Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки [к] и [к’] в слогах и словах"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Метелкина Наталья Николаевна

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

«Звуки [к] и [к’] в слогах и словах »

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе

                                                                                                       Воспитатель

                                                              высшей категории:

                                                                                    Метелкина Наталья Николаевна.

                                      г. Лесосибирск  2019 г.

    Цель: Дифференциация звуков   [к ], [к’] в словах и слогах.  

               

    Задачи: 

Образовательные:

- автоматизировать  звуки  [к ], [к’] в слогах, словах, предложениях;

- упражнять в  словоизменении; определении твердости и мягкости звуков, места звука в слове; делении слов на слоги;

- совершенствовать умение в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме.

Развивающие:

- развивать слуховое восприятие, связную речь ребенка, память, внимание; умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.

Воспитательные:

 - воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, культуру речевого общения. 

   Предварительная работа: заучивание физминуток, чистоговорок, загадывание загадок, игры со словом, звуком.

   Материалы и оборудование: магнитная доска, «звуковые замки», « звуковые домики»,  кружочки – символы звуков, предметные картинки, в названии которых есть звуки [к] и [к’], полоски для выкладывания  – символы предложения, мяч, письмо.

   Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты,   активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, выполняет индивидуальное и коллективные задания.

             

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята к нам в группу,  принесли письмо,  можно я прочитаю. «Добрый день ребята. Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник Буквоед, пробрался в мою страну и своровал у меня два звука.  Без них, в моем государстве царит хаос и путаница. Помогите мне, пожалуйста, найти эти звуки и   выполните все задания Буквоеда. Я вам буду очень благодарна, если вы мне поможете».

Воспитатель: Первое задание от Буквоеда.

Вроде рыба, вроде нет –

Шлет фонтаном всем привет.

На волнах весь день лежит

Чудо-юдо  рыба … (Кит)

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род!

На охоту вышел …(Кот)

Воспитатель: Какой первый звук вы услышали в слове кот (кит)? Звуки [к] и [к’]. Мы с вами быстро нашли, а вот задания от Буквоеда очень сложные, их нужно выполнить без ошибок.

1.Определение твердости или мягкости звука

Воспитатель: Одинаково ли звучит звук [к] в этих словах?.  В какой из  звуковых замков мы поселим звук [к]?  (в синий), а звук [к’]? (в зеленый). Объясните, почему?  (дается характеристика звуков).

Обозначение звуков [к] и [к’] цветовыми символами.

Игра «Определи, какой звук». (Индивидуальная работа)

Воспитатель: Если вы услышите в слове твердый звук  [к], то покажите кружок синего цвета, а если услышите мягкий звук [к’] - зеленого цвета.

                     Карандаш, кефир, утка, носки,  кенгуру, шапка.

Игра «Угадай, какое слово»

Воспитатель: Послушайте внимательно, какое слово я хотела сказать, но забыла произнести звук [к] или [к’].

                     ..люч, …артина,  …источка, ра…ета, соро…а,  сухари…и.

2.Определение места звука в слове

Игра «звуковые домики» (Работа в паре).      

У каждого ребенка по одной предметной картинке, в названии которой есть звук [к] или [к’], «звуковые домики» на столах с тремя окошечками, символизирующие позицию звука в слове.

Воспитатель: произнесите название предмета, который нарисован на картинке и определите, где находится звук [к] [к’]: в начале, в середине или в конце слова, а затем поместите картинку в соответствующее окошечко «звукового домика».

Предлагается в парах,  проверить друг друга, все ли картинки, оказались в нужных окошечках.

Физминутка

На скамейке семь котят

Все котята есть хотят.

В миску мы кисель нальем

Вот вам миска с киселем.

Сделать глубокий вдох и говорить на выдохе две строчки чистоговорки. Говорить плавно, ровно, не снижая голоса. Затем сделать дополнительный вдох и договорить оставшиеся две строчки на выдохе. 

3.Короткие и длинные слова. Деление слов на слоги

Воспитатель: дети, как вы считаете, слова кот и кит это короткие слова или длинные?

 - Как это можно доказать? (демонстрируются приемы деления слова на слоги).

Воспитатель: Давайте вспомним, есть такое правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

- Сколько гласных звуков в слове кот (кит)? В этих словах один гласный звук, значит и один слог. 

- А как можно изменить слово, например,  кот, чтобы в нем появилось большее количество слогов (коты, котик, котенок).

Сейчас нам волшебный мяч поможет из короткого  слова, получить длинное слово. При этом, нужно  называть количество слогов.

Мяч волшебный, помоги!

Короткое слово измени.

Скажем ласково и вот,                                                                                          

Слово длинное придет.

Дом (домик), кит (китенок),  лось (лосенок), сом (сомик).

Воспитатель: ребята, вспомним правило, слова делятся на слоги. Слог – это часть слова. В словах может быть 1, 2, 3, 4 и больше слогов.  

Игра «Угадай слово».

Дети делятся на 3 подгруппы по считалке, каждой подгруппе даются 3 картинки, в названии которых  есть один, два, три слога. Воспитатель прохлопывает один раз, дети, посовещавшись, должны найти слово из одного слога (мак, сок, рог), из двух (рука, мука, коты), из трех (малина, машина, колесо и т. д.).

Игра «Собери слово»

Воспитатель: Дети, у меня проблема, Буквоед слова рассыпал на слоги, слоги поменялись местами, и я не могу догадаться  какие это слова, помогите мне узнать, какое слово получится.

 Чи мя ки (мячики), ро ко ва (корова), ло мо ко (молоко).

4.Анализ словесного состава предложения

            Появляется белочка (печаточный  театр).

Белочка: Ребята, я слышала, что вы помогаете царице Грамматике. Буквоед украл  у меня звук, меня в лесу зовут теперь белоч...а. Помогите мне найти потерянный звук. (Дети называют потерянный звук, дают характеристику звука).

Спасибо большое за помощь, за это я с вами поиграю.

Пальчиковая игра «Есть у белочки дупло»

Одновременно, на каждое произнесенное слово, соединяем по порядку каждый палец руки, с большим пальцем.

Есть у белочки дупло,

В нем уютно и тепло,

Внутри белочка без спешки,

Грызет вкусные орешки.

- Дети, что вы можете сообщить про белочку, используя слова чистоговорки.

Дети высказывают варианты предложений.

- Если слова дружат и помогают что-то узнать, значит, мы сказали предложение.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.

Напомнить, что длинной полоской обозначается предложение, а уголок обозначает начало предложения. Слова предложения обозначаются символами - короткими полосками. Выкладываем схему предложения, состоящего из трех слов.

- Про кого мы говорили? (про белочку)

Указывая на первую короткую полоску, называем слово «белочка».

- Что делает белочка? (грызет)

Указывая на вторую полоску, называем слово « грызет».

- Что грызет белочка? (орешки)

Соответственно указываем на третью полоску, называя слово «орешки».

Дети повторяют предложение хором.

- Назовите слово, в котором вы услышали звук к.

- Назовите первое слово (второе, третье).

- Сколько всего слов в предложении?

Добавляется еще одна полоска, дети за столами, придумывают предложение про белочку, состоящее из четырех слов.

Неожиданно слышится шум, дети находят мешочек и записку «Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей от злого Буквоеда. Нашли потерянные звуки, выполнили задания. А сейчас мой вам сюрприз все, что находится в мешочке, начинается на звук, который вы нашли? Ваша царица Грамматики ».(Конфеты, карточки в которых есть звуки[к] и [к’] в начале, середине и конце слова). 

Итог занятия 

Мы с вами в очередной раз пришли на помощь, помогли царице Грамматике навести порядок в своем царстве. Что вам понравилось на занятии, расскажите,  какие игры вы запомнили, в какие из них вы будите играть?

                                            Литература:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6 – 7 лет М.: Скрипторий, 2012.
  2. Рыбникова О.М. Обучение чтению и грамоте детей 6- 7 лет Волгоград: Учитель 2013.
  3. Давыдова Г. В.Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи. Ростов - на Дону: Феникс 2011.
  4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников М.:АСТ 2014.
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М.Методика развития речи детей дошкольного возраста М.: Владос 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет "Шипящие согласные звуки".

В ходе непосредственно образовательной деятельности происходит закрепление знаний о гласных   звуках,  о согласных твёрдых и мягких звуках, развивается фонематический слух через выполнение з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке и обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: « Знакомство с буквой «Ю» ».

    1). Продолжать закреплять умения детей проводить звуковой анализ слов;2).  Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»;3).  буква «Ю» обоз...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группе

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группеТема: «Спасение  волшебной радуги»...