно или, если это необходимо, с вашей помощью. В последнем случае вложите карандаш в руку малыша, обхватите ее сверху своей рукой и помогите проводить на бумаге линии.

Когда изображение будет готово, обсудите, что нарисовано. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

Игра научит ребенка с помощью карандаша изображать простые предметы, называть их, составлять простые фразы.

  1.  «Рассказ»

Расскажите ребенку маленькую историю, состоящую из двух частей и повествующую о каком-либо событии из его жизни. После каждой части задавайте вопросы. Рассказ может быть примерно таким: «На улице выпал снег. Коля с папой взяли санки, и пошли гулять».

После небольшой паузы задайте малышу вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?», «Что взяли с собой Коля и папа?»

Затем продолжите рассказ: «Коля сел на санки, а папа его повез. Вдруг Коля упал в снег. Коля заплакал, а папа сказал: „Не плачь! Вставай на ножки и вези саночки сам“».

После небольшой паузы задайте малышу вопросы: «На чем ехал Коля?», «Что случилось с Колей?», «Что сказал папа?»

Игра поможет малышу научиться понимать без показа несложный рассказ о событиях, имевшихся в его опыте, отвечать на простые вопросы, пользуясь простыми фразами.

  1. «Кто ты?»

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?»

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я доктор». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы

  1. «Маленький строитель»

Возьмите строительный материал разнообразной геометрической формы. Покажите ребенку, как можно выполнить из кубиков разные постройки: забор, дорожку, дом, башню, гараж, скамейку, ворота, машинку. Дайте ребенку коробку со строительным материалом и предложите ему что-нибудь построить самому. Пусть ребенок сделает 1-2 простые сюжетные постройки и назовет их. Постройка должна быть похожа на названный предмет.

Расспросите ребенка о том, что он построил. Уточните, кто будет жить в этом домике, зачем нужен заборчик, и кто пойдет по дорожке.

С помощью этой игры ребенок будет учиться самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называть их, отвечать на вопросы взрослого простыми фразами.

  1. «Слепи»

Вам потребуется кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Покажите ребенку приемы лепки: раскатывание (прямыми движениями катаем «колбаску» из пластилина между ладонями), сгибание и соединение концов «колбаски» путем прижимания одного ее конца к другому, скатывание (катаем шарик из пластилина между ладонями, совершая кругообразные движения).

Покажите, как изготавливать из пластилина разные поделки (например, змейку, колечко, сушки, конфетки, колбаску для собачки, горошек для петушка).

Дайте ребенку кусок пластилина и предложите полепить. Ребенок самостоятельно слепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно даст ему название. Желательно, чтобы поделка имела сходство с названным предметом.

Расспросите малыша о том, для кого он слепил эти конфетки, сушки или горошки.

  1. Игра научит ребенка изображать простые предметы, давать им название и отвечать на вопросы взрослого простыми фразами из 2-3 слов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Игровые упражнения как средство развития речи детей раннего возраста

Практические игровые упражнения для развития речи детей раннего возвраста....

Дидактическая игра по сенсорно-моторному развитию для детей раннего возраста «Цветные корзиночки»

Цель: Показать влияние правильно подобранных методов сенсорного воспитания на развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста....

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Сценарий проект дидактической игры по социально коммуникативному развитию для детей раннего возраста. «Три медведя»

Сценарий проект дидактической  игры по социально коммуникативному развитию детей раннего возраста . "Три медведя"...