наш волшебный Крым
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Грачева Ирина Ивановна

Материал о достопримечетельностях Крыма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема: Наш волшебный Крым.

Цель: Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Чёрного и Азовского морей, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья; закрепить знания детей Крымских городах- курортах: Феодосии, Судаке, Алуште, Ялте, Севастополе. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова – определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе (морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный,

прелестный, экскурсия, порт. Морские обитатели: катран, дельфин, краб, медуза, рыба-игла, морской ёж, ставрида.

Материал: Карта Крыма, папки с достопримечательностями городов: Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь. Иллюстрации морских обитателей, картинки морских обитателей. Дидактический материал для игры «расшифруй задуманное слово по первому звуку».

Ход занятия.

1. Беседа о Крыме.

Воспитатель: Сейчас я расскажу легенду о происхождение земли.

    Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.

Воспитатель: дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым).

 Правильно, ребята, мы поговорим о Крыме. Скажите, как называется наш полуостров, на котором мы живём? (Крымский п-ов).

- Почему его называют полуостровом? (Потому что с трёх сторон омывается морями).

- Посмотрите на наш Крымский п-ов, как он расположен. На море.

- Как правильно называется полуостров?

(Автономная Республика Крым)

      Наш Крым – удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане .

 Наш п-ов сказочно красив. Живущие в Крыму, чтобы передать свои впечатления от увиденного, создают множество лирических стихотворений.

Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, который написал А. С. Пушкин.

«Кто выдел край, где роскошью природы

 Оживлены дубравы и луга

 Где весело шумят и блещут воды

 И мирные ласкают берега.

 Где на холмы под ласковые своды

 Не смеют лечь угрюмые снега?

 Скажите мне, кто видел край прелестней?»

- Какими словами называл Крым А. С. Пушкин?

 Чтение стихотворения о Крыме:

 Крым-это здравница и это чудо-сад,

  Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

 Крым-это море, это райские места,

 Крым-это южных гор крутая высота.

 Крым-это сказка, заглянувшая в глаза.

                                                   И. Коробкина.

2. Симферополь - крымская  столица.

Воспитатель: В Крыму есть много городов. И самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется этот город? (Симферополь).

  -Что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, « полис» - город).

 -Как вы думаете, почему его так называют?

(Все люди, приезжают в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).

     

Я предлагаю вам рассказать о городах родного Крыма. Представьте вы, что вы - экскурсоводы, во время путешествий мы посетим курортные города, познакомимся с достопримечательностями. У каждого будет карта путеводитель.

Наш главный город Симферополь.

Южная красавица - белая столица

Над Салгиром  ивушка в зеркало глядится

 Добрым нравом славится и людьми гордится

 Симферополь – город мой, - крымская столица.

Симферополь сердце Крыма

 Город сердца и тепла

  Город южный, как красив ты,

 Это Родина моя!

(Показ папки с фотографиями города Симферополь, краткий рассказ)

- А теперь мы отправимся в восточную часть Крыма.

Физкультминутка- игра « Мы едем, едем в далёкие края».

 

  Мы находимся в городе Феодосия.

  Феодосия  - Богом данная красота земли первозданная,

  Золотым песком к ногам стелется. К небу тянется юным деревцем.

  Солнцем светится винограда гроздь, зачарует ночь ароматом роз.

  Красота Земли Богом данная, Феодосия - дочь желанная.

  Айвазовского сердцем согретая, и стихами поэтов воспетая.

 - В этом городе обязательно нужно посетить галерею И. К. Айвазовского.

      Этот художник жил в Феодосии, много сделал для города, построил вокзал и железную дорогу. Очень любил море. Иван Константинович написал  много картин о море. Есть в Феодосии дом - музей Александра Грина (писателя). Шесть лет он жил в Феодосии, написал много интересных рассказов «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь».

Физкультминутка: Гимнастика расслабления под музыку.

 

 -  Давайте закроем глаза и представим, что нам светит тёплое солнце, оно согревает

нас. Его лучи скользят по нашим лицам, плечам, рукам, спинам, ногам. Но вот солнце пропало. Открывайте глаза. Чем южнее мы движемся,

Тем гористее становится берег. Это горы, на какое - то мгновение закрыли солнце.

- Судак расположен в Судакской долине. Со всех сторон его окружают живописные горы. Свежесть чёрного моря, виноградные ягоды помогают людям  укрепить своё здоровье и уехать домой загоревшими, здоровыми и  довольными.

Судак, увенчанный короной крепости, хранящий таинства былых веков.

  На море Чёрное, на море Вечности, ласкает камушки у берегов.

  Живу тобою, наслаждаюсь, дышу твоею красотой

  Ну как тобою не гордиться, ты для меня Судак родной.

  Какие бухты, горы, пляжи, такая чистая вода, Такой природой, где живём мы, должны гордиться мы всегда.

- Я предлагаю путешествовать дальше.

Физкультминутка:

 

 Я хожу, хожу, хожу, я на месте не сижу

   Я бегу, бегу, бегу, я без движенья не могу.

  - На нашем пути стоит наш любимый город Алушта.

-Что мы можем рассказать об Алуште?

(название Алушта от греческого названия Алустон.)

Нет  Алушты без ротонды

  И высоких кипарисов

  И каштанов и больших цветов магнолии душистых.

  В буйном цвете роз и милый парк Приморский утопает

  И троллейбус в Уголок Рабочий под гору съезжает.

Алушта – это здравница, позволяет оздоровиться, поправить здоровье,  с уникальными памятниками природы (просмотр папки с фотографиями Алушты).

- Мы отправляем путешествовать в Ялту.

 Нам виднеется гора, на что она похожа?

- Как она называется?

( Медведь-гора)

 Лежит себе Медведь - гора, нос прикрывает лапой,

   А рядом ходит детвора - не страшен косолапый.

    Не станет ведь гора реветь, хоть и зовут её Медведь.

- На побережье Чёрного моря, возле  горы Медведь  находится детский оздоровительный центр « Артек», где отдыхают дети со всех уголков мира.    

Дети в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют.

 На юге, у чёрного моря, весёлое царство ребят.

   О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

   С лазурью его не сравниться, всех прочих морей синева

   По всем городам и столицам, идёт об Артеке молва.

     

   В Артеке любят играть в разные игры, давайте и мы поиграем « Мы весёлые ребята».

Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу и произносят:

- Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три - лови!

(в центре круга стоит «ловишка».  По команде ловит детей, дети убегают. После игры садятся на стульчики).

- Следующий город,  который раскинулся на берегу Чёрного моря г. Ялта.

Этот город – Ялта. Посмотри дружок,

  Солнечное небо, жёлтенький песок.

  Бьёт о борт бетонный ,сильная волна!

  Будто  приглашает в гости нас она.

Воспитатель:  А вы знаете легенды о Ялте?

*Давным – давно, из Греции отправился корабль. Уже много дней корабль был в море. Моряки устали, у них закончилась питьевая вода. Волны уносили их всё дальше и дальше. И вот однажды утром моряки увидели вдали чудесный берег.

- Ялос, Ялос! - закричали моряки, увидев, в дали, чудесный берег. Корабль причалил к берегу. Очень понравилось здесь грекам. Они стали строить город – Ялту.

 -Кто из вас был в Ялте?

 - Что запомнилось вам?

 ( ответ детей).

Физкультминутка:  (музыка, шум моря)

Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно,

Брызги пены, шум прибоя, а над морем мы с тобою!

Мы теперь плывём над морем, и резвимся на просторе

Веселее загребай, и дельфинов догоняй.

- И вот мы приплыли, в знаменитый город  Севастополь!

Воспитатель: Севастополь - главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран. Здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов. И сейчас охраняют моряки границы от незваных гостей.

Воспитатель: Молодцы ребята, много рассказали о Крыме. А знаете ли  вы, зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму? (ответ детей)

Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю.

Физкультминутка:  

  К морю быстро мы спустились

  Наклонились и умылись

  Раз, два, три, четыре

  Вот так славно освежились.

  А теперь поплыли дружно

  Делать так руками нужно

  Вместе раз - это брас,

  Одной рукой - это кроль,

  Все плывём мы, как один

  Все плывём мы, как дельфин

  Вышли на берег морской,

  И отправились домой!

Воспитатель: А вы знаете обитателей чёрного моря?

Д/и «Какое слово зашифровано».

Ответы: краб, медуза, креветка, звезда, дельфин, мидия, скат, камбала, катран, конёк, рыба - игла, ёрш.

Воспитатель: Чем полезны морю крабы, медузы, мидии? (они фильтруют воду).

 Назовите самых крупных обитателей Чёрного моря? (дельфины). Они добрые и умные животные, относятся к отряду млекопитающих, не могут жить без воздуха, вскармливают детёнышей молоком.

    Д/и « Кто живёт в море».

- А в воде живёт индюк? Нет.

- А в воде живёт утюг? Нет.

- Ну, а корка от арбуза? Нет.

- А вообще живёт медуза? Да.

- А большие мандарины? Нет.

- В Чёрном море есть дельфины? Да.

- Рыбы в нашем море есть? Да.

- Крокодилов в нём не счесть? Нет.

- Дети плещутся в воде? Да.

- Мусор плавает в воде? Нет.

Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось  вас запутать, и вы поняли, что море для

морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось

чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!

  Посмотрите, сколько фотографий морских обитателей сделали подводным фотоаппаратом. Только они получились чёрно - белыми, некрасивыми. Давайте

их раскрасим в яркие цвета.

 (По окончанию работы, дети наклеивают рисунки на плакат с голубым фоном).

 Воспитатель: Посмотрите, какое море у нас получилось, видно всех морских обитателей. Эта работа украсит нашу группу и будет напоминать о наших путешествиях.

Итог занятия.

Приложение 1.

Конспект занятия.                             

Морские обитатели»

Цель: Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

 Задачи: Способствовать развитию у детей воображения и творческой активности

Способствовать развитию у детей навыков нетрадиционных способов рисования – рисование с использованием соли и клея, развитию мелкой моторики.

  Развивать любознательность и познавательный интерес

  Формировать у детей представления о подводных обитателях, их разнообразии и образе жизни, о значении чешуи для жизнедеятельности рыб. Обогащать словарный запас детей.

Воспитывать бережное отношение к морским обитателям.

Средства: бумага А4 – голубой фон с наклеенными белыми рыбками, клей ПВА, стаканчики с водой, соль мелкая «Экстра», акварель, кисть №3, салфетки, подносы.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Морские обитатели», запись музыки шум моря.

Способы:

Наглядные: показ презентации «Морские обитатели»

Словесные: художественное слово (стихотворения о морских обитателях- морская звезда, медуза, морской ёж, осьминог, скат, морской конек; загадки, филлипинская сказка «Почему море соленое»), игровой (погружение в морские глубины)

Практические: показ способа рисования с использованием соли и клея.

Предварительная работа: аппликация и рисование разных видов рыбок; рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей, чтение стихов, рассказов и загадок о морских животных, коллективная работа «Мир под водой»

Ход:

Педагог: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Какое бывает море? Кто живет в море?

Ребята, хотите стать исследователями морских глубин? Под водой мы не сможем дышать, как решить нам эту проблему? Кто знает, что нужно для подводного плаванья? (Ответы детей)

Педагог: Ну что собираемся? (Имитируют одевание аквалангов, масок, ласт)

 Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!  Внимание! Начинаем погружение!

- Закройте глаза, послушайте как шумит море (звучит музыку с записью шума моря. Дети свободно и спокойно покачиваются и кружатся на месте).

- Ребята, вот мы и подводном царстве, где живут непохожие друг на друга морские обитатели. Давайте, понаблюдаем за ними со стороны (дети останавливаются у экрана) На экране изображение морских звезд

Ребенок: 

На дне морском звезда лежит, не двигаясь – наверно спит.

Пять ручек у звезды той есть- звезда руками может есть.

И для неё рачок, креветка – как будто для ребят конфетка!

Педагог: Морские звезды, это малоподвижные животные, имеющие от 5 до 50 лучей. Продолжительность жизни морской звезды — до 30 лет. Большинство морских звёзд — хищники, питающиеся главным образом моллюсками.

На экране изображение медуз.

Ребенок: Барышня-Медуза
В пышных кружевах
Весело танцует
На морских волнах.
Длинные серёжки
Очень ей идут.
Ими любоваться
Рыбы все плывут.

Педагог: Медузы, морские светлячки, будто парашюты спускаются с неба. Медуза дышит всем телом. В студенистом и прозрачном теле медузы имеется целых 24 глаза, в основном она состоит из воды, её жизнь на суше невозможна. Когда медузу выбрасывает на берег, она погибает, высыхая на солнце. Эти существа могут быть и опасны, кто из вас знает почему? Кто был на море? Да, если к медузе притронуться, то можно обжечься.

На экране изображение морских ежей.

Ребенок:

Живет на дне колючка, угрюмый ежик – злючка

За камушки цепляется, морской травой питается.

Педагог: Посмотрите какие красивые морские ежи, они похожи на распустившиеся цветы, такие яркие пестрые, пушистые, но очень, колючие. Морские ежи часто селятся в расщелинах и углублениях подводных скал. Морские ежи — ползающие по дну и   зарывающиеся животные. Они всеядны, питаются водорослями, губками, моллюсками разнообразной падалью, мелкими звездами и даже другими морскими ежами.

На экране изображение скатов.

Ребенок: Посреди морских глубин
Проплывает рыба-блин,
Электрический разряд
Носит в теле рыба – скат.

Педагог: Посмотрите, словно птица, рыба скат, взмахивая своими плавниками, парит в морских глубинах. На верхней стороне расположены глаза. Большинство видов скатов ведёт придонный образ жизни и питается моллюсками, раками и иглокожими; особым «оружием» наделён отряд электрических скатов, с помощью специального органа скаты могут парализовать добычу электрическими разрядами.

На экране изображение морских коньков.

Ребенок: Держась хвостом за стебелек,
Стоит на дне морской конек.
Он изгибает круто шею,
Но бегать быстро не умеет.

Педагог: Необычная форма тела конька напоминает шахматную фигурку коня. Морские коньки ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений и меняя окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Питаются коньки мелкими рачками и креветками.

Ребенок:

Бедный, бедный осьминог! Нынче утром сбился с ног!

Перепутались во сне словно нитки ноги все!

Педагог: Вы можете подумать, что осьминог - очень опасное животное. На самом деле, несмотря на свои восемь щупальцев, осьминог очень застенчив перебирая своими щупальцами, медленно передвигается по морскому дну и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого.

Ребята, а вы знаете, почему вода в море соленая? Присаживайтесь на коврик, я вам расскажу очень интересную сказку.

Педагог пересказывает кратко содержание филиппинской народной сказки «Почему море соленое» (Умная Марсела)

На экране появляется изображение рыбок

Педагог: Рыбы, как многие животные, дышат, едят, двигаются и размножаются, но всё это они делают свойственным только им способом. У рыб разное строение, окраска, они по-разному себя ведут в воде и по-разному защищаются, и нападают на врага. За миллионы лет в природе появилось множество рыб – более 20 тысяч.

 На резвящихся рыбок можно смотреть долго, чешуя рыбок переливается всеми цветами. (На экране появляется изображение нераскрашенных рыбок)

Педагог:

А это что такое? Рыбки стали белые, потеряли свою чешую. Что же с ними могло случится? Как вы думаете, могут ли рыбы жить без чешуи? (Ответы детей)

Чешуя - это защита кожи рыбки, она очень легкая, прочная, и самое главное, защищает рыбку от бактерий, хищников, помогает ей быстро менять движение в воде.

Педагог: Ребята, чтобы наши рыбки не погибли, предлагаю нарисовать им красивую чешую, вы мне поможете? Тогда я приглашаю вас в подводную изостудию. (Дети подходят к столу педагога)

Педагог: Ребята, в моей изостудии все волшебно-морское – волшебный морской клей, морская соль, краски. (Показывает процесс нетрадиционного рисования) Сейчас я научу вас волшебству. Сначала клеем нарисуем глазки, жабры, чешую. Затем клей посыпаем солью и мягкой кисточкой нанесём краску на силуэты рыбок. Рисуем осторожно, стараясь не повредить кожу рыбки.

Педагог: Предлагаю поиграть (Физкультминутка «Рыбка»)

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь, косвенные указания, одобрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш волшебный Крым

Интегрированный подход при выполнении задач программы « Крымский веночек»...

Конспект занятия в старшей группе по краеведению " Наш волшебный крым"

Цель: выявить знания о географическом положении Крыма,морях, омывающих полуостров,обитателях Чёрного и Азовского морей, городах Крыма....

« Наш волшебный Крым»

Тема: « Наш волшебный Крым»Цель: Выявить  знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Чёрного и Азовского морей, формировать представле...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема "Путешествие по волшебному Крыму" ( Подготовительная группа)

Данный материал может использоваться воспитателями подготовительных групп при проведении НОД по краеведению. Использован интересный материал о Крыме, о его достопримечательностях. Имеется интересная и...

наш волшебный Крым

Материал о достопримечательностях Крыма, его городах и красивейших местах в природе....

Презентация "Наш волшебный Крым".

Презентация о достопримечательностях Крыма....