Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы по формированию грамматческого строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
    статья по развитию речи (старшая группа)

    Ильюшонок Елена Михайловна

    Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, употребление существительных множественного числа в именительном и винительном падежах, прилагательных и наречий в сравнительной степени, составление сложных предложений по образцу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx22.84 КБ

    Предварительный просмотр:

     Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 302»

    Сообщение из опыта работы по речевому развитию

    «Формирование навыков у детей старшей группы в употреблении существительных множественного числа в именительном и винительном падежах; прилагательных и наречий в сравнительной степени; составление сложных предложений»

    Подготовила: воспитатель

    Ильюшонок Елена Михайловна

    Г. Новосибирск

    2019 г.

    Первоначальная функция

    речи коммуникативная.

    Речь есть, прежде всего,

    средство социального

    общения, средство

    высказывания и понимания.

    Л.С.Выгодский.

    Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.  Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.

    Развитие грамматического строя речи у дошкольников важно для понимания того, о чем говорят окружающие.

    В нашем детском саду мы работаем в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, в основе которой заложена основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Основные цели и задачи речевого развития:

    Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

    Развитие всех компонентов устной речи детей: формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм.

    Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Рассмотрим одно из направлений развития речи детей старшей группы.

    В разделе развитие грамматического строя речи возьмем следующие задачи:

    1. Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
    2. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т.д. Поэтому  развитие словаря у детей одна из важных задач развития речи.

    Наряду с развитием словаря, у ребенка развивается связная речь, формируется грамматический строй речи, направленный на развитие умений выражать свои мысли простыми и распространенными предложениями.

    В моей работе по данному вопросу взята за основу «Методика развития речи детей дошкольного возраста» Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарева. Так же использую следующую литературу: В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду», А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»; А.М.Бородич «Методика развития речи детей», А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок».

    Игры и упражнения с грамматическим содержанием организуются как часть занятия и в режимные моменты в игровой форме, а также на занятиях по другим образовательным областям, на прогулках.

    При формировании грамматически правильной речи я, прежде всего, стараюсь воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи.

    В повседневном общении с детьми создаю речевые ситуации, позволяющие ребенку правильно составлять сложные предложения. Задаю вопросы так, чтобы ребенок отвечал более полным предложением (например: спрашиваю «Почему ты поздно пришел в детский сад?» Тогда ребенок отвечает «Я проспал, поэтому долго собирался».)

    Слежу за тем, как дети употребляют сложные формы существительных множественного числа в винительном падеже. Например: предлагаю дидактическую игру «Один – много». «Раздаю детям предметные картинки. Говорю -Дети, давайте поиграем в такую игру. я называю слово в единственном числе, а вы во множественном. Например СТОЛ –СТОЛЫ, МНОГО СТОЛОВ. А теперь посмотрите на свои картинки и назовите предмет , который у вас изображен, так же как я.» дети называют предметы по аналогии.

    При такой организации игры дети не просто упражняются в употреблении какой-то трудной формы, но и учатся правильно изменять слова, следуя образцу, предложенному педагогом. Играем с детьми в с.р.и. «Магазин». Например: Я выступаю в роли мамы и прихожу с ребенком в магазин. Спрашиваю у продавца , есть ли у них огурцы, прошу взвесить мне 1 кг огурцов. Потом выступаю в роли продавца, а роль покупателя предлагаю кому-нибудь из детей. При этом четко проговариваю слова. Если ребенок произносит существительное множественного числа не правильно, обязательно поправляю его и прошу произнести слово правильно.

    Поощряю стремление детей использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Для этого предлагаю рассмотреть сюжетные картины и составить по сюжету сложное предложение на своем примере. Например: Подбираю пары таких картинок, на которых изображены близкие сюжеты: на одной картине женщина с зонтом в руках, а на другой изображен дождь. На своем примере показываю как можно составить два простых предложения, а потом соединить их. «Мама взяла зонт» и «На улице идет дождь» Теперь соединяем и получим сложное предложение «Мама взяла зонт , потому что на улице идет дождь».  Эту работу провожу как на занятиях по развитию речи, так и в режимных моментах.

    Многократное повторение той или иной грамматической формы не гарантирует еще , что и в дальнейшем ребенок будет говорить правильно. Легко. Быстро и прочно запоминается то, что было включено в игровую или практическую деятельность как необходимое условие ее успешности. Так, эффективное усвоение систем грамматических форм наступает тогда, когда у ребенка возникнет ориентировка на звуковую сторону слова. Для этого разработаны словесные дидактические игры с правилами. Например «Теремок» , дверь в теремке не откроется, пока ребенок не произнесет предложение правильно.

    Стараюсь постоянно прислушиваться к речи детей, поправлять грамматические ошибки. Для того чтобы дети учились слышать и самостоятельно исправлять грамматические ошибки в своей речи, использую такой прием: «Ты сказал не верно, догадайся, что не так» или «Ты неверно изменил слово, подумай, как изменить правильно». Тут же в качестве образца приводится пример, ряд существительных, имеющих такую же форму падежа множественного числа.

    В процессе ознакомления с окружающим миром даю детям систематизированные знания о причинно- следственных связях, времени и пространственных зависимостях. Например: на прогулке мы наблюдаем за птицами, спрашиваю у ребят «-как вы думаете посему птички так радостно поют?» , дети отвечают «Потому что на улице наступила весна и ярко светит солнце».

    Использую в своей работе такие игры и упражнения:

    «Сравни предметы» например: яркий – ярче, высокий – выше, голубой еще голубее и т.д. ,«Назови ласково»,- провожу игру с мячом, кидаю мяч ребенку, называю слово и прошу назвать его ласково. «Закончи предложение» предлагаю рассмотреть картину с каким-нибудь сюжетом , затем начинаю предложение, а ребенок должен придумать продолжение . Например: сюжетная картина «Дети играют». Я начинаю предложение так «Дети играют кубиками и … (ребенок продолжает) …строят высокую башню» или так «Дети построили высокую башню, потому что…..у них много кубиков».

    Провожу индивидуальную работу и по подгруппам. С теми детьми, которые не всегда понимают задание, провожу индивидуальную работу на усвоение и закрепление данного материала. Эту работу провожу не более 10 -15 минут во второй половине дня.

    Научившись прислушиваться к речи, ребенок тонко реагирует на оттенки звучания слов и заимствует из речи окружающих правильные формы. Важно только, чтобы взрослые сами говорили правильно, не допускали ошибок, а так же употребляли новые слова в разных падежах, а не только в именительном.

    В группе создается предметно-развивающая среда по данному направлению в доступном для детей месте. Родителям выдаются памятки с рекомендациями по домашнему чтению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

    Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"

    Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....

    Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

    Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, ...

    Сообщение из опыта работы «Оборудование для развития сюжетно – ролевых игр детей старшего дошкольного возраста»

    laquo;Оборудование для развития сюжетно – ролевых игр  детей старшего дошкольного возраста»...

    Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Лексика, как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития ребенка. При нарушении формирования лексическ...