Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Волшебный портфель" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Москвина Тамара Алексеевна

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте.

Подготовительная к школе группа

Воспитатель Москвина Т.А.

Тема«Волшебный портфель».

Задачи:

Образовательные:

Закреплять у детей умение делить слова на слоги, находить слова с двумя - тремя слогами;  делать звуковой анализ слов, определять гласные и согласные звуки; определять нахождение заданного звука в начале, в середине или в конце слова; продолжать совершенствовать умение определять количество слов в предложении, составлять самостоятельно предложения из 3 – 5 слов с предлогами и записывать их схематично; формировать навыки учебной деятельности.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, умение детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом.

Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику. Формировать внутреннюю учебную мотивацию.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность; умение слушать речь воспитателя, понимать ее, действовать согласно указаниям.

Материал: портфель, замки (3), ключи с заданиями (5),  картинки разрезные (Нолик, Симка), цифры (1,2,3), картинки (малина, коса, машина, дым, дом, колесо), маски (части предложения), лист со схемами слова (звуковой анализ).

Раздаточный материал: круги (синие, красные – по 16 шт.), картинки для игры «Деление слов на слоги»,  набор карандашей трех цветов, простой карандаш и листы бумаги в клеточку, подарки.

Предварительная работа: дидактические игры на формирование фонематического слуха, игры на определение звука в слове, составление предложений, звуковой анализ слов, деление слов на слоги.

Ход НОД:

Орг. момент.

– Ребята, к нам сегодня в группу пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Эмоциональная настройка.

– Дети, какое у вас сегодня настроение? ( Хорошее, радостное, веселое).

 – Давайте передадим друг другу свое хорошее настроение. Сложите ладошки вместе и мы передадим по кругу наше настроение. (Дети стоят в круге, сложив ладошки вместе).

- Доброе утро, Маша. (Воспитатель вкладывает свои ладошки в ладошки ребенка и говорит слова. Ребенок вкладывает свои ладошки в ладошки ребенка рядом и говорит: «Доброе утро, Катя. И т.д. по кругу).

- А теперь раскроем наши ладошки и выпустим наше настроение гостям.

- Доброе утро, гости (все поворачиваются к гостям и раскрывают ладошки).

- Наши гости заулыбались. У них тоже хорошее настроение.

Сюрпризный момент 

– Сегодня утром, когда я пришла на работу, я увидела на столе письмо.

(Воспитатель показывает письмо).

Оно для нас… (читает адрес). Как вы думаете от кого оно? (дети высказывают предположения).

- Посмотрите, здесь разрезанные картинки. Наверное, их нужно собрать и тогда мы узнаем от кого письмо? Попробуем? (Дети собирают картинки. (Одну собирают девочки, другую – мальчики. Получаются картинки - Фиксики Нолик и Симка).

- Значит  письмо прислали Нолик и Симка. Теперь мы можем его прочитать.

(Открывает письмо и читает: «Здравствуйте, дети. Мы знаем, что вы скоро идете в школу, как и мы. Поэтому мы хотим вас поздравить с этим и подарить маленькие подарки. Посылаем вам волшебный портфель с подарками.  Но мы закрыли его на замки, которые открывают знания. Вам надо выполнить наши задания  и тогда вы сможете взять свои подарки.  Вы очень умные и сообразительные.  Желаем удачи.  Нолик и Симка».

- А где же портфель? (Все ищут, находят в раздевалке, рассматривают замки).

- Там что-то лежит. Как вы думаете, что? (предположения детей)

-Мы не можем открыть их пока не выполним задания. Дети, сможем выполнить задания Нолика и Симки? Хотите получить подарки от них?

 (После каждого задания замки снимаются с портфеля).

- Но прежде, чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним то, что нам пригодится при выполнении заданий.

- Чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

- А если поставить две буквы рядом, что получиться? (слог).

- А кто из вас знает, как определить, сколько в слове слогов? (протопать, прохлопать.)

- А ещё как? Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Задание № 1 «Кто внимательный». (На листе в замке изображены круги синего и красного цвета).

- Что это значит? Какое задание? Как вы думаете? Фиксики  хотят проверить наши знания звуков. Покажем, что мы умеем их различать?

(Дети берут красные и синие фишки – круги, стоят в круге).

- Приглашаю вас в круг. Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную фишку, если согласный, то синюю.

(гласные звуки – а, о, у, и, ы, согласные звуки – к, н, м, п, р, с, г, х, б и др.).

 (Выполнение задания).

- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились легко.

Все правильно показывали? Снимаем первый замок с портфеля.

Ребенок берёт второе задание из второго замка  и воспитатель читает задание (изображена схема звукового анализа слова и малина).

Задание №2  «Звуковой анализ слова».

Воспитатель показывает малину детям и спрашивает:

- Как вы думаете, зачем Симка и Нолик нарисовали здесь малину? (Предположения детей).

- Симка хочет, чтобы мы сделали звуковой анализ слова малина. Сделаем?

- Захар, раздай, пожалуйста, листочки. Ксюша – карандаши.

- Посчитайте, сколько звуков в слове малина. (ответы детей).

- Найдите под какой цифрой находится схема этого слова (на доске несколько схем слов с разным количеством звуков – 3,4,5,6).

(Дети находят схему слова).

- Давайте проверим вместе. (Дети по очереди называют звуки по порядку и загибают палец на каждый звук).

- Сколько звуков в слове малина? (6).

Чтобы нам с вами приступить к звуковому анализу слова, давайте вспомним, какие мы знаем звуки? (гласные и согласные, твёрдые и мягкие).

- Каким цветом обозначаем гласные звуки (согласные?)

(Дети выполняют задание на листочках, один ребенок у доски).

- Первый звук «М» - согласный, твердый, обозначаем синим цветом.

Второй звук «А» - гласный, обозначаем красным цветом.

Третий звук  «Л» - согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Четвертый звук «И» - гласный, обозначаем красным цветом.

Пятый звук «Н» - согласный, твердый, обозначаем синим цветом.

Шестой звук «А» - гласный, обозначаем красным цветом.

- Сколько гласных звуков в слове? (3) Сколько согласных? (3)

-Сколько слогов слове «малина»? Как показать на схеме (вертикальными линиями) деление на слоги?  Найдите ударный слог. Как обозначить на схеме?

- Как вы думаете, мы справились с заданием? У всех получилось? Было трудно кому – то? Молодцы.

(Снимают второй замок).

- Мы замечательно справляемся с заданиями. А сейчас давайте немного отдохнем.

Физминутка        Звук [Р]

Произносимый текст

             «Ремонт»

Сопутствующие движения

Ра-ра-рá, ра-ра-рá –

нам ремонт начать пора.

Ра-ра-рá, ра-ра-рá –

ну-ка, дружно, детвора!

Óра-ора, óра-ора-

краску цвета помидора

Óра-ора, óра-ора-

мы готовим для забора.

В краске ноги,

В краске руки,

В краске куртки,

В краске брюки.

То-то будет детвора

Отмываться до утра!

Широко развести руки по сторонам, показывая

вокруг.

Взмахи руками, подзывающие детей.

«Нарисовать» руками большой круг.

«Нарисовать» руками большой забор.

Наклониться, показать руками на ноги.

Поднять руки вверх, вращать кистями рук.

Руки согнуть в локтях, локти поднять вверх,

соединить их.

Поочередно  поднимать ноги, согнув их в коленях.

Растопырить пальцы рук, вращать кистями,

вращаться вокруг своей оси, высоко поднимая

колени и притопывая.

(Берут третье задание из замка).

Задание №3  Игра «Деление слов на части».

- Что здесь изображено? (Схема звукового анализа слова, разделенная на слоги). Что нам нужно сделать?

- Нолик и Симка послали нам картинки. Из них надо выбрать слова, состоящие из трёх слогов. (На доску прикрепляются 5 картинок и схема – 3 слога, дети выбирают слова из трех слогов).

Картинки: Коса, машина, дом, дым, колесо.

- А сейчас каждый возьмите себе картинку (на столе), определите количество слогов в слове и встаньте у числа (на шкафу, на двери, у стола – цифры), обозначающего количество слогов в слове (дети определяют количество слогов и подходят к цифрам – 1, 2,3).

Картинки: лук, каша, дом, коса, лиса, телефон, арбуз, шар, паук, собака, кастрюля, коса, сыр, камыш, шапка, кошка, рыба, ведро, качели.

Дети выполняют задание. Когда всё задание выполнено, снимается третий замок с портфеля.

- Как вы думаете, мы справились с заданием? У всех получилось? Было трудно кому – то?

Задание №4 Игра «Составь предложение» (на листе – схема предложения).

- Посмотрим, какое ещё задание приготовила Нолик и Симка?

- Дети, а что это? (схема предложения).

- Давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (из предложений).

- А предложения? (из слов).

- Да дети, предложение - это несколько слов, которые дружат между собой.

- Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (слово)

- Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)

- Что ставим мы в конце предложения? (точку)

- Посмотрите на схему предложения, сколько слов в этом предложении? Придумайте предложение по схеме.

(Дети (6 человек) надевают маски – «слова», «точка» (маски). 

- Перед вами схема предложения – 3(4,5) слова. Придумайте предложение с данным количеством слов, с предлогом и без.

(Дети придумывают предложения с тремя, четырьмя и пятью словами, с предлогами и без).

- А сейчас мы запишем схемы предложений, которые я буду говорить

(Весна.  Кругом лужи. Стоят чудесные деньки. Звери рады приходу весны.)

(Дети выполняют задание, воспитатель индивидуально проверяет задание).

- Легко мы с вами выполнили задание? Молодцы, вы составили хорошие предложения и правильно выполнили свои задания.

(Снимают четвертый замок).

- Нам осталось снять последний замок. (Берут задание из замка).

Задание №5  Игра «Звук в начале, в середине и в конце слова» (на листе – буквы «к»).

- Симка придумала нам ещё одно задание.  Она хочет, чтобы мы назвали слова, в которых есть звук К,  и сказать, где он находится, в начале слова, в середине или в конце (дети выполняют задание, воспитатель побуждает детей отвечать развёрнутыми ответами).

Слова: кошка, парк, картофель, кабан, колобок, конфета, кактус, мешок, река, сорока, собака, мука, кузнечик, рак, сок, лук, маяк, червяк, человек, язык, чайник, щенок, венок, замок, теремок, цирк, сундук.

- Молодцы. А сейчас назовите слова, где есть мягкий звук «м»… твердый звук «м».

- Трудно было выполнять это задание?

Снимают последний замок.

Итог НОД

- Мы с вами выполнили все задания? Какое задание вам больше всего понравилось? С каким настроением мы их выполняли? А сейчас Ксюша откроет портфель и достанет подарки (открывают портфель, достают подарки).

- Вот какие замечательные подарки приготовили для нас Фиксики. Как вы думаете, почему такие? Правильно, потому что мы идем в школу. Давайте скажем волшебное слово (спасибо).

- А хотите узнать, на какие оценки вы будете учиться в школе? У меня есть волшебные цветы. Они покажут вам ваши оценки, но их надо опустить в воду, чтобы они распустились, и сказать волшебные слова: «Раз, два, три. Ты цветочек распустись, наши будущие оценки покажи». (Дети опускают цветы на воду и говорят слова. Цветы раскрываются, в середине цветка – 5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»

продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет. Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет.Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки [к] и [к’] в слогах и словах"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе...