Главные вкладки

    План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме:
    Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание» по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

    зинченко елена владимировна

    Состав числа 6

     

    Лексическая тема: Дикие животные.

    Образовательные задачи

    -Знакомить детей с составом числа 6;

    - учить расклады­вать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 6 (на конкретных предметах и на числовых карточках); учить считать по 2 («двойками»).

     

    Развивающие задачи

    - Развивать внимание, мышление.

    -Мелкую моторику,  тактильные ощущения;

     

    Воспитательные  задачи

    - воспитывать умение слушать, помогать друг  другу. Воспитывать любознательность.

    Образовательная область: «Коммуникация, «Физическая культура»,

     « Художественная литература», «Социализация»

     

    Демонстрационный материал. 6 фигурок диких живот­ных (2 зайца, 2 ежика, 2 белки); 5 больших овалов, 30 круж­ков на магнитах разных цветов. Раздаточный материал: Корзинка с угощением: морковь, грибы, 6 тарелочек.

    Ход нод

    Организационный момент

    Игра «Чудесный мешочек». В мешочке 6 фигурок домашних животных (2 зайца, 2 ежика, 2 белки). Дети по очереди вытаскивают фигурки из мешочка, называют и ставят на стол.

    Основная часть

    Беседа

    —          Кто это? (Дикие  животные.)

    —          Какие это домашние животные? (Зайцы, ежи, белки).

    —          Сколько их? (Шесть.)

    —                   Сколько зайцев (ежей, белок)? (Две.) (Ставит одинако­вые фигурки рядом друг с другом.)

    —          По сколько зайцев, ежей, белок ? (По два зайца, по два ежа, по две белки)

    —                   Каким словом мы договаривались заменять число два? (Два — это пара.)

    —          Сколько пар диких животных у нас есть? (Три пары.)

    —          Три пары — это сколько диких животных? (Шесть.)

    —          А две пары — это сколько? (Четыре.)

    —         А одна пара — это сколько? (Два.)

    Работа с демонстрационным материалом

    На магнитной доске 5 овалов (достаточно большого разме­ра, чтобы в каждом можно было расположить 6 кружков на магнитах)(можно рисовать фломастерами разных цветов). Над каждым овалом цифра 6.

    —       Какими способами можно получить число шесть? (При­меняя полученные ранее знания.)

     6-······-1-й овал: 1 красный кружок и 5 зеленых кружков

    6-······-2-й овал: 2+4=6 (аналогичная работа)

    6-······-3-й овал: 3+3=6 (аналогичная работа)

    6-······-4-й овал: 4+2=6 (аналогичная работа).

    6-······-5-й овал: 5+1=6 (аналогичная работа).

     

     (дейст­вия сопровождаются речью, математическая запись 1+5=6, чтение записи).

    Вывод: от перемены места частей целого, само целое не изменяется.

     Число 6 состоит из 5 и 1,1 и 5, 3 и 3,4 и 2,2 и 4, из трех пар.)

    Работа с раздаточным материалом

    У каждого ребенка набор геометрических фигур , в  котором приготовлены 30  кругов синего и красного цвета(по 15кругов каждого цвета). Дети выполняют работу по составу чис­ла 6 из двух меньших чисел, используя опору на доске (овалы и подписи к ним) (выкладывая  определенное количество кругов ).

    Игра с мячом «Закончи фразу»

    Дефектолог. Шесть — это три и... (три.)

    —           Два и четыре — это...

    —           Шесть — это четыре и...

    —           Четыре и два — это....

    —           Шесть — это один и...

    —           Пять и один — это...

    —           Шесть — это два и...

    —           Один и пять — это...

    Самостоятельная работа

    Каждый ребенок получает лист белой бумаги, на котором на­рисован прямоугольник, расчерченный на 5 рядов клеток по 6 клеток в каждом ряду. Дети выполняют работу по составу чис­ла 6 из двух меньших чисел, используя опору на доске (овалы и подписи к ним) с помощью красного и синего карандашей (закрашивая определенное количество квадратов в строке),(можно работать в тетради, заранее нарисовать 5 рядов клеток по 6 клеток в каждом ряду).

     Физкультминутка

    «На водопой» (координация речи с движением)

    Жарким днем  лесной тропой

    Звери шли на водопой.

    За мамой – лосихой топал лосенок,

    За мамой-лисицей крался лисенок,

    За мамой – ежихой  катился ежонок,

    За мамой – медведицей шел медвежонок,

    За мамой- белкой скакали бельчата,

    За мамой – зайчихой- косые зайчата,

    Волчица вела за собою волчат,

    Все мамы и дети напиться хотят

     

    Игра «Угостим животных»

    -У нас в гостях животные .Сколько диких  животных?(всего диких животных шесть).

    -Давайте угостим животных по 6 угощений, но каждого гостя угостим по разному (дети выбирают себе  животного , и «угощают»: один ребенок берет -1 морковку и 5 грибов, второй -2 морковки и 4 гриба, 3 ребенок -3 морковки и 3 гриба, 4 ребенок -5 морковок и 1 гриб).

    -Скажи , Карина как ты угостила ежа?(Я взяла одну морковку и пять грибов, всего шесть угощений). Дети отвечают полным ответом.

    Каждый ребенок говорит , как он угостил по шесть угощений своего гостя.

    (Еще раз закрепляем состав числа 6).

    Работа в тетради

    Сделать в тетради  математическую запись числа 6. Один ребенок работает у доски , дети работают в тетради(каждый ребенок работает у доски).Проверяем математическую запись :

    1 +5= 6, 2+4=6, 3+3=6, 4+2=6, 5+1=6 .Чтение и объяснение записи

    Итог занятия

    Обобщающие вопросы по теме занятия.

     

    Литература :

    1.      И. А. Морозова , М. А. Пушкарева « Развитие элементарных математических представлений»(конспекты занятий  для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР) – М.: Мозаика – Синтез, 2007

    2.      Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка» (практический курс математики для дошкольников)- М.: «Баласс»,2001

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_remp_6-_7_let2013_g.docx21.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание»

     по развитию элементарных математических представлений

    в подготовительной  группе для детей

    с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития)

    учитель-дефектолог

    Зинченко Елена Владимировна

    Состав числа 6

    Лексическая тема: Дикие животные.

    Образовательные задачи

    -Знакомить детей с составом числа 6;

    - учить раскладывать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 6 (на конкретных предметах и на числовых карточках); учить считать по 2 («двойками»).

    Развивающие задачи

    - Развивать внимание, мышление.

    -Мелкую моторику,  тактильные ощущения;

    Воспитательные  задачи

    - воспитывать умение слушать, помогать друг  другу. Воспитывать любознательность.

    Образовательная область: «Коммуникация, «Физическая культура»,

     « Художественная литература», «Социализация»

    Демонстрационный материал. 6 фигурок диких животных (2 зайца, 2 ежика, 2 белки); 5 больших овалов, 30 кружков на магнитах разных цветов. Раздаточный материал: Корзинка с угощением: морковь, грибы, 6 тарелочек.

    Ход нод

    Организационный момент

    Игра «Чудесный мешочек». В мешочке 6 фигурок домашних животных (2 зайца, 2 ежика, 2 белки). Дети по очереди вытаскивают фигурки из мешочка, называют и ставят на стол.

    Основная часть

    Беседа

    • Кто это? (Дикие  животные.)
    • Какие это домашние животные? (Зайцы, ежи, белки).
    • Сколько их? (Шесть.)
    • Сколько зайцев (ежей, белок)? (Две.) (Ставит одинаковые фигурки рядом друг с другом.)
    • По сколько зайцев, ежей, белок ? (По два зайца, по два ежа, по две белки)
    • Каким словом мы договаривались заменять число два? (Два — это пара.)
    • Сколько пар диких животных у нас есть? (Три пары.)
    • Три пары — это сколько диких животных? (Шесть.)
    • А две пары — это сколько? (Четыре.)
    • А одна пара — это сколько? (Два.)

    Работа с демонстрационным материалом

    На магнитной доске 5 овалов (достаточно большого размера, чтобы в каждом можно было расположить 6 кружков на магнитах)(можно рисовать фломастерами разных цветов). Над каждым овалом цифра 6.

    —        Какими способами можно получить число шесть? (Применяя полученные ранее знания.)

     6--1-й овал: 1 красный кружок и 5 зеленых кружков

    6--2-й овал: 2+4=6 (аналогичная работа)

    6--3-й овал: 3+3=6 (аналогичная работа)

    6--4-й овал: 4+2=6 (аналогичная работа).

    6--5-й овал: 5+1=6 (аналогичная работа).

     (действия сопровождаются речью, математическая запись 1+5=6, чтение записи).

    Вывод: от перемены места частей целого, само целое не изменяется.

     Число 6 состоит из 5 и 1,1 и 5, 3 и 3,4 и 2,2 и 4, из трех пар.)

    Работа с раздаточным материалом

    У каждого ребенка набор геометрических фигур , в  котором приготовлены 30  кругов синего и красного цвета(по 15кругов каждого цвета). Дети выполняют работу по составу числа 6 из двух меньших чисел, используя опору на доске (овалы и подписи к ним) (выкладывая  определенное количество кругов ).

    Игра с мячом «Закончи фразу»

    Дефектолог. Шесть — это три и... (три.)

    • Два и четыре — это...
    • Шесть — это четыре и...
    • Четыре и два — это....
    • Шесть — это один и...
    • Пять и один — это...
    • Шесть — это два и...
    • Один и пять — это...

    Самостоятельная работа

    Каждый ребенок получает лист белой бумаги, на котором нарисован прямоугольник, расчерченный на 5 рядов клеток по 6 клеток в каждом ряду. Дети выполняют работу по составу числа 6 из двух меньших чисел, используя опору на доске (овалы и подписи к ним) с помощью красного и синего карандашей (закрашивая определенное количество квадратов в строке),(можно работать в тетради, заранее нарисовать 5 рядов клеток по 6 клеток в каждом ряду).

     Физкультминутка

    «На водопой» (координация речи с движением)

    Жарким днем  лесной тропой

    Звери шли на водопой.

    За мамой – лосихой топал лосенок,

    За мамой-лисицей крался лисенок,

    За мамой – ежихой  катился ежонок,

    За мамой – медведицей шел медвежонок,

    За мамой- белкой скакали бельчата,

    За мамой – зайчихой- косые зайчата,

    Волчица вела за собою волчат,

    Все мамы и дети напиться хотят

    Игра «Угостим животных»

    -У нас в гостях животные .Сколько диких  животных?(всего диких животных шесть).

    -Давайте угостим животных по 6 угощений, но каждого гостя угостим по разному (дети выбирают себе  животного , и «угощают»: один ребенок берет -1 морковку и 5 грибов, второй -2 морковки и 4 гриба, 3 ребенок -3 морковки и 3 гриба, 4 ребенок -5 морковок и 1 гриб).

    -Скажи , Карина как ты угостила ежа?(Я взяла одну морковку и пять грибов, всего шесть угощений). Дети отвечают полным ответом.

    Каждый ребенок говорит , как он угостил по шесть угощений своего гостя.

    (Еще раз закрепляем состав числа 6).

    Работа в тетради

    Сделать в тетради  математическую запись числа 6. Один ребенок работает у доски , дети работают в тетради(каждый ребенок работает у доски).Проверяем математическую запись :

    1 +5= 6, 2+4=6, 3+3=6, 4+2=6, 5+1=6 .Чтение и объяснение записи

    Итог занятия

    Обобщающие вопросы по теме занятия.

    Литература :

    1. И. А. Морозова , М. А. Пушкарева « Развитие элементарных математических представлений»(конспекты занятий  для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР) – М.: Мозаика – Синтез, 2007
    2. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка» (практический курс математики для дошкольников)- М.: «Баласс»,2001


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности. Область «Познание». Формирование элементарных математических представлений.

    Конспект деятельности прост и интересен. Дети отправляются в "лесную школу", выполняют разные задания от зверят. Ребята с удовольствием справляются со всеми заданиями.Задачи:обучающие:- упражнять в сч...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема: Геометрические фигуры. Счёт в пределах 3.

    Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме, величине.Повторить счёт в пределах трёх. Учить конструировать фигуры из сч...

    Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познание-формирование элементарных математических представлений) На тему: «Из чего же сделан снеговик?» для детей 2 младшая группа.

    Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, формировать понятия «много», «один», «большой», «маленький», формировать навыки выполнять аппликацию по заданию воспитателя,развивать пространственное ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей 2 мл.гр. "Счет до 3"

    Конспект этого НОД поможет педагогу использовать этот сюжет в игровой учебной деятельности для усвоения детьми счета до "3"......

    Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей 2 мл.гр. "Один-много"

    Конспект поможет воспитателю использовать сюжет для освоения детьми понятий "один-много" в начале учебного года 2мл.гр....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности. область "Познание". Развитие элементарных математических представлений в старшей группе детей с ЗПР

    конспект НОД. Образовательная область "Познание" Развитие элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: "число 4. Цифра 4"...