Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» " Осень.Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект по речевому развитию "Осень.Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.pereletnye_ptitsy.docx25.25 КБ
Файл osen.pereletnye_ptitsy.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»

Конспект открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию

                   «Осень. Перелетные птицы».

        (старший дошкольный возраст 6-7 лет)

                                                           

                                                                                                      Воспитатель :

                                                                                                      Ахмедова.Э.К.                  

                                                                                                        24.11.2018г.

Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа)

Цель : закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.

Задачи:

образовательная:

- закрепить  представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.

- закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;

- закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;

- совершенствовать  грамматический строй речи;

развивающая:

- развитие интереса к представителям живой природы;

- развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц.

Ход НОД:

Воспитатель: -  Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам.

 - Здравствуй,  солнце золотое!   (вытянуть руки вперёд)

 - Здравствуй, небо голубое!    (поднять руки вверх)

- Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора!   (протягивают друг другу ладошки)

- Улыбнёмся всем гостям! Пожелаем им добра!   (улыбнуться гостям, поклониться).

Раздается звук пришедшего электронного письма.

 Воспитатель: - Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто его прислал.  Видеописьмо от Незнайки  «Здравствуйте, ребята! Пришел я сегодня в лес, а здесь совсем тихо и пусто. Да и деревья совсем другие.  Что произошло? Может быть,  наш лес заколдовал злой волшебник? Я сделал несколько фотографий,  вы сможете мне объяснить, что произошло с природой?».

Воспитатель на слайде показывает картинки с изображением осенних явлений в природе (деревья с желтыми листьями, хмурое серое небо, пожелтевшая трава, стаи птиц, улетающие в теплые края).

Воспитатель: - Ребята, скажите, что изображено на этих фотографиях?  (признаки осени в природе)

Дети:- Время года  осень.

Воспитатель: - А какие признаки осени вы еще знаете?

Дети: - (исчезли насекомые, стало холоднее, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее и т.д.)

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что птицы улетают в теплые края. А почему они это делают?

Дети - (потому что становится холодно, нечего кушать).

Воспитатель: - А все ли птицы улетают  в теплые края? 

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: - Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Дети:-(ласточки, скворцы, кукушки, жаворонки, дрозды).

Воспитатель: - А почему? Чем питаются эти птицы?

Дети: - Они едят насекомых.

Воспитатель: - Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых.  Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.  Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? (насекомоядные)

- Вслед за насекомоядными птицами  улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

 - Как вы думаете, а с чем это связано?

Дети: - (это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду).

Воспитатель: -  Правильно.  И таких птиц называют - водоплавающие.

 - Послушайте внимательно и скажите, какие два слова прячутся в слове  –водоплавающие .

Дети: - (плавать в воде)

Воспитатель: - Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?  Причём,  у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки  выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят,  летят,  как попало, стаей.

Игра "Классификация"

На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие. 

В: Назовите перелетных птиц. 

Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.... 

Физкультурная минутка.

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )

Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)

Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)

И скворечник опустел (руки перед собой)

Аист крыльями полощет (взмахи руками)

 Улетает, улетел (имитация полета птиц).

- А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки (картинки отгадки вывешиваются на доске для игры «Кто улетел?»

1. Кто эта птица?

   Никогда не строит для себя гнезда,

   Соседкам яйца оставляет

   И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) 

2. Всех перелетных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Взад — вперед по пашне скачет,

    А зовется птица. (Грач) 

3. Эту птицу всякий знает:

    На шесте ее дворец,

    Червяков домой таскает

    Да трещит весь день… (Скворец)

 

4. Спереди — шильце,

    Сзади — вильце.

    Сверху — черное суконце,

    А снизу — белое полотенце. (Ласточка)

5. Бродит по болотам грязным,

   Ловит в них лягушек,

   Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль)

- Давайте еще раз назовем всех птиц на доске.  

Игра "Составь слово" Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

Паша - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)  

Амина- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Максим - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

Артем – Первый звук (К),последний(А) (Кукушка)

Соня –Первый зыук ( Л), последний(А)

Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто улетел?».

Правила игры: воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы, дети открывают глаза и называют птицу, которой не стало. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Изображение убранной птицы возвращается назад, затем убирается уже другая птица.

- Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами поиграем.

  Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Игра «Скажи, какой, скажи какая». -  Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Ласточка - у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Грач - у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

 У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая) 

У гуся длинная шея. Значит, какой гусь?  (Длинношеей.)

У грача  чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)

Цапля - у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)

У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)

 У цапли  длинные ноги. Она...(Длинноногая)

Воспитатель - Ребята, скажите, что могут делать птицы?

Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»

(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют).

Дидактическое упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений). 

Воспитатель - А теперь, ребята, попробуйте закончить предложение.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…

Птиц нужно любить и охранять, потому что…

Снова электронное письмо от Незнайки «Спасибо, ребята. Я все понял.  Вы сегодня молодцы! Вы  много рассказали о перелетных птицах.    Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути!» (на слайде отлет птиц).

Итог. Ребята давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах.Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»

Конспект открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию

                   «Осень. Перелетные птицы».

        (старший дошкольный возраст 6-7 лет)

                                                           

                                                                                                      Воспитатель :

                                                                                                      Ахмедова.Э.К.                  

                                                                                                        24.11.2018г.

Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа)

Цель : закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.

Задачи:

образовательная:

- закрепить  представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.

- закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;

- закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;

- совершенствовать  грамматический строй речи;

развивающая:

- развитие интереса к представителям живой природы;

- развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц.

Ход НОД:

Воспитатель: -  Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам.

 - Здравствуй,  солнце золотое!   (вытянуть руки вперёд)

 - Здравствуй, небо голубое!    (поднять руки вверх)

- Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора!   (протягивают друг другу ладошки)

- Улыбнёмся всем гостям! Пожелаем им добра!   (улыбнуться гостям, поклониться).

Раздается звук пришедшего электронного письма.

 Воспитатель: - Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто его прислал.  Видеописьмо от Незнайки  «Здравствуйте, ребята! Пришел я сегодня в лес, а здесь совсем тихо и пусто. Да и деревья совсем другие.  Что произошло? Может быть,  наш лес заколдовал злой волшебник? Я сделал несколько фотографий,  вы сможете мне объяснить, что произошло с природой?».

Воспитатель на слайде показывает картинки с изображением осенних явлений в природе (деревья с желтыми листьями, хмурое серое небо, пожелтевшая трава, стаи птиц, улетающие в теплые края).

Воспитатель: - Ребята, скажите, что изображено на этих фотографиях?  (признаки осени в природе)

Дети:- Время года  осень.

Воспитатель: - А какие признаки осени вы еще знаете?

Дети: - (исчезли насекомые, стало холоднее, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее и т.д.)

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что птицы улетают в теплые края. А почему они это делают?

Дети - (потому что становится холодно, нечего кушать).

Воспитатель: - А все ли птицы улетают  в теплые края? 

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: - Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Дети:-(ласточки, скворцы, кукушки, жаворонки, дрозды).

Воспитатель: - А почему? Чем питаются эти птицы?

Дети: - Они едят насекомых.

Воспитатель: - Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых.  Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.  Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? (насекомоядные)

- Вслед за насекомоядными птицами  улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

 - Как вы думаете, а с чем это связано?

Дети: - (это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду).

Воспитатель: -  Правильно.  И таких птиц называют - водоплавающие.

 - Послушайте внимательно и скажите, какие два слова прячутся в слове  –водоплавающие .

Дети: - (плавать в воде)

Воспитатель: - Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?  Причём,  у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки  выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят,  летят,  как попало, стаей.

Игра "Классификация"

На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие. 

В: Назовите перелетных птиц. 

Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.... 

Физкультурная минутка.

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )

Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)

Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)

И скворечник опустел (руки перед собой)

Аист крыльями полощет (взмахи руками)

 Улетает, улетел (имитация полета птиц).

- А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки (картинки отгадки вывешиваются на доске для игры «Кто улетел?»

1. Кто эта птица?

   Никогда не строит для себя гнезда,

   Соседкам яйца оставляет

   И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) 

2. Всех перелетных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Взад — вперед по пашне скачет,

    А зовется птица. (Грач) 

3. Эту птицу всякий знает:

    На шесте ее дворец,

    Червяков домой таскает

    Да трещит весь день… (Скворец)

 

4. Спереди — шильце,

    Сзади — вильце.

    Сверху — черное суконце,

    А снизу — белое полотенце. (Ласточка)

5. Бродит по болотам грязным,

   Ловит в них лягушек,

   Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль)

- Давайте еще раз назовем всех птиц на доске.  

Игра "Составь слово" Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

Паша - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)  

Амина- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Максим - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

Артем – Первый звук (К),последний(А) (Кукушка)

Соня –Первый зыук ( Л), последний(А)

Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто улетел?».

Правила игры: воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы, дети открывают глаза и называют птицу, которой не стало. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Изображение убранной птицы возвращается назад, затем убирается уже другая птица.

- Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами поиграем.

  Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Игра «Скажи, какой, скажи какая». -  Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Ласточка - у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Грач - у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

 У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая) 

У гуся длинная шея. Значит, какой гусь?  (Длинношеей.)

У грача  чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)

Цапля - у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)

У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)

 У цапли  длинные ноги. Она...(Длинноногая)

Воспитатель - Ребята, скажите, что могут делать птицы?

Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»

(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют).

Дидактическое упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений). 

Воспитатель - А теперь, ребята, попробуйте закончить предложение.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…

Птиц нужно любить и охранять, потому что…

Снова электронное письмо от Незнайки «Спасибо, ребята. Я все понял.  Вы сегодня молодцы! Вы  много рассказали о перелетных птицах.    Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути!» (на слайде отлет птиц).

Итог. Ребята давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах.Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада "Какие они, овощи?"

В конспекте представлены игры, упражнения, которые помогут логопедам, дефектологам и воспитателям в интересной форме скорректировать и развить речь у детей 4 - 5 лет.Подробно описаны цели, материалы, ...

Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» по теме: «Зимнее путешествие»

Цель. Развитие коммуникативных способностей детей. Задачи.Образовательные: Ø Закрепить в словаре детей слова-названия зимних месяцев;Ø Формировать навыки словообразования;Ø Учить составлять ...

Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» по теме: «Домашние животные» в средней группе № 3 «Калинка» (возраст детей 4-5 лет)

- учить составлять описательный рассказ по примеру,- образовывать глаголы от звукоподражательных междометий...

Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»

Закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...

Конспект по образовательным областям«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «В гости к хозяйке Югры».

Конспект интегрированной  непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»...