Конспект НОД на тему: " Чтение небылиц." В старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тимакова Светлана Ринатовна
Конспект НОД развитие речи на тему Чтение небылиц в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности:

 речевое развитие в старшей группе

на тему:

«Дидактические игры со словами. Чтение небылиц».

Воспитатель:

без квалификационной категории

Тимакова С. Р.

п.Родники

2019г.

          Цель. Активизировать словарь детей.

         

          Задачи:

1.Учить детей самостоятельно составлять небылицы.

2.Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение и фантазию.

3.Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Материалы и оборудование:

Иллюстрации произведений К.И. Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; Б. Заходера «Кит и кот»; «Небылицы в лицах»; Н.Н. Носов «Фантазеры», набор картинок для составления небылиц; колпаки скоморохов (2), крынка с венчиком, чашка круглая, ложка деревянная, Буратино.

 Ход занятия:     

В: (Коммуникативная игра «Доброе утро!».

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу).

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

-Доброе утро (выставляют руки вперед и прислоняют ладошки).

-Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся).

Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу).

И каждый становится

Добрым, доверчивым. 

Пусть доброе утро. 

Длится до вечера.

-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им ваши улыбки. А теперь посмотрите на меня и подарите улыбку мне.  

Дети садятся на ковер.

Вы заметили самого маленького, тихого, скромного гостя в группе? Кто это?  (Буратино).

 В: - Правильно, это Буратино. Пришла я утром на работу и вижу: Буратино, печальный, в дверях стоит, а в руках книгу теребит. Он стихи сочинил и стал читать у себя в театре ребятам, Мальвине. Но им стихи не понравились, сказали, что таких стихов не бывает, и запретили Буратино их кому-либо показывать.

Обиделся Буратино на друзей и просит книгу со стихами в детский сад ребятам в подарок передать: «Почитайте мои стихи, пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие».  Прочитаем, ребята, стихи Буратино? (Да). Сейчас, Буратино, мы с ребятами прочитаем твои стихи. Ты садись здесь повыше и слушай нас внимательно. Вы, ребята, тоже будьте внимательны, объясним Буратино, в чем причина его неудачи.

Открываю страницу, читаю.

   Дидактическая игра «Слово заблудилось».

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

1.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Вопросы:

 Кто ползет? Как вы думаете, куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх). Лук может ползти? (Нет.) Тогда кто же ползет? (Жук). Что перепутал Буратино? (Слово перепутал). Буратино, ползет жук, а не лук!

2.Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Вопросы:

Что врач назначает больному? (Цапли).

Может быть такое лекарство? (Нет).

Что тогда назначил врач? (Врач назначил капли).

Что снова перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).

3.Жучка будку (булку) не доела.

Неохота, надоело.

Вопросы:

Что ела Жучка?

 Почему будку нельзя есть?

А что же она ела? (Булку).

4.Забодал меня котел (козел),

На него я очень зол.

Вопросы:

Что такое котел? (Он не может бодать). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).

И снова, в чем ошибка? (Слово перепутал Незнайка).

Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.

В: -О чем получились у Буратино стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Молодцы, правильно. Это небылицы.  Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).

Обращаюсь к Буратино:

-Хорошие у тебя стихи, Буратино, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы не понятны ребятам из театра и Мальвина, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов бывают небылицы, пусть они знают об этом.

-Ребята, Буратино еще нарисовал картинку к своему стихотворению. Прочитаем, что же в нем не так.

Дидактическая игра «Что не так?».  

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Показываю 1 картинку:

Ехал Ваня на коне, 
Вел собачку на ремне, 
А старушка в это время 
Мыла фикус на окне. 

          Вопросы:

Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус?  Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

- Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно).  Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Показываю 2 картинку:

Ехал фикус на коне, 
Вел старушку на ремне, 
А собачка в это время 
Мыла Ваню на окне. 

Дети рассматривают картинку, рассказывают новую небылицу.

В: А, такое бывает в жизни? Что получилось? (Небылица).

 Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.

    Ребята, кажется, Буратино мне хочет что-то сказать… (подхожу к кукле, наклоняюсь и «слушаю»). Буратино говорит, что он устал, хочет сделать зарядку и приглашает вас.  Выходите, ребята, на середину группы, вам тоже отдохнуть самое время.

Физкультминутка.

Старый заяц сено косит (косят сено),

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги),

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте),

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза),

Буду я хромая (хромает).

          Дети садятся за столы.

В: Ребята сейчас мы с вами тоже сочиним небылицы

Игра «Что получится, то получится»

Дети отвечают на вопросы: Что? Кто? Какой? Что делает? Где находится? Варианты заносятся в таблицу. Когда колонки заполнены, нужно прочитать небылицы детям, начиная фразу с прилагательного.

Кто? Что?

Какой?

Что делает?

Где находится?

вилка

круглый

пляшет

в трубе

юбка

веселый

ползет

на люстре

рыба

сухой

прыгает

под окном

В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушением в согласовании слов, например, «Круглый вилка пляшет в трубе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее.

В: Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные). Зачем составляли небылицы? (Веселиться).   

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках.

Выступление скоморохов. (Двое детей в шапочках медведей, у одного ребенка крынка с венчиком – взбивает сметану, у другого – чашка с деревянной ложкой, в чашке мука).

На заборе чепуха
Кушала варенье.
Куры съели петуха   
В это воскресенье.

Сидели два медведя  
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку – 
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке, 
Ухо в кислом молоке!

(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).

Наш козел-стрекозел
То-то умный был.
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,

Песни-сказки небылицы, небывальщины,
Небывальщины да неслыхальщины.  (Последние две строки говорят все вместе).    

В: Понравилось слушать? Что вы слушали сегодня? (Небылицы).

Какие вам запомнились небылицы?

 А еще что вы делали? (Составляли небылицы).  Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Буратино разобраться в его творчестве.

Что Буратино сочинил? (Небылицы). Только друзья Буратино не знают, что, кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но Буратино им обязательно об этом расскажет. А книгу свою он оставляет в детском саду - это подарок его нам.  

Нужно поблагодарить Буратино.

Дети благодарят Буратино.

И ты, Буратино, не стесняйся к нам обращаться за помощью. Мы теперь твои друзья! Будем снова ждать тебя в гости.

А сейчас покажете, какое настроение у вас после чтения книги Буратино. Ответьте на мои вопросы движениями:

Если весело тебе – ты три раза топни;

Если весело тебе – ты три раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

-Я рада, что наша встреч вам принесла большое удовольствие.

 А теперь пора прощаться с гостями.

Дети:

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по теме "музыкально-дидактические игры" старшая группа

Цель:Развивать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме Задачи;Учить и формировать у детей чувство ритма и гармонического слуха...

Конспект НОД на тему «Я-человек» в старшей группе ДОУ, образовательная область — социально-коммуникативная.

Воспитатель Тихненко Ирина Ивановна МДОУ Детский сад КВ 156 г. СаратоваI. Образовательные задачи.1. Закрепить знания детей об основном документе "Конвенция о правах ребенка", о документе "Свидетельств...

Конспект Нод на тему «Зелёный огонёк» в старшей группе

Конспект  Нод на тему «Зелёный огонёк» в старшей группеПрограммное содержание:Цель: закреплять знания детей о Земле – нашем общем доме.Задачи:1.  Показать богатства земли, которые знают дети...

Конспект НОД по теме "Волшебное электричество " в старшей группе.

Расширять представления о том, где «живет» электричеств; познакомить с причиной появления статического электричества;  развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать в...

Конспект НОД по теме "Продукты питания" в старшей группе

В документе предоставлен конспект НОД по теме "Продукты питания" в старшей группе...