Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема "Путешествие по волшебному Крыму" ( Подготовительная группа)
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Леушина Людмила Константиновна

    Данный материал может использоваться воспитателями подготовительных групп при проведении НОД по краеведению. Использован интересный материал о Крыме, о его достопримечательностях. Имеется интересная информация о легендах Крыма, горе Демерджи, о редких растениях , занесенных в Красную книгу, о замечательном селе Лучистое. Использован материал авторов: Э.Ф.Кемилева, Т.В.Лапшина, Л.В.Огурцова "Путешествие по волшебному Крыму".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_kraevedeniyu.docx25.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

      учреждение  «Детский сад №18 «Лучик» города Алушты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности.

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    Тема: «Путешествие по волшебному Крыму»

                  (подготовительная группа)

                                       Воспитатель: Леушина Людмила Константиновна

                                                 Алушта, 2017 г.

    Цель: создать условия для ознакомления дошкольников с Крымом, с родным селом.

    Задачи:

    Образовательные: формировать знания детей о родном Крыме, родном селе; расширять представления детей о достопримечательностях Крыма, родного города, родного села, активизировать познавательный интерес; знакомить детей с расположением села Лучистое на карте и глобусе.

    Развивающие: развивать активный словарь, логическое мышление, воображение, внимание, память, совершенствовать диалогическую речь в общении; закреплять экологические знания детей через решение творческих заданий.

    Воспитательные: воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному селу.

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно-этетическое развитие».

    Предварительная работа: экскурсии по родному селу, посещение сельской библиотеке, сельской амбулатории, магазинов, почты, территориального органа; заучивание с детьми стихотворений по данной тематике. Проведение цикла бесед по ОБЖ «Если ты вдруг потерялся», «Правила поведения в общественных местах». Изготовление выставки рисунков «Мое село».

    Материалы и оборудование: ИКТ, презентация «Путешествие по Крыму», карта Крыма, глобус; фотографии достопримечательностей городов Крыма, фотографии с видом родного села.

    Организованная структура НОД

    1. Организационный момент, игровая ситуация.

    Дети становятся напротив друг друга, образуя круг.

    Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?

    Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

    Воспитатель: это тепло наших рук, давайте передадим его друг другу (дети касаются ладонями друг друга, тем самым замыкая круг), улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.

                                          Мы пришли сюда учиться,

                                           Не лениться, а трудиться.

                                            Будем слушать, рассуждать,

                                            И друг другу помогать.

    (Раздается звонок. Воспитатель берет трубку. В телефоне слышится голос.)

    Голос: Здравствуйте, это детский сад «Лучик»?

    Воспитатель: Да, это детский сад «Лучик».

    Голос: Я Великий и добрый путешественник Крымуша, и хочу пригласить ребят подготовительной группы «Радуга» в очень интересное и увлекательное путешествие по волшебному Крыму. Сейчас вам принесут пригласительный билет и волшебную палочку. С их помощью вы сможете оказаться в любой точке Крыма.

    Воспитатель: Ну, что ж, мы очень рады и с удовольствием примем твое приглашение. Правда, ребята?

    (Воспитатель достает большой конверт, на котором написано «Пригласительный билет» и волшебную палочку.

    Воспитатель: Ребята, Крымуша приглашает нас на экскурсию по Крыму на двухэтажном автобусе. Вы согласны? Тогда занимайте свои места в автобусе, а буду вашим экскурсоводом.

    (Дети  рассаживаются  в автобусе).

    Воспитатель: Итак, мы отправляемся в путь. Ребята, во время путешествия вам предстоит ответить на мои вопросы, вспомнить все, что вы учили или вам рассказывали.

    Воспитатель: Итак. Первый вопрос: Где вы живете?

    Дети. Мы живем в Крыму. Крым _ это наша малая Родина.

    Воспитатель: А что такое малая Родина?

    Дети: Это уголок земли, где человек родился и вырос.

    Воспитатель: А что вы можете рассказать о Крыме?

     Дети: Крым –это полуостров, расположенный на юге России. Он очень похож на маленький листочек, плывущий по морю.

    Ребенок: А еще наш полуостров похож на гроздь винограда, потому что она состоит из множества сочных, вкусных, красивых и богатых витаминами ягод. Так и Крым – богат множеством прекрасных мест – это и море, и леса, и горы, и степи, с богатым растительным и животным миром. Вот почему Крым похож на виноградную гроздь.  

    Воспитатель: А сколько морей омывает наш полуостров?

    Дети: Два. Черное и Азовское. Черное море глубокое и вода в нем холоднее, Азовское море – мелкое и теплое.

    Воспитатель: Назовите, пожалуйста столицу Крыма.

    Дети: Симферополь.

    Воспитатель: Правильно. А кто знает, почему она так называется?

    Дети: «Поль» -вторая половина слова означает «город» в переводе с греческого. А первая половина –слово «симфо» -значит собирать. Это – «город-собиратель». Все, кто приезжает в Крым, сначала собираются в Симферополе, а потом разъезжаются по другим городам Крыма.

    Воспитатель: А еще Симферополь называют «город пользы». А какие еще города Крыма вы знаете?

    Дети называют города: Алушта, Алупка, Ялта, Феодосия, Евпатория, Судак, Севастополь, Керчь (город-герой), Бахчисарай (раньше этот город был столицей Крымского ханства), Красноперекопск, Армянск, Джанкой.

    Воспитатель: А что вы можете рассказать об Алуште?

    Дети: Алушта – это наш родной город. Алушта – это город-курорт. Миллионы туристов каждый год приезжает к нам отдыхать: покупаться в море, позагарать, полюбоваться красотой нашей природы, подышать целебным морским и горным воздухом.  

    Дети читают стихи об Алуште.

    Ребенок 1. В Крыму средь гор у Черного, у моря.

                         Раскинулся курортный город мой!

                         Объятый солнцем, красотой пленяя.

                        Для многих стал он розовой мечтой.

    Ребенок 2. Здесь горы, море, солнце, шум прибоя.

                         Доступны всем, лишь стоит пожелать.

                         Здесь ласковые волны с ветром споря.

                         Зовут всех тех, кто любит отдыхать.

     Ребенок 3. В Алуште море голубой волною.

                          Приветливо ласкает берега.

                          Пред желтым солнечным лучом весною

                          Играют озорные облака.

    Ребенок 4. На пляже летом морю нет покоя,

                          Веселые повсюду голоса,

                           Сезон в разгаре, солнце, шум прибоя,

                          Идет у нас курортная страда.

    Ребенок 5. Иной всю жизнь по земле скитался,

                         Весь в поисках заветной Шамбалы

                         И лишь приехав в Крым,

                                                        Он всем признался,

                       Что лучше, чем Алушта не найти.

                                                   (Автор Илмарс Нутраймс).

    Слышится шум воды, воспитатель взмахивает «волшебной полочкой» и на экране появляются реки.

    Дети: Ой, как красиво!

    Воспитатель: Это крымские реки. Ребята, какие реки в Крыму вы знаете?

    Дети: Салгир, Альма, Кача, Бельбек, Бурульча.

    Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» и появляется картинка озера Сиваш.

    Воспитатель: А сейчас вы стоите на берегу необычного озера. Называется оно Сиваш. Ребята, может вы мне расскажите, а чем же оно необычное?

    Дети: Озеро Сиваш необычное тем, что вода в этом озере очень – очень соленая. Такая вода называется рапой. Озеро это неглубокое, самое самая большая глубина метра три будет, солнце воду выпаривает-вот соли-то много и образуется в оставшейсе воде. Поэтому она очень соленая.

    Воспитатель: Молодцы! А нам пора ехать дальше. Посмотрите в окно, мы сварачиваем с широкой трассы Симферополь –Алушта-Ялта, и поворачиваем налево. Я вижу фиолетовые цветы. Как же они называются?

    Дети: Эти цветы называются лаванда. Она очень душистая. Из нее делают лавандовое масло. Масло это обладает целебными свойствами.

    Воспитатель: Еще есть шалфейное масло, которое готовят из цветов шалфея, розовое – из цветов розы. Эти масла называют эфирными.

                         В крымских лесах встречаются редкие растения. Чтобы уберечь их от гибели, люди создали для них заповедники и занесли эти растения в Красную книгу.  

    Дети: Мы знаем некоторые растения, которые занесены в Красную книгу: ландыш, подснежник, первоцвет, пион, фиалка.

    Воспитатель: Правильно. Каждый цветок, каждое дерево – неповторимое создание природы- оно может навсегда исчезнуть. Поэтому нужно беречь цветы и травы, деревья и кустарники.

    Вы, наверное, устали. Я предлагаю выйти на остановку и отдохнуть:

    Физкульминутка.  «По поселку мы пройдемся».

    По поселку мы пройдемся                                        Ходьба на месте

    Дружно за руки возьмемся.

    Есть у нас дома побольше                                          руки вверх.

    Много есть домов поменьше.                                   Руки вниз.

    Зелень яркая вокруг.                                                    Руки в стороны.

    На ветру качается.                                                         Покачивания вправо-влево.

    Ты мой друг, и я твой друг.                                        Вытянуть правую руку вперед, затем – левую.

    Пусть дружба не кончается.                                       Хлопки в ладоши.

    Воспитатель  взмахивает  «волшебной палочкой» и появляется фотография горы Демерджи и села Лучистое.

    Воспитатель: Ребята, а что это за село?

     Дети: Это наше село Лучистое.

    Воспитатель: А что вы можете о нем рассказать?

    Дети: Это наше родное село. Мы здесь родились, живем и растем. Здесь живут наши семьи.

    Воспитатель: А почему наше село называется Лучистое?

    Дети: Потому что его освещают первые лучи солнца, и оно всегда имеет разные цвета заката и рассвета, как буд-то переливается разными цветами и купается в лучах солнца.

    Воспитатель: А какие вы знаете достопримечательности нашего села?

    Дети: Это наша природа и прекрасная гора Демерджи.

    Воспитатель: А вы знаете легенду о нашей горе? Кто может рассказать?

    Дети рассказывают легенду о горе Демерджи. «О красавице Марии и Чернобородом кузнеце»

       -Жила-была в одной горной деревушке красавица Мария. Отец и бра ее очень любили. Они были кузнецами и жили у самого подножия горы. Гора эта называлась Фуна, что значит «дымящаяся». Светло было вокруг горы и днем и ночью, потому что с вершины горы в небо поднимался высокий столб огня.

         Жители деревни славились кузнечным мастерством. Они Работали в своих маленьких кузницах и растили своих детей.

          В те далекие времена напали на эту землю кочевники.

          Все ближе подходили они к деревне. Лица у них были круглые, глаза – маленькие, руки длинные, а взгляд –свирепый. Но не испугались их жители деревни, не покорились им. Встали они на защиту своей земли.

          Но вот закончилось у кочевников оружие. Где новое взять, не знают.

          Дошли они до горы с названием Фуна и увидели над ее вершиной большой столб дыма и огня. Посмотрел самый главный начальник завоевателей на вершину горы и решил: тут будем ковать себе оружие. Лучшей кузницы не найдешь. Подозвал он к себе человека с длинной черной бородой и широкой грудью, тихо сказал несколько слов Чернобородому. Тот кивнул головой и отправился кс воинами в селение. Схватили воины десять жителей и повели на вершину.

         С той поры у завоевателей стало много оружия. Ковал его в огромной кузнице на вершине горы Чернобородый кузнец. Целыми днями гора гремела и дрожала. Все говорили, что Чернобородый обладал тайной силой. Он ковал такие крепкие сабли и копья, что рубили они другое оружие с большой легкостью.

          Пылавшее над горой пламя сушило землю. Иссякли родники, зачахли сады. Самых сильных мужчин уводили кочевники на вершину горы. Забрали туда отца и брата девушки Марии.

          Не знали люди, как им потушить кузнецу, чтобы перестала она ковать страшное оружие.

          Тогда решила Мария поговорить с кузнецом. Ночью едва заметной тропинкой добралась она до вершины горы.

          Увидела Мария десять клокочущих горнов, разлетающиеся искры, уставших людей. Увидела она Чернобородого кузнеца, бившего молотом по раскаленному железу.

        _ Послушай, чужестранец, прошу тебя: не губи ты людей, уходи отсюда!

           Засмеялся кузнец.

        _ Нет, не уйду я. Зачем мне уходить? И тебя здесь оставлю. Ты будешь моей невестой.

          И он протянул свои руки к девушке. Оттолкнула его Мария, упал он возле горна, опалил волосы и одежду. В безумной злобе схватил тогда кузнец кинжал – вонзил в сердце прекрасной Марии.

           Не выдержала такого злодейства старая гора. Дрогнула она, задышала огнем, зашаталась. Рухнул навес, и горны с наковальнями провалились в раскаленную глубину горы вместе с Чернобородым и другими чужестранцами.

           Когда утром потухло пламя, то люди увидели, что на склоне горы поднялись безобразные каменные статуи кузнеца и его помощников. Этот склон они назвали Долиной Приведений. А на самой вершине горы появилась скала, похожая на женскую голову. Гору эту с тех пор называют Демерджи, что значит «кузнец». И каждый, кто смотрит на ее вершину, вспоминает о прекрасной и смелой девушке Марии.

    Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю выйти из автобуса и продолжить нашу экскурсию пешком. И мы находимся в центре нашего села.

    Звучит спокойная музыка, появляется слайд №1

    Воспитатель: Первая достопримечательность … отгадайте

                              Что за чудо перед нами?

                               Все звенит колоколами.

                                Купола огнем горят

                                Чудо радует наш взгляд. (Церковь)

    Слайд №2. Фотография медпункта.

                                В этом домике врачи

                                 Ждут людей, чтоб их лечить.

                                 Всем они помочь готовы –

                                 Отпускают лишь здоровых.

                                                               (Больница)

    Воспитатель: Правильно, ребята, вы отгадали загадку. Но в нашем селе не большая больница, а сельская амбулатория, в которой работает семейный врач, медсестра. И мы идем дальше. Слушаем следующую загадку. Слайд №3. Фотография почты.

                                Что за домик у ворот?

                                 Угадай, кто в нем живет?

                                 Здесь газеты покупают

                                 И посылки отправляют,

                                 Людям пенсии вручают.

                                                 (Почта)

    Воспитатель: Правильно. Кто здесь работает? Чем занимается почтальон и работники почты? (Почтальон разносит почту, письма и газеты. На почте продают журналы, газеты, открытки, детские журналы, отправляют и получают посылки, платят за свет, воду и др.) Молодцы, а мы идем дальше. Попробуем отгадать следующую загадку. Слайд №4. Фотография магазина.

                                   Надо хлеба нам купить

                                   Иль подарок подарить,

                                    Сумку мы с собой берем

                                    И на улицу идем,

                                    Там проходим вдоль ветрин

                                     И заходим в … (магазин)

    Воспитатель: Правильно. А что вы любите покупать в нашем магазине?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: И мы идем дальше. Слайд №5. Фотография библиотеки.

                                     Снаружи смотришь – дом как дом,

                                     Но нет жильцов обычных в нем,

                                      В нем книги интересные

                                      Стоят рядами тесными.

                                      На длинных полках вдоль стены

                                      Теснятся сказки старины.    

                                       И Черномор, и царь Гвидон,

                                        И добрый Дед Мозай…

                                         Как называют этот дом?

                                         Попробуй, отгадай!

                                                                  (Библиотека)

    Воспитатель: Следующая загадка, попробуйте отгадать. (Слайд №:6. Фотография терроргана.)

                                       Здесь вопросы обсуждают,

                                        Жителей своих встречают.

                                        Справки тоже здесь дают,

                                        А потом прием ведут.    

                                                        (Лучистовский территориальный орган).

    Воспитатель: И слушайте последнюю загадку. (Слайд№7. Фотография детского сада).

                                     Здесь встречаются ребята,

                                     Воспитатели всем рады.

                                     Здесь ребята не скучают,

                                     И гуляют, и играют.

                                                             (Лучистовский детский сад).

    Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы все любим наше село, гордимся его историей и будем сохранять и чтить его традиции.

    Дети читают стихи о селе.

    Ребенок1.             Тут горный воздух свежий и прохладный

                                     Здоровье дарит – дышится легко.

                                     И лес «под носом» чистый и нарядный.

                                     И травостой, душистый как вино.

    Ребенок 2.              На Демерджи в долину приведений

                                       Спешат туристы горною тропой

                                        Тут Чертов палец без всяких сомнений

                                         Стоит средь скал как вечный часовой.

    Воспитатель: Молодцы ребята! Вам понравилось наше путешествие? Скажите, а почему наш Крым называют волшебным?

    Дети отвечают.

    Использованные материалы: Э.Ф.Кемилева, Т.В.Лапшина, Л.В.Огурцова «Путешествие по волшебному Крыму». Лидия Огурцова «Путешествие Даши по волшебному Крыму».

                 

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно организованной деятельности Образовательная область «Познание» по развитию зрительного восприятия Тема: «Солнышко и дождик» для детей первой младшей группы

    в ходе  образовательной деятельности дети знакомятся с предметными представлениями, закрепляют знания о желтом цвете, и развивают тактильные ощущения....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание» по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Состав числа 6 Лексическая тема: Дикие животные.Образовательные задачи-Знакомить детей с составом числа 6;- учить расклады­вать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять чи...

    методическая разработка конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникативному развитию "Домашние жизни" для детей подготовительной группы.

    Цель: Обобщить и  систематизировать у детей знание и представление о домашних животных. Задачи:      -  Совершенствовать грамматический  строй речи, ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание. Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе

    Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание.  Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию "Космическое путешествие" для детей подготовительной группы

    Занятие проводится с целью закрепления, расширения, применения полученных ране детьми знаний, умений и навыков в сходной ситуации. Форма проведения: игра- путешествие....

    Непосредственно образовательная деятельность Социально коммуникативное развитие: Безопасность <<Осторожно! Бытовая химия>> Подготовительная группа

    Непосредственно образовательная деятельностьСоциально коммуникативное развитие: Безопасность<<Осторожно! Бытовая химия>>Подготовительная группа...