Главные вкладки

    Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
    статья по развитию речи (средняя группа)

    Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Корюковец Н. Н., воспитатель

    ГБДОУ детский сад №21 Пушкинского района

     г. Санкт-Петербурга

    «Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников»

    Проблема формирования коммуникативных навыков традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить и развиваться среди людей. 
    Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни и неотъемлемая часть процесса социализации ребенка. Поэтому необходимо специальное внимание воспитателей к организации общения детей. Наилучшим возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче усваивают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

    Актуальность проблемы определяется тем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того как сложатся отношения ребенка в первом его коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь социального развития и развития личности, а значит, и дальнейшая судьба. 

    Сейчас все чаще взрослые сталкиваются с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерным вхождением современных технологий в нашу жизнь. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети сегодня гораздо меньше общаются со взрослыми и друг с другом. А ведь именно живое человеческое общение существенно обогащает и раскрашивает яркими красками нашу жизнь. 
    Развитие коммуникативных навыков дошкольников основано на следующих аспектах: 

    • желание вступить во взаимодействие; 
    • способность слышать и сопереживать собеседнику; 
    • способность разрешать сложные вопросы взаимодействия; 
    • способность владеть правилами эффективного общения. 

    Воспитание детей дошкольного возраста предполагает развитие всех данных направлений с самого рождения. Эти навыки включают в себя:

    • способность с пониманием и заботой относиться к другим людям,
    • умение поставить себя на место другого и входить в его положение,
    • осторожно и избирательно относиться к использованию фраз и выражений. 

    Совершенствование навыков происходит во взаимодействии с родителями, братьями и сестрами, товарищами по группе детского сада, воспитателями и другими участниками педагогического процесса. 
    При развитии коммуникативных навыков основная задача воспитателя – сформировать у детей доброжелательное отношение к сверстникам и окружающему миру.

    Для достижения данной цели необходимо придерживаться следующих направлений деятельности: 

    • формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений, воспитывать эмоциональную отзывчивость; 
    • воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; не ссориться в игре, помогать друг другу, радоваться совместным успехам; 
    • формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; 
    • проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям; 
    • воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, употреблять слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении с просьбой; 
    • приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят; 
    • воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям; 
    • формировать умение спокойно вести себя: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого; 
    • на прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование детской площадки; 
    • учить основам бережного взаимодействия с природой. 

    Сенситивным периодом в формировании коммуникативных компонентов является дошкольное детство.

    Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.

    Ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь, как частный случай речевого общения и приближает к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход позволяет избавиться от ситуации «говорение ради говорения», которая встречается в практике работы детских садов и ведёт к снижению интереса детей к обучению родной речи.

    Выделяют несколько групп коммуникативных умений:

    1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе;

    2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, просьба, извинение, жалоба, сочувствие, и т. д. ;

    3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

    4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение;

    5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

    В младшем дошкольном возрасте уделяем больше внимания первым трём группам.

    Ну и конечно, главное условие успешного социально-эмоционального развития ребенка – это образец нашего собственного правильного поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно – ролевую игру»

    Проект «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Семья – главная и почти единственная школа воспитания....

    Фото отчет по проекту: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

    Обоснование  актуальности  проекта. Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношения...

    Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

    Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

    Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

    Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

    Влияние развития мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников.

    Как влияет развитие мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников....

    Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников

    Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. - Читайте подробнее на...

    Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников

    Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. - Читайте подробнее на...