Конспект "Ягоды, грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Ноябрь, 1-я неделя
Лексическая тема «Ягоды и грибы. Лес осенью»
Занятие 1
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Лес осенью. Грибы и ягоды». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в загадках.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного гнозиса и пространственного праксиса; артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, фломастер, коврограф, плоскостные изображения грибов и корзинок, «Мой букварь» и тетрадь №1 по числу детей, контейнер с ручками и карандашами, конверты с пазлами, контейнер с палочками Кюизенера, фишками и шнурочками.
Предварительная работа. Разучивание загадок о грибах и ягодах. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в загадках.
Ход занятия
1. Сядет тот, кто вспомнит названия грибов, содержащие звук [р].
(Боровик, Мухомор, Рыжик, Груздь)
Отлично. Садитесь. А теперь определите место звука [р] в этих словах.
(раздаем детям «светофорчики» и грибы-игрушки. Дети отмечают грибами место звука на «светофорчике». Предлагаем им проверить друг друга, а затем убираем пособие)
2.Упражнение «Что лишнее?»
Помещаем на картограф четыре картинки' (волнушка, мухомор, подосиновик, сыроежка).
Поздней осенью в лесу еще можно найти грибы. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете, какие грибы считаются съедобными, а какие — ядовитыми. Какой из этих грибов лишний и почему?
(Лишний мухомор, потому что он ядовитый, а волнушка, подосиновик и сыроежка — съедобные грибы)
Можно предложить детям рассмотреть еще 2—3 комплекта картинок и дать объяснения.
3.Упражнение «Собери в корзинки».
Вновь закрепляем на картографе картинки с изображениями грибов (ры-жик, бо-ро-вик, ли-сич-ка, мас-ле-нок, о-пя-та, вол-нуш-ка, сы-ро-еж-ка, по-до-си-но-вик, под-бе-ре-зо-вик), а детям раздаем плоскостные изображения корзинок.
Соберите грибы в корзинки. Маша будет собирать грибы, в названиях которых только два слога. Настя соберет грибы, в названиях которых по три слога. Ваня соберет грибы, названия которых состоят из четырех слогов. А Вадик должен собрать грибы, названия которых делятся на пять слогов.
4.Пазлы «Грибы».
Раздаем детям конверты с пазлами, ставит на коврограф картинки с изображениями боровика, волнушки, рыжика и лисички. Дети собирают пазлы, ориентируясь на целые изображения, оцениваем их работу и убираем картинки.
5.Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ёё из палочек и шнурочка.
Ставим на стол контейнер с палочками Кюизенера, цветными шнурочками и крутыми фишками.
Давайте проведем соревнование — кто скорее сложит большую букву Ё из палочек и фишек и маленькую букву ё из шнурочка и фишек. Выберите все, что вам пригодится для этого. Дети берут палочки, фишки и шнурочки.
Вы готовы? Раз, два, три. Начали.
Дети выполняют задание.
Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания! Значит, все стали победителями.
6. Подвижное упражнение «За грибами». Дети встают в круг и делают знакомое упражнение.
7.Отгадывание загадок.
Под осинкой у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпка есть, нет головы.
(Это подосиновик. Он растет под осиной в траве.)
Из-под елок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел.
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную.
(Это белый гриб. Он растет возле елок. У него коричневая шляпка.)
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпки разноцветные,
Самые заметные.
(Это сыроежки. У них шляпки разных цветов.)
У девчонки-тонконожки
Ярко-красные сережки.
Под листочки загляни-ка,
Там краснеет...(земляника. Она растет на тоненьких веточках. Ее ягоды похожи на красные сережки).
8.Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Предлагаем детям высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.
Ноябрь, 1-я неделя
Лексическая тема «Ягоды и грибы. Лес осенью»
Занятие 2
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Лес осенью. Грибы и ягоды». Обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициаивности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Плоскостные изображения корзинок и лесных ягод, резиновый мяч среднего размера, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостное изображение кустика черники, плоскостные изображения ягод с написанными на них слогами.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Грибы», подвижной игры «Где вы были?» с воспитателями. Разучивание скороговорки «У пеньков опять пять опят».
Ход занятия
1.Игра «Разноцветные корзинки».
Предлагаем детям сесть на ковер, рассыпаем на ковре плоскостные изображения лесных ягод с подклеенными к ним «липучками» (морошка, брусника, черника, малина, земляника, клюква, рябина, черемуха), а на коврографе закрепляет с помощью «липучек» плоскостные изображения трех разноцветных корзинок.
Мы продолжаем разговор об осеннем лесе, о грибах и лесных ягодах. Рассмотрите изображения ягод и разложите их по корзинкам. В красную корзинку положите ягоды со звуком |р| в названиях, в коричневую корзинку — со звуком [р’], в зеленую — со звуком [л’].
2. Упражнение «Расскажи, что в корзинках».
А теперь расскажите, какие ягоды лежат в каждой корзинке. Следите за произношением звуков [р]—[р’]—[л’].
(В красной корзинке лежат морошка, брусника и черника; в коричневой корзинке лежат рябина и черемуха; в зеленой корзинке лежат малина, земляника и клюква)
А Ариша нам скажет, какие ягоды лежат в разноцветных корзинках(В разноцветных корзинках лежат лесные ягоды).
Конечно, увидеть сразу все лесные ягоды можно только в игре. Поздней осенью в лесу можно собирать только клюкву, бруснику и рябину. Остальные ягоды в это время уже не встретишь.
3. Игра «Перебираем ягоды».
Игра продолжается. Когда ягоды приносят из леса, их обычно перебирают, очищают от листочков, незрелых ягод, разного лесного мусора, который мог попасть в корзинку. Мы сейчас тоже переберем ягоды. Ваня выберет ягоды, в названиях которых два слога.(Клюк-ва).
Даша выберет ягоды, в названиях которых по три слога(Мо-рош-ка, брус-ни-ка, чер-ни-ка, ма-ли-на).
Маша выберет ягоды, в названиях которых четыре слога (Зем-ля-ни-ка).
А Кирилл назовет все ягоды, в названиях которых есть слог ни (Брусника, черника, земляника).
4. Игра с мячом «Что делают?»
Давайте поиграем в мяч. Встаньте в круг. Я буду начинать предложение, а вы — заканчивать его словом, которое отвечает на вопрос «Что делают?» Это слово должно быть образовано от слова брать. Ягоды в лесу...(собирают).
Придя из леса, ягоды...(перебирают).
Для компота самые красивые ягоды...(выбирают).
Банки с компотом в холодильник...(убирают).
Шагают пальчиками по столу Переплели пальцы-сделали туесочек, большие пальцы-ручка. Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название гриба. Рыжая косичка. |
6. Подвижная игра «Где вы были?»
Ножки, ножки, где вы были? (За грибами в лес ходили.) Что вы, ручки, работали? (Мы грибочки собирали) А вы глазки помогали? Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели. | Дети выполняют ходьбу на месте. Приседают, изображают, что собирают грибы. Смотрят из под руки, выполняя повороты влево, вправо. |
7.Упражнение «Составь слова».
Помещаем на магнитную доску плоскостное изображение кустика черники, на каждой ягодке которого написан слог.
Сегодня у нас на занятии вырос волшебный кустик черники. Соберите ягодки и составьте слова из слогов, которые на них написаны.
Прочитайте слова, которые вы составили (По-до-си-но-вик, мо-хо-вик, по-ган-ка, о-пя-та).
8. Упражнение «Повтори за мной».
Давайте проведем соревнование, проверим, кто наиболее быстро и четко сможет повторить скороговорку про опят три раза.
Дети по очереди повторяют скороговорку и определяют победителя.
9. Окончание занятия.
Давайте вспомним, чем мы занимались, что было интересно делать, а потом оценивает их работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.
Материал для познавательного развития детей старшего возраста....
Учебно- методическое пособие"- По грибы старик собрался, а в грибах не разбирался"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6680968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","style":"width: 300px; height: 188px;","width":"480"}}]][[{"type":"media",...
Методические разработки по теме "Грибы" : "Чудо-грибы"
Методические разработки воспитателя старшей и подготовительной групп дошкольного образовательного учреждения по теме "Грибы"....
Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов
Конспект занятия для старшей группы детского сада. Данное занятие позволяет детям научиться отличать съедобные грибы от несъедобных, напоминает о правилах поведения в лесу....
Конспект НОД для детей старшей группы на тему: Грибы НОД "ГРИБЫ-ГРИБОЧКИ"
познакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов...
Статья на тему .Грибы наших лесов.Знакомство детей с грибами.
Статья о грибах наших лесов.Как знакомить детей с грибами используемые методы, приёмы....