Конспект "Ягоды, грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Воронина Елена Ивановна

Конспект "Ягоды, грибы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yagody_griby.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ноябрь, 1-я неделя

Лексическая тема «Ягоды и грибы. Лес осенью»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Лес осенью. Грибы и ягоды». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в загадках.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного гнозиса и пространственного праксиса; артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, фломастер, коврограф, плоскостные изображения грибов и корзинок, «Мой букварь» и тетрадь №1 по числу детей, контейнер с ручками и карандашами, конверты с пазлами, контейнер с палочками Кюизенера, фишками и шнурочками.

Предварительная работа. Разучивание загадок о грибах и ягодах. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в загадках.

Ход занятия

1. Сядет тот, кто вспомнит названия грибов, содержащие звук [р].

(Боровик, Мухомор, Рыжик, Груздь)

Отлично. Садитесь. А теперь определите место звука [р] в этих словах.

(раздаем детям «светофорчики» и грибы-игрушки. Дети отмечают грибами место звука на «светофорчике». Предлагаем им проверить друг друга, а затем убираем пособие)

2.Упражнение «Что лишнее?»

Помещаем на картограф четыре картинки' (волнушка, мухомор, подосиновик, сыроежка).

Поздней осенью в лесу еще можно найти грибы. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете, какие грибы считаются съедобными, а какие — ядовитыми. Какой из этих грибов лишний и почему?

(Лишний мухомор, потому что он ядовитый, а волнушка, подосиновик и сыроежка — съедобные грибы)

Можно предложить детям рассмотреть еще 2—3 комплекта картинок и дать объяснения.

3.Упражнение «Собери в корзинки».

Вновь закрепляем на картографе картинки с изображениями грибов (ры-жик, бо-ро-вик, ли-сич-ка, мас-ле-нок, о-пя-та, вол-нуш-ка, сы-ро-еж-ка, по-до-си-но-вик, под-бе-ре-зо-вик), а детям раздаем плоскостные изображения корзинок.

Соберите грибы в корзинки. Маша будет собирать грибы, в названиях которых только два слога. Настя соберет грибы, в названиях которых по три слога. Ваня соберет грибы, названия которых состоят из четырех слогов. А Вадик должен собрать грибы, названия которых делятся на пять слогов.

 4.Пазлы «Грибы».

Раздаем детям конверты с пазлами, ставит на коврограф картинки с изображениями боровика, волнушки, рыжика и лисички. Дети собирают пазлы, ориентируясь на целые изображения, оцениваем  их работу и убираем картинки.

5.Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ёё из палочек и шнурочка.

Ставим на стол контейнер с палочками Кюизенера, цветными шнурочками и крутыми фишками.

Давайте проведем соревнование — кто скорее сложит большую букву Ё из палочек и фишек и маленькую букву ё из шнурочка и фишек. Выберите все, что вам пригодится для этого. Дети берут палочки, фишки и шнурочки.

Вы готовы? Раз, два, три. Начали.

Дети выполняют задание.

Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания! Значит, все стали победителями.

6.        Подвижное упражнение «За грибами». Дети встают в круг и делают знакомое упражнение.

7.Отгадывание загадок. 

Под осинкой у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть, нет головы.

(Это подосиновик. Он растет под осиной в траве.)

Из-под елок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел,

Сразу кепочку надел.

Новенькую, ладную,

Цветом шоколадную.

(Это белый гриб. Он растет возле елок. У него коричневая шляпка.)

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпки разноцветные,

Самые заметные.

(Это сыроежки. У них шляпки разных цветов.)

У девчонки-тонконожки

Ярко-красные сережки.

      Под листочки загляни-ка,

      Там краснеет...(земляника. Она растет на тоненьких веточках. Ее ягоды похожи на красные сережки).

8.Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Предлагаем детям высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.

Ноябрь, 1-я неделя

Лексическая тема «Ягоды и грибы. Лес осенью»

Занятие 2

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Лес осенью. Грибы и ягоды». Обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в предложении.
     Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициаивности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Плоскостные изображения корзинок и лесных ягод, резиновый мяч среднего размера, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостное изображение кустика черники, плоскостные изображения ягод с написанными на них слогами.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Грибы», подвижной игры «Где вы были?» с воспитателями. Разучивание скороговорки «У пеньков опять пять опят».

Ход занятия

1.Игра «Разноцветные корзинки».

Предлагаем детям сесть на ковер, рассыпаем на ковре плоскостные изображения лесных ягод с подклеенными к ним «липучками» (морошка, брусника, черника, малина, земляника, клюква, рябина, черемуха), а на коврографе закрепляет с помощью «липучек» плоскостные изображения трех разноцветных корзинок.

Мы продолжаем разговор об осеннем лесе, о грибах и лесных ягодах. Рассмотрите изображения ягод и разложите их по корзинкам. В красную корзинку положите ягоды со звуком |р| в названиях, в коричневую корзинку — со звуком [р’], в зеленую — со звуком [л’].

2.        Упражнение «Расскажи, что в корзинках». 

А теперь расскажите, какие ягоды лежат в каждой корзинке. Следите за произношением звуков [р]—[р’]—[л’].

(В красной корзинке лежат морошка, брусника и черника; в коричневой корзинке лежат рябина и черемуха; в зеленой корзинке лежат малина, земляника и клюква)

А Ариша нам скажет, какие ягоды лежат в разноцветных корзинках(В разноцветных корзинках лежат лесные ягоды).

Конечно, увидеть сразу все лесные ягоды можно только в игре. Поздней осенью в лесу можно собирать только клюкву, бруснику и рябину. Остальные ягоды в это время уже не встретишь.

3.        Игра «Перебираем ягоды». 

Игра продолжается. Когда ягоды приносят из леса, их обычно перебирают, очищают от листочков, незрелых ягод, разного лесного мусора, который мог попасть в корзинку. Мы сейчас тоже переберем ягоды. Ваня выберет ягоды, в названиях которых два слога.(Клюк-ва).

Даша выберет ягоды, в названиях которых по три слога(Мо-рош-ка, брус-ни-ка, чер-ни-ка, ма-ли-на).

Маша выберет ягоды, в названиях которых четыре слога (Зем-ля-ни-ка).

А Кирилл назовет все ягоды, в названиях которых есть слог ни (Брусника, черника, земляника).

4.        Игра с мячом «Что делают?»

Давайте поиграем в мяч. Встаньте в круг. Я буду начинать предложение, а вы — заканчивать его словом, которое отвечает на вопрос «Что делают?» Это слово должно быть образовано от слова брать. Ягоды в лесу...(собирают).

Придя из леса, ягоды...(перебирают).

Для компота самые красивые ягоды...(выбирают).

Банки с компотом в холодильник...(убирают).

Шагают пальчиками по столу

Переплели пальцы-сделали туесочек, большие пальцы-ручка. 

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название гриба.

Рыжая косичка.

6. Подвижная игра «Где вы были?» 

Ножки, ножки, где вы были?

(За грибами в лес ходили.)

Что вы, ручки, работали?

(Мы грибочки собирали)

А вы глазки помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

Дети выполняют ходьбу на месте.

Приседают, изображают, что собирают грибы.

Смотрят из под руки, выполняя повороты влево, вправо.

7.Упражнение «Составь слова».

Помещаем на магнитную доску плоскостное изображение кустика черники, на каждой ягодке которого написан слог.

Сегодня у нас на занятии вырос волшебный кустик черники. Соберите ягодки и составьте слова из слогов, которые на них написаны.

Прочитайте слова, которые вы составили (По-до-си-но-вик, мо-хо-вик, по-ган-ка, о-пя-та).

8.        Упражнение «Повтори за мной».

Давайте проведем соревнование, проверим, кто наиболее быстро и четко сможет повторить скороговорку про опят три раза.

Дети по очереди повторяют скороговорку и определяют победителя.

9.        Окончание занятия.

Давайте вспомним, чем мы занимались, что было интересно делать, а потом оценивает их работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.

Материал для познавательного развития детей старшего возраста....

Учебно- методическое пособие"- По грибы старик собрался, а в грибах не разбирался"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6680968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","style":"width: 300px; height: 188px;","width":"480"}}]][[{"type":"media",...

Методические разработки по теме "Грибы" : "Чудо-грибы"

Методические разработки воспитателя старшей и подготовительной групп дошкольного образовательного учреждения по теме "Грибы"....

Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов

Конспект занятия для старшей группы детского сада. Данное занятие позволяет детям научиться отличать съедобные грибы от несъедобных, напоминает о правилах поведения в лесу....

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: Грибы НОД "ГРИБЫ-ГРИБОЧКИ"

познакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов...

Статья на тему .Грибы наших лесов.Знакомство детей с грибами.

Статья о грибах наших лесов.Как знакомить детей с грибами используемые методы, приёмы....