Карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи». Средняя группа.Тема: «Составление загадки». Название: «Придумываем загадку к конкурсу Крошу» с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ
материал по развитию речи (средняя группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Цель: закрепление у детей умений составления загадки по технологии ТРИЗ.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

(занятия)

по образовательной области «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи».

В средней группе

Тема: «Составление загадки»

Название: «Придумываем загадку к конкурсу Крошу»

Составила: воспитатель, Ельцова Ирина Владимировна

г. Югорск, 2023 г.

Цель: закрепление у детей умений составления загадки по технологии ТРИЗ.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понятие «загадка».

Продолжать учить подбирать антонимы, слова, противоположные по значению.

Закреплять значение имен признаков и сами признаки.

Продолжать обучения детей созданию образных характеристик объектов.

Продолжать учить подбирать сравнения.

Расширять словарный запас детей

Упражнять детей в составлении загадки о по технологии ТРИЗ.

Развивающие:

Развивать связную речь и навыки речевой творческой деятельности.

Развивать координацию движений.

Развивать способность принимать решения, самостоятельно мыслить и делать осознанный выбор.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга.

Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Материалы и оборудование. Игрушка Крош из Смешариков. Плакат с Кар Карычем и надписью «Внимание! Кар Карыч организовывает конкурс загадок!» Волшебник «Наоборот». Игра «Подбери сравнения». Таблица модели составления загадки (картинки: мяч, кенгуру, колесо, птица). Микрофон. Для физминутки: картинка Совуньи, картинка Ежика, картинка Кроша, картинка Кар Карыча, музыка из мультфильма «Смешарики. Начало».  Раскраски по сюжету мультфильма «Смешарики».

Предварительная работа. Игры и творческие задания «Хорошо-плохо». «Выбери признак, который есть у других объектов» «Что (кто) делает так же?» «Сравни разных зверят». (Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки) и т.д. Наблюдение за окружающим миром. Заучивание загадок. Составление загадок по технологии ТРИЗ. Знакомство с моделями составления загадок.  Рассматривание иллюстраций к мультфильму «Смешарики».

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, расположение

Организационный этап

1 мин

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.

Приветствие детей друг друга.

Игра-приветствие

«Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

 Дети заходят в группу, встают.

Дети здороваются.

Приветствуют друг друга.

Актуализация,

4 мин

Закрепить понятие «загадка».

Продолжать учить подбирать антонимы, слова, противоположные по значению.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Загадывание загадки о игрушке, которая приходит к детям.

В группе появляется Крош (игрушка)

Проблемная ситуация.

Плакат с Кар Карычем и надписью «Внимание Кар Карыч организовывает конкурс загадок»

Вопрос – ответ на тему понятия «загадка»

Игра «Наоборот» 

Волшебник «Наоборот»

1. Воспитатель. Ребята, когда я к вам шла сегодня на занятие, то встретила одного нашего хорошего знакомого.  Интересно вам кто это?

2.Воспитатель.  Хорошо, только я очень люблю загадывать загадки и придумала и про него загадку.  

Он активный малый,

Смелый он, удалый!

На зайчишку он похож.

А зовут его все …

3.Воспитатель. А вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним.

Воспитатель. Крош у нас активист, он улыбается и не унывает.

Воспитатель. Крош говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что Кар – Карыч (хвастун и умелый рассказчик) решил организовать конкурс загадок.

Выставить плакат - объявление.

4. Воспитатель.  Ребята я хочу задать Вам вопрос, как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? Ваш ответ ребята.

Молодцы.

5. Воспитатель. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает загадку.

Крош слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Он очень хочет составить загадку о его любимой игрушке. Поможем ему?

Воспитатель.  Вот видишь, Крош, я же говорила, что наши ребята очень хорошие и будут рады тебе помочь!

Воспитатель. Ребята, но, чтобы научить Кроша составлять загадки, надо его подготовить к этому.

6. И первое задание, которое поможет составит загадку – это, игра «Наоборот».

 Ребята, а поможет нам сегодня волшебник, который живет в уголке «Познавайкин мир». 

Найдите его.

«Игра с волшебником Наоборот».  

Для игры мы возьмем нашего Кроша.  Я буду называть слово, а Вы Крошу будете, называть слово с противоположным значением, слово «Наоборот». 

Кроша, Вы передаете друг другу.

1.Медленный – быстрый.

2. Круглый – квадратный.

3. Неуклюжий. - Проворный

4. Неловкий – Ловкиий.

5. Мелкий – крупный.

6. Сладкий – кислый.

7. Легкий – тяжелый.

8. Шероховатый – гладкий.

9. Нелетающая – Летающая.

10. Неподвижный - Подвижный –

11. Добрый – злой

12. Грустный – весёлый

Воспитатель. Ребята мы с вами поиграли сейчас с волшебником «Наоборот» и Крошем, называя противоположные слова - наоборот.

Молодцы ребята, много слов разных знаете.

Воспитатель. Крош тебе понравилась игра.

Крош. Мне очень понравилась, я научу играть в нее своего друга Ежика.

1.Дети. Да.

2. Дети. Крош.

3.Дети. Здравствуй Крош.

4.Дети. Ответ «Загадка».

5.Дети. Да. 

6. Дети. Находят Волшебника «Наоборот».

Дети передают друг другу Кроша.

1.Медленный – быстрый.

2. Круглый – квадратный.

3.Проворный – неуклюжий.

4.Ловкиий – неловкий.

5. Мелкий – крупный.

6. Сладкий – кислый.

7. Легкий – тяжелый.

8. Шероховатый – гладкий.

9. Летающая - нелетающая

10. Подвижный – неподвижный.

11. Добрый – злой

12. Грустный – весёлый

 

Динамическая

пауза, 2 мин

Снять эмоциональное напряжение.

Развитие речи. Развитие координации движений

Физминутка

Перед физминуткой звучит музыка из мультфильма «Смешарики. Начало»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Картинка Совуньи.

Картинка Ежика.

Картинка Кроша.

Картинка Кар Карыча.

Физкультминутка «Зарядка друзей»

1.Мы шагаем как Совунья

(Шагаем) (картинка совуньи)  

2. Делаем наклон как Ежик. (картинка ежика)

Наклон.

3. Вместе с Крошем мы бежим.

Картинка Кроша.

4.Пудрим носик как Нюша. (картинка Нюши)

Пудрим носик.

5. Машем крыльями как Кар Карыч. (Картинка Кар Карыча)

Машем крыльями.

Молодцы.

Дети выполняют движения согласно тексту

Расширение

имеющихся

представлений

5 мин.

Продолжать обучения детей созданию образных характеристик объектов.

Закреплять умения подбирать признаки.

Продолжать учить подбирать сравнения.

Расширять словарный запас детей.

Развивать способность принимать решения, самостоятельно мыслить и делать осознанный выбор.

Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Игра «Подбери сравнения» 

Воспитатель. Следующее задание, которое может помочь Крошу в составлении загадки.

Это игра «Подбери сравнения».

 Эта игра нам поможет вспомнить значение признаков, сами признаки. Научит Кроша,  подбирать сравнения.

Подберите сравнения к объекту апельсин.  

Воспитатель. Молодцы!

Вывод. Мы с вами поиграли в игру «Подбери сравнения».

Молодцы. Вы все справились, вы все можете.

Дети. Подбирают сравнения к объектам.

Дети. Апельсин.

- По размеру апельсин похож на крупное яблоко (картинка яблока)

- По месту произрастания апельсин садовый как лимон (картинка лимона).

- По цвету апельсин оранжевый как морковка. (картинка морковки)

По вкусу Апельсин сочный как арбуз (картинка арбуза)

- По весу апельсин тяжелый, такой же как помидор (картинка помидора)

- По форме круглый как мячик (картинка мячик)

- По природному/рукотворному миру апельсин относится к природному миру как бабочка. (картинка бабочки)

- По рельефу апельсин шероховатый как шарфик. (картинка шарфика)

Практическая

работа

6 мин

Упражнять детей в составлении загадки о по технологии ТРИЗ. Развивать связную речь. Развивать навыки речевой творческой деятельности. 

Игровое упражнение «Составь загадку» по технологии ТРИЗ. Вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части иллюстрации объекта.

На что похоже?

Чем отличается?

- Сейчас мы научим, составлять загадку на конкурс загадок для Кроша о его любимой игрушке мячике.

- Дети, давайте с вами загадаем загадку о мяче.

 Признак – действие.

1. - Что делает мяч? (Скачет, катится, летит)

2.- Скачет как кто или что делает так же?

3. Назовите, какой кенгуру.

4. Давайте повторим.

(Скачет как быстрый кенгуру)

Молодцы.

5. Катится как кто или что делает так же.

6. Назовите, какое колесо. (круглое)

7 Давайте повторим.

(Катиться как круглое колесо)

Молодцы.

7. Летит как кто или что делает так же. (Птица)

8. Назовите, какая птица.

(Проворная, подвижная)

Давайте повторим

(Летит как птица проворная, подвижная)

Воспитатель. Далее составим загадку в целом, используя связки "Как", "Но не". 

Скачет как быстрый кенгуру.

Катиться как круглое колесо.

Летит как проворная, подвижная птица.

Воспитатель: Ребята Крош говорит спасибо, ему очень понравилось загадка. 

Вывод. Мы с вами загадали загадку о мяче.

Молодцы!

1.Дети. Скачет, катится, летит.

Дети показывают движения стоя.

2.Дети. Скачет как кенгуру.

3. Быстрый.

4. Скачет как быстрый кенгуру.

5. Колесо.

6. Круглое.

7. Крутится как круглое колесо.

8. Птица.

9. Проворная, подвижная.

Дети. Скачет как быстрый кенгуру.

Катиться как круглое колесо.

Летит как проворная, подвижная птица.

Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин.

Развивать связную речь.

Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Игровое упражнение: «Интервью Крошу»

Микрофон.

Воспитатель.1.Ребята!  Подарим.  Крошу, зарисованную загадку для конкурса, которую мы помогли ему сочинить.

 Крошу очень понравилась ваша загадка.

Он хочет взять у вас интервью и рассказать героям мульфильма «Смешариков» о нашей встрече.

2.Ребята вы согласны дать интервью Крошу.

Воспитатель. Я. Крошу буду помогать. Мы зададим Вам несколько вопросов.

1.Вспомните, о каком объекте мы сегодня составили загадку.

2. Если мы встретимся с Крошем еще раз, в какую игру вы бы с ним поиграли, в которые мы сегодня играли.

3. Вспомните кто нам сегодня помогал в играх, с кем вам понравилось играть.

Воспитатель. Вы, молодцы ребята, я думаю, вы еще кого - то научите загадывать загадки. Например родителей.

Давайте попрощаемся с нашим гостем Крошем. Наше интервью закончено.

Воспитатель. И в заключении, я дарю вам раскраски.

1.Дети. Да подарим.

2.Дети. Да.

Дети отвечают на вопросы

1.- О мяче.

2. Игра «Наоборот»

Игра «Подбери сравнения»

3. Волшебник «Наоборот».



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к технологической карте занятия

 образовательная область «Речевое развитие»

раздел «Развитие речи»

в средней группе занятие на тему: «Придумываем загадку к конкурсу Крошу»

составила: воспитатель Ельцова И.В.

  1. Диагностичность целей и конкретность задач.

Технологическая карта занятия составлена, опираясь на ФГОС дошкольного образования и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие» включает в себя включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества.

           Цель занятия предполагает закрепление у детей умений составления загадки по технологии ТРИЗ.

 Развитие навыков речевой деятельности – работа непростая.

Она предполагает: подбор слов антонимов (слов наоборот, противоположных по значению), закрепление значение признаков, сами признаки, подбор сравнений.

и ответы на вопросы по содержанию занятия, упражнение в составлении загадки по технологии ТРИЗ, развитие навыков речевой творческой деятельности. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.

            Место в системе занятий

Задачи речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе занятия. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.

            Занятие на тему «Придумываем загадку к конкурсу Смешарику Крошу», соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста.

  1. Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала

Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются демонстрационный и раздаточный материал:

           - загадывание загадки о игрушке, которая приходит к детям; 

           -для развития сюжетно-игрового замысла был использован игровой прием внесение игрушки Смешарика Кроша;

           для объявления о конкурсе выставляется плакат со Смешариком Кар Карычем и надписью «Внимание! Кар Карыч организовывает конкурс загадок»;

           - для игры «Наоборот» детям помогает Волшебник «Наоборот»;

            - для динамической паузы «Зарядка для друзей» используются картинки героев мультфильма «Смешарики» (Совунья, Ежик, Крош, Кар Карыч) и музыка из мультфильма «Смешарики, начало»;

          - для закрепления значений имен признаков и сами признаки, подбор слов сравнений используется игра «Побери сравнения»;

- для игрового упражнения «Составь загадку», вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части);

Для создания эмоционального климата в группе была проведена игра – приветствие «Наши умные головки».

Для развития сюжетно-игрового замысла был использован игровой прием внесение игрушки Смешарика Кроша.

Актуализировать знания мы можем, продолжая учить подбирать слова противоположные по значению через игру «Наоборот»

Снять эмоциональное напряжение, развивая речь, развивая координацию движений мы можем, применив динамическую паузу «Зарядка для друзей».

             Игра «Подбери сравнения», помогла в обучении детей созданию образных характеристик объектов, повышению словарного запаса. Это позволило расширить имеющиеся представления

Во время практической работы дети упражнялись в составлении загадки по технологии ТРИЗ, развивая навыки речевой творческой деятельности.

           Для рефлексии занятия помогло игровое упражнение: «Интервью Крошу». При помощи микрофона, дети активно смогли участвовать в диалоге с воспитателем. Данное упражнение даёт возможность развивать связную речь, воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

            Логичность в структуре:

Занятие проводится в средней группе. Состоит из следующих этапов:

- организационный этап – упражнение «Доброе утро! Улыбнись» - 1 мин.;

- актуализация –- игра «Наоборот» - 4мин.;

 - динамическая пауза: «Зарядка для друзей» -2 мин.

- расширение имеющихся представлений - игра «Подбери сравнения» - 5 мин.

- практическая работа - Игровое упражнение «Составь загадку» - 6 мин.

- заключительный этап (рефлексия)- игровое упражнение «Интервью Крошу» - 2 мин.

5. Описание предварителной работы

Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа: были проведены игры и творческие задания «Хорошо-плохо». «Выбери признак, который есть у других объектов» «Что (кто) делает так же?» «Сравни разных зверят», где учили детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки, и т.д. Проводили наблюдения за окружающим миром. Заучивали загадки. Составляли загадки по технологии ТРИЗ. Рассматривание иллюстраций к мультфильму «Смешарики».

6. Формы организации деятельности

В процессе образовательной деятельности создаются условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. Занятие предполагает фронтальную и индивидуальную форму работы.

7. Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы

Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:

задачи

формы и методы работы

Создать эмоционально-положительный климат в группе.

Игра-приветствие

«Наши умные головки»

Закрепить понятие «загадка».

Продолжать учить подбирать антонимы, слова, противоположные по значению.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Вопрос – ответ на тему понятия «загадка»

Игра «Наоборот»

Снять эмоциональное напряжение.

Развитие речи, развитие координации движений.

Физкультминутка «Зарядка друзей»

Закреплять умения подбирать признаки.

Продолжать обучения детей созданию образных характеристик объектов. Учить подбирать сравнения.

Расширять словарный запас детей. Развивать способность принимать решения, самостоятельно мыслить и делать осознанный выбор. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Игра «Подбери сравнения» 

Упражнять детей в составлении загадки о по технологии ТРИЗ. Развивать связную речь. Развивать навыки речевой творческой деятельности. 

Игровое упражнение «Составь загадку»

Развивать связную речь.

Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Игровое упражнение: «Интервью Крошу»

  1. Разработка и применение инструментов мотивации и рефлексии.

Для развития сюжетно-игрового замысла был использован игровой прием внесение игрушки «Смешарика» Кроша.  Была сообщена проблема: «Кар – Карыч (хвастун и умелый рассказчик) решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает загадку. Крош слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Он очень хочет составить загадку о его любимой игрушке. Поможем ему?» Воспитатель сообщает детям для того, чтобы научиться составить загадку, надо к этому Кроша подготовить и выполнить ряд заданий. Составить загадку поможет игра «Наоборот», игра «Подбери сравнения». После того как дети выполнили эти задания, они приступают к упражнению «Составления загадки про мяч» по технологии ТРИЗ.

В конце занятия была проведена рефлексия «Интервью Крошу», Крош вместе с воспитателем задавал вопросы о том, что помогло на занятии составить «Смешарику» загадку.

  1. Способы привлечения внимания детей, включение различных органов    восприятия, различных видов памяти.

Для привлечения внимания детей вовремя занятия используются:

- смена видов деятельности (игра «Наоборот», игра «Подбери сравнения, игровое упражнение «Составь загадку», «Интервью Крошу»);

- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;

- сопровождение речи мимикой и жестами.

  1. Определение и описание учёта и поддержки инициативы, активности самостоятельности детей.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:

- в ходе игры «Подбери сравнения» дети принимают решения, могут самостоятельно мыслить и делать осознанный выбор.

- при составлении загадки по технологии ТРИЗ проявляют речевую творческую активность.

  1. Организация двигательной активности детей, профилактика утомления.

Для профилактики утомляемости вовремя занятия используется смена видов детской деятельности. Динамическая пауза позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.

  1. Вывод.

Занятие на тему: «Придумываем загадку к конкурсу Крошу» способствует закреплению у детей умений составлению загадки по технологии ТРИЗ. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Развитие навыков речевой творческой деятельности реализуется средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Семья»

Цель: формирование  патриотических чувств на основе знаний детей о семье.Задачи:- систематизировать представления детей о семье, о родственных связях;- активизировать словарь по теме, обогащать р...

Карта по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим миром». «Информационная безопасность» в старшей группе. Название: «Компьютер. Безопасный интернет» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Цель: формирование информационной безопасности воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде....

Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области ...