Консультация. Картотека игр для речевого развития
материал по развитию речи (младшая, старшая группа)

Круглова Лариса Георгиевна
     Развитие речи – это одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения  с детьми и взрослыми, но и развитие всех компонентов устной речи, а именно:  формирование словарного запаса, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовку к обучению грамоте. Способствуют решению этих задач, в первую очередь, дидактические игры. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста Выполнила : Воспитатель Круглова Л.Г.

Слайд 2

Игры по развитию словаря (младшая гр.) Игра №1 «Чьи детки ?» Цель : Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; воспитывать умение соотносить картинки по содержанию; развивать произвольное внимание, речь. Словарь: К орова , теленок, собака, щенок, кошка, котенок, коза, козленок . Ход: Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф после того, как услышишь голос взрослого животного, а также после того как правильно назовешь животного и его детеныша . Игра №2 «На птичьем дворе» Цель : Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение. Словарь : курица, гусь, утка, утенок, гусенок, цыпленок. Ход : Воспитатель показывает карточки с изображением домашних животных.И спрашивает детей : Кто это? Дети: курица. Воспитатель: Как она кричит? Дети: ко-ко-ко

Слайд 3

Игры по воспитанию звуковой культуры речи (младшая гр.) Игра №1 «Будь внимательным » Цель : развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. Ход игры: Воспитатель- У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку. Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия). Игра №2 «Отгадай слово» Цель : Развитие фонематического слуха, закреплять правильное произношение звуков ислов . Ход игры: Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Слайд 4

Игры по формированию грамматического строя речи ( младшая гр.) Игра №1 «Магазин » Цель : привить навыки грамматически правильной речи Ход игры : Воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они –покупатели. Спрашивает поочередно: «Что ты купишь?» Дети отвечают: - Я куплю мяч. - Я куплю куклу . Игра №2«Закончи предложение » Цель : закрепить умение отвечать простым предложением, правильно употреблять слова в винительном падеже Ход игры : Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога . В.- папа читает….. ( Д.- книгу), В. - Зоя ловит….. ( Д. - бабочку )

Слайд 5

Игры по развитию связанной речи (младшая гр.) Игра №1 «Лото» ( формирование диалогической речи) Цель: Развитие диалогического общения детей со сверстниками (слушать и понимать, отвечать на вопросы, учиться высказывать свое мнение) Ход игры : Воспитатель раздаёт малышам большие карточки, а маленькие оставляет у себя. Пусть дети сначала рассмотрят картинки, изображённые на картах. Взрослый кладёт карточки рисунком вниз и приступает к игре. Открывает одну карточку и спрашивает: « Что это?». Один из детей отвечает « Шапочка». Взрослый задаёт следующий вопрос : « У кого на картинке шапочка?». Ребёнок, у которого на большой карточке шапочка, отвечает: «У меня шапочка!». Взрослый спрашивает: «Что ты делаешь с шапочкой?». Малыш может ответить: «Надеваю на голову». Взрослый обобщает: « Правильно, молодец! Шапочку надевают, чтобы не замёрзнуть». Далее взрослый даёт маленькую картинку тому ребёнку, у которого шапочка есть на большой карточке, и показывает ему, как нужно закрыть маленькой карточкой изображение на большой карточке. Так обыгрываются все картинки. После того как закроют все рисунки на своих карточках, взрослый предлагает им снять все карточки и вновь назвать все изображения на них, а также ответить на вопросы, что делают с каждым изображением (назвать основное действие). Игра №2 «Что сначала, что потом » (формирование монологической речи ) Цель : учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их. Ход игры : Детям раздают по две картинки с изображением двух последовательных действий (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия .

Слайд 6

Игры по развитию словаря (старшая гр.) Игра «Из чего сделано ?» Цель : закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования . Ход игры: Воспитатель бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: кожаные. Затем бросает мяч другому ребенку, говорит: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: меховые и т. д. Тазик из меди. (Медный, Медвежонок из плюша (Плюшевый, Рукавички из шерсти (Шерстяные, Стакан из стекла (стеклянный, ваза из хрусталя (Хрустальная). Игра №2 «Сравни зверей» Цель : формировать словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки . Ход игры : Воспитатель предлагает рассмотреть 2 картинки с животными. - Мишка большой, а мышка. (маленькая). Еще, какой Мишка .?( толстый, толстопятый, косолапый? - А мышка, какая. (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая) Что любит Мишка? (мед, малину, а мышка любит. (сыр, сухарики ).- Лапы у Мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка. (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки. (короткий).

Слайд 7

Игры по воспитанию звуковой культуры речи (старшая гр.) Игра №1 « ЦЕПОЧКА СЛОВ» Цель : упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах . Материал : карточки с картинками (карандаш – шкаф- флажок – куст – топор – ракета – автобус – сук – ключ – чайник- кошка – ананас- сом – мак ) Ход игры: У воспитателя карточка с изображением карандаша. Дети выкладывают цепочку из предметов. Цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. У кого есть картинка со звуком –ш -, прикладывает к первой картинке. Игра №2 « КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ ?» Цель : упражнять детей в дифференциации звуков С-Ш . Материал: изображение чемодана , по кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук С – Ш (шуба, шапка, шарф, шаль, свитер, сарафан, сапоги ). Ход игры: Дети должны собрать в чемодан вещи со звуком С-Ш. Дети по очереди называют картинку и если там есть его звук, кладут на свой чемодан, если нет – в сторону. Кто больше соберет вещей.

Слайд 8

Игры по формированию грамматического строя речи ( старшая гр .) Игра №1 « ПОДБЕРИ ПРИЗНАК » Цель : учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя … Сапоги (какие?) – коричневые, удобные , теплые … Игра №2 « НАЗОВИ ЛАСКОВ » Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов. Оборудование : мяч Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. Шуба теплая - шубка тепленькая . Лиса хитрая - лисичка хитренькая Заяц белый - зайчик беленький .Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Слайд 9

Игры по развитию связанной речи (старшая гр.) Игра №1 «Небылицы» ( диалогическая речь) Цели . Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места. Ход игры : Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает . Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель . Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься. Наступила весна, все птицы улетели, без них стало . Примечание . Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают. Игра №2 «Где начало рассказа ?» ( монологическая речь) Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок . Ход игры : Детям предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Картотека игр для развития связной речи»

Цикл дидактических игр для развития связной речи у дошкольников....

Консультация для воспитателей: «Картотека игр на развитие внимания».

Материал содержит различные игры, направленные на развитие внимание. Данные игры рекомендованы педагогам для проведения их в свободной время с детьми в детском саду....

Консультация для педагогов "Картотека игр на развитие коммуникативных способностей"

Материал содержит информцию о значении коммуникативных способностей в психологическом развитии ребенка, а также игры, способствующие развитию коммуникативных способностей....

консультация для родителей "Картотека игр для развития мелкой моторики в 1 младшей группе"

В какие игры можно поиграть с детьми дома и в садике, вы узнаете из данной статьи...

Картотека консультаций для родителей по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, в игровой и художественной деятель...