Развитие речи детей в работе над загадками
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Смолина Ольга Николаевна

Развитие речи детей в работе над загадками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_v_rabote_nad_zagadkami.docx12.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей в работе над загадками

 Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяет развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи- доказательства и речи-описания. Так загадка становится не просто развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве, т. е. важным средством обучения и развития. Уметь доказывать - это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, своих композиций. Речь - доказательство имеет свою структуру, определяющая порядок аргументов: во-первых. Во- вторых и.т.д. В рассуждении приходится пользоваться сложны ми предложениями, с помощью которых выражаются логические связи: если- то, раз- значит, потому что, так как, значит….Рассуждение заканчивается выводом, который строится с использованием принятых для этого случая лексических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадывать зегадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых говорится в загадках. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Загадывая загадки, надо повторять их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее вы деля ли признаки. Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними. Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше сделать с помощью постановки вопросов. В случае пропуска какого- либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие ребенку односторонность его отгадки. Так загадку: « Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» Ребенок доказывает опираясь всего на один признак. Это бывает весной, потому что тает снежок. А разве снег тает только весной? А оттепель зимой? Тогда ребенок обратит внимание и на другие признаки. Загадка- описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Все это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь. Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучать детей внимательно относится к слову, вызывать интерес к образным характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ. Таким образом, в зависимости от цели, которая ставится перед ребенком, он пользуется различными речевыми средствами, отбирая нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. Так систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие мыслительной деятельности и речи дошкольников в работе с загадками"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призыва...

Консультация для родителей на тему: "Здоровьесберегающие технологии для развития речи детей в работе логопеда"

      Как правило, дети с нарушением речи имеют ослабленное нервно-психическое и физическое здоровье.   Поэтому в ходе коррекционно-развивающих занятий с детьми, считаю...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Проект "Развитие речи детей через работу с родителями."

В проекте рассказывается о необходимости привлечения родителей к работе с детьми по развитию речи....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей при работе над ролью»

Консультация для педагогов «Развитие речи детей при работе над ролью»...