Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте

Медведева Татьяна Александровна

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группе

Тема: «Спасение  волшебной радуги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_medvedeva_t.a._1.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Детский сад №31 « Аленушка» города Лесосибирска»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группе

Тема: «Спасение  волшебной радуги»

                                                                                    Разработала и провела:

                                                                                    Воспитатель  первой  

квалификационной категории

                                                                                     Медведева Татьяна                                                    

                                                                                      Александровна

2019год

Цель: Выявление уровня  знаний, умений, навыков детей  по разделу обучение грамоте, через  игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение  делить слова на слоги; определять количество слогов в слове; выделять ударный слог и звук в слове; составлять слова из слогов.

Упражнять в составлении предложений  по схеме; членение простых предложений, с указанием последовательности, соблюдая смысловую  и интонационную законченность.

Закреплять умение  определять место звука в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Развивающие:

Развивать память, мышление, самостоятельность, инициативу.

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Формировать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Предварительная работа с детьми: Познакомить детей с азбукой, дать понятия «буква», « звук», «гласный», «согласный». Закрепление понятий «твердый» «мягкий» звуки. Повторить слоговую  структуру слова, составление и членение предложений, по опорным словам, работа по карточкам, составление схемы предложения.

Планируемый результат: Помочь Фее и жителям волшебной страны освободить радугу от злого тролля  и вернуть  ей цвета.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: Конверт с письмом, видеосообщение от гнома, цветные полоски радуги, магнитная доска, магнитные буквы, буквы плоскостные из цветного  картона, ноутбук, экран, магниты, разрезные карточки со слогами, домики синего и зеленого цвета, картинки с изображением животных, указка, мяч.

Раздаточный:  Карточки с  изображением предметов, карточки-схемы для деления слов на слоги, схемы для определения места звука  в  слове, схемы предложений, сюжетные картинки, мыльные пузыри.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Организационный момент:

Собрались все дети в круг,  я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Мы пожмем, друг другу руки, побежит тепло по кругу

Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься все хотим мы много знать.

Ознакомление с проблемной ситуацией:

-Ребята, сегодня утром я пришла в детский сад и увидела письмо, хотите узнать, кто его прислал?

- Здравствуйте ребята, я Фея волшебной страны. Обращаюсь к вам за помощью, потому что, только дети способны верить в чудеса. Злой тролль похитил волшебную радугу, а ее цвета развеял по всему свету и все краски в волшебной стране померкли…. Помогите, пожалуйста, освободить радугу и найти все ее цвета. Я посылаю вам в помощь своего помощника гнома, он будет передавать вам задания, чтобы пройти все испытания. Желаю вам удачи!

Основная часть:

-Ну, что ребята, поможем Фее и жителям волшебной страны вернуть радугу и найти по свету все ее цвета? Не боитесь трудных испытаний? Тогда в путь!

-Но прежде, чем отправиться в путешествие отгадайте загадку:

После дождичка повисло, в небе чудо – коромысло?

Очень яркое, цветное, а красивое какое!

Разноцветная дуга, солнечная (радуга)!

-Ребята,  давайте вспомним фразы для запоминания цветов радуги, «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», «Как однажды Жак звонарь, городской сломал фонарь». Назовите правильно цвета радуги по порядку и тогда мы попадем в волшебную страну (красный, оранжевый ,желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Сколько у радуги цветов?

-Правильно цвета назвали  и в волшебную страну попали !Посмотрите, кто нас встречает, что у него в руке? ( На экране видеозапись гнома, который задает вопросы детям и приносит задания).

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Гном Гномыч, я вам принес первое задание. После каждого правильно выполненного задания, вы будете находить один из цветов радуги, которые вам нужно будет соединить между собой в определенной последовательности, чтобы получилась разноцветная радуга.

 -Ребята, нам необходимо отвечать правильно и четко, чтобы найти самый верхний цвет  нашей чудо - радуги. Какой это цвет?

Первое задание: Д/игра «На вопросы отвечай»(На экране появляется Гном Гномыч и предлагает детям словесную разминку)

-Я задам сейчас вопросы, отвечать на них не просто!

- Орган, без которого невозможно говорить?

- Что нужно знать, чтобы уметь читать?

-Чем отличается буква от звука?

-Какие бывают звуки?

-Какие звуки умеют петь?

-Какую преграду встречают согласные звуки при произношении?

-Где может стоять звук в слове?

-На что можно разделить слова?

-Из чего состоит предложение?

-Какими бывают предложения?

На  все вопросы ответили правильно,  и нашли красный цвет радуги!(Дети ищут букву «К», первую букву найденного  цвета, и рядом находят и прикрепляют первую полоску красного цвета на самый верх  радуги)

- А какой второй цвет будем освобождать? Смотрите. Гномик принес нам второе задание.

Второе задание: Д/игра « Раздели  слова на слоги, и поставь ударение»

Название предметов на слоги поделите,

Ударный слог и звук определите,

 и сколько в слове том, частей – скорее мне скажите!

-Как определить, сколько в слове слогов? Почему? Подберите схему.

Сколько слогов в слове «тра  – ва»(2),Сколько  гласных звуков?(2)  Почему? Потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов. Ударение  падает на второй слог, потому, что он произносится сильнее, чем первый, поэтому ударный гласный звук «а».

По -го - да,  ра -ду - га, цве  - ты.

Дети определяют количество слогов в слове, выделяют ударный слог и звук в слове и находят соответствующую схему. (Работа в парах).

-Теперь у нашей радуги есть оранжевый цвет.(Дети ищут цифру «2» и рядом находят и  прикрепляют вторую полоску оранжевого цвета к радуге).Какой третий? Чтобы найти желтый цвет нашей волшебной радуги, Гном Гномыч принес нам следующее задание.

Третье задание:  Д/игра «Составь слово из слогов»

-Слоги эти вы прочтите, и слова из них сложите.

-Сейчас на доске вы видите слоги. Ваша задача, прочитать слоги и составить из них  слова.

Чка  - ру, га - кни,  , ла-шко,  рта-па, ки - крас, рок - у.

(дети поочередно составляют и называют слова из двух слогов)

-С заданием справились и вернули радуге  желтый цвет. (Дети  ищут букву «Ж» и рядом находят и  прикрепляют третью полоску желтого цвета к радуге) Ребята, какой цвет радуги мы сейчас будем выручать из беды?

Четвертое задание: Д/игра «Определи место звука в слове»

 Вы четко слово назовите, где спрятался звук, определите.

На всех карточках изображены картинки с изображением фруктов и овощей, в которых  спрятался звук «а», нужно определить его место в слове.

Ананас, груша, банан, репа, тыква, капуста.

(Дети находят, и определяют нахождения заданного звуков слове на слух, хлопая в ладоши) Молодцы! Вот вы и нашли зеленый цвет радуги!  ( Дети  ищут букву «З» и рядом находят и прикрепляют четвертую полоску зеленого цвета к радуге)

Гномик вас  зовет отдохнуть, и приглашает вас на веселую зарядку.

Физкультминутка: «Радуга»

В небе гром, гроза. (Хлопки)

Закрывай глаза! (Закрыть глаза)

Дождь прошел, трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)

В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)

Поскорей, поскорей выбегай из дверей, (Зовущие движения)

По траве босиком, (Бег на месте)

Прямо в небо прыжком. (Прыжки)

Ладушки, ладушки!

По радуге, по радужке, (Хлопки)

По цветной дуге на одной ноге. (Прыжки на одной ноге)

Вниз по радуге верхом, и на землю кувырком! ( Присесть)

  С. Маршак

Ребята, а какой пятый цвет радуги? Идем его искать.

Пятое задание: Д/ игра « Кто в  каком домике живет »

Чтобы выполнить следующее задание  Гном Гномыча, вам необходимо  разделиться  на  две команды. В домике с синей крышей живут твердые согласные звуки, а в домике с зеленой крышей – мягкие. Первая команда называет животных по первому слогу, которые живут в синем домике, а вторая команда называет животных, которые живут в зеленом домике.

Собака, белка, коза, лев, корова, волк, лиса, медведь, мышка, лягушка.

Вы выполнили еще одно задание и вернули нашей радуге голубой цвет. (Дети ищут букву «Г» и рядом находят и прикрепляют пятую полоску голубого цвета к радуге) Какой следующий цвет мы будем выручать?

Шестое задание: Д/игра « Составь  предложение»

 Чтобы выполнить задание, нужно составить предложение   по  сюжетной картинке и составить схему. (Дети придумывают предложение по сюжетным картинкам и составляют схему предложения, без союзов и предлогов) (Каждый ребенок называет свое предложение).

- Ребята, назовите свои предложения. (Выбор детьми одного из более удачных предложений)

- Как будете выбирать?

-каким значком обозначается первое слово в предложении? Сколько слов в твоем предложении? Назови первое слово, второе, третье…? Какой знак в конце предложения и почему? Какие еще могут быть знаки в конце предложений? Скажите предложение с восклицанием, а теперь с вопросом. Молодцы, справились с заданием, теперь для нашей радуги есть и синий цвет. (Дети ищут букву «С» и рядом находят и прикрепляют пятую полоску синего цвета к радуге) Назовите последний  цвет радуги? Спешим ему на выручку.

Седьмое задание: Д/игра  с мячом  « Назовите слово»

-Я кидаю вам мяч,  вы называете  слово на звук «Ф» и возвращаете мне мяч обратно. (Кидаю мяч детям по очереди, они  называют слово с заданным звуком)

-Молодцы, ребята! Вы очень постарались и нашли последний, фиолетовый цвет нашей радуги. (Дети  ищут цифру «7» и рядом  находят и прикрепляют последнюю полоску фиолетового цвета к радуге).(Включается разноцветный шар, как- будто в страну вернулись краски…)

Заключительная часть:

- Ребята, а почему так светло и ярко стало в стране…? (На экране появляется гном и благодарит за спасение радуги)

Гном:- Ребята вы  хорошо справились со всеми препятствиями  и испытаниями, которые встречались вам на пути! Вы спасли радугу и вернули ей все цвета! Вы победили злого тролля без колдовства, а при помощи знаний и нашли способы вернуть жителям волшебной страны  чудо-радугу и все краски в волшебной стране снова стали яркими. За это все жители нашей страны говорят вам спасибо, а Фея передала для вас подарок -  мыльные пузыри, в которых, если присмотреться, тоже можно  увидеть волшебную радугу. Пока вы проходили испытания,  Фея при помощи своей волшебной палочки доставила подарок к вам группу в коробочке с надписью «Радуга», как вы думаете, где она, может быть?  (Гном прощается с детьми и машет им рукой).

  - На этом наше  радужное путешествие закончено. Чтобы снова вернуться в детский сад, нужно цвета радуги назвать не по порядку, а наоборот. Молодцы! мы снова в  своей группе.

Рефлексия:

Ребята, скажите, пожалуйста, где вы побывали? Чем вы там занимались? Что вам больше всего понравилось? Какое задание для вас было самым легким? Какое испытание было самым трудным? Какое задание было самым интересным?

Список литературы:

1. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.Обучение грамоте детей 5 – 7 лет. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.- (Синяя птица).

2.Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2009. – 112 с.

3.Хамидулина, Р.М.Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарий занятий. / Р.М. Хамидулина. – М.: Издательство « Экзамен»,  2009. – 205, (3) с. (Серия «Дошкольное образование»)

4.Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт. – сост. Аджи А. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 333 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) "Приключения Буратино".

Занятие предназначено для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данный материал построен по традиционной в логопедии схеме.Сначала в занятии используются задания ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке и обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: « Знакомство с буквой «Ю» ».

    1). Продолжать закреплять умения детей проводить звуковой анализ слов;2).  Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»;3).  буква «Ю» обоз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки [к] и [к’] в слогах и словах"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе...