«Развитие речи детей посредством использования инновационной технологии ТИКО - моделирования в ДОУ»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Аннотация: В статье рассматриваются разнообразные игровые формы использования инновационной технологии ТИКО - моделирования  в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Основой для всестороннего гармоничного развития детей является создание оптимальных условий развивающей предметно-пространственной среды.

В поиске новых путей оптимизации работы  с детьми мы обратили внимание на конструкторы ТИКО, которые активно используются  в образовательной деятельности. Конструкторы ТИКО  обогащают развивающую предметно – пространственную среду для экспериментирования с доступными детям материалами, обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук, дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.

Основой использования ТИКО - моделирования является игра – ведущий вид детской деятельности. Речь ребёнка и непосредственно игровая деятельность развиваются взаимосвязано. В процессе конструирования педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и поддерживает интерес к образовательной деятельности.

Начинать знакомить детей с конструктором ТИКО можно уже в младшем дошкольном возрасте. Детали конструктора ТИКО в начале работы активно  используются для проведения самомассажа ладоней, кончиков пальцев, развития мелкой моторики рук. Детям раздаются детали конструктора для ознакомления. Вместе с педагогом дети выполняют «самомассаж» ладоней деталями конструктора  и проговаривают слова:

Гладь мою ладошку, ёж!  Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

 С помощью шумовых коробочек можно научить детей различать звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие, в зависимости от используемого наполнителя и цвета выбранной детали конструктора. Самое важное в работе: это самостоятельное  изготовление коробочки ребенком – сам изготовил продукт, этот продукт позволил получить новые знания. Самостоятельно изготовленные кубики стимулируют ребенка к выполнению  упражнений  артикуляционной гимнастики.

Дидактическое пособие «Логопедический кубик»

Цель: создание предпосылок для правильного произнесения звуков.

Игровое правило: «Кубик кидай, упражнение повторяй!» Ребенок кидает кубик, выполняет артикуляционное упражнение, выпавшее на кубике.

Наглядно и интересно можно провести работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Игра «Скороговорки»

Цель: автоматизировать поставленные звуки в рифмованной речи с помощью сконструированных ребенком мнемотаблиц.

Конструкторы ТИКО используются для развития фонематического слуха и восприятия: назвать слово с определённым звуком, определить место звука в слове.  Игровое задание: разложить фигурки с дифференцируемыми звуками в разные коробочки, подарить сказочным героям, расселить в построенные домики - в синий домик - с твёрдым звуком, в зелёный - с мягким звуком,  в домик с колокольчиком – с звонким звуком, без колокольчика – с глухим.

Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

С деталями конструктора ТИКО можно развивать лексико-грамматический строй речи: научить детей изменять окончания слов с помощью числительных, упражнять в  использовании предлогов, закрепить умение строить предложения.

Использование технологии ТИКО - моделирования способствует развитию связной речи. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым, логичным, последовательным.

Игра «Расскажи сказку»

Цель: научить ребенка соединять последовательно детали конструктора ТИКО при одновременном рассказывании сказки.

Создание лепбука по какой - либо лексической теме становится более продуктивным при моделировании образов из деталей конструктора ТИКО самими детьми.

Игра «Старичок-годовичок» (тема: Весна»)

Цель: с помощью деталей конструктора ТИКО подобрать детали одежды по теме и украсить ТИКО-квадратами с весенними картинками.

ТИКО -  конструкторы можно использовать на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Манипулируя деталями конструктора ТИКО, ребенок превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, различает похожие буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв.

Таким образом, использование технологии ТИКО – моделирования  позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности,  способствует развитию психических процессов,  обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, фонематических процессов, развитию инициативы и творческих способностей детей.

 

                                           

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие речи детей с использованием инновационных технологий»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лекс...

Развитие речи детей с использованием инновационных технологий

Развитие речи детей с использованием инновационных технологий...

Методические рекомендации "Использование инновационной технологии ТИКО-моделирования в среднем дошкольном возрасте"

Как использовать ТИКО-конструктор в образовательном процессе в среднем дошкольном возрасте....

«Развитие речи детей с использованием инновационных технологий»

«Развитие речи детей с использованием инновационных технологий»...

«Развитие речи детей посредством использования инновационной технологии ТИКО - моделирования в ДОУ»

Основой для всестороннего гармоничного развития детей является создание оптимальных условий развивающей предметно-пространственной среды. В поиске новых путей оптимизации работы  с детьми мы обра...

«Развитие речи детей посредством использования инновационной технологии ТИКО - моделирования»

Аннотация: В статье рассматриваются разнообразные игровые формы использования инновационной технологии ТИКО - моделирования в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....

«Компетентный родитель. Обучение по вопросам развития речи детей посредством использования информационных технологий»

Информация для специалистов о взаимодействии с родителями для максимальной совместной помощи детям в преодолении трудностей в развитии...