Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание» по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

зинченко елена владимировна

Состав числа 6

 

Лексическая тема: Дикие животные.

Образовательные задачи

-Знакомить детей с составом числа 6;

- учить расклады­вать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 6 (на конкретных предметах и на числовых карточках); учить считать по 2 («двойками»).

 

Развивающие задачи

- Развивать внимание, мышление.

-Мелкую моторику,  тактильные ощущения;

 

Воспитательные  задачи

- воспитывать умение слушать, помогать друг  другу. Воспитывать любознательность.

Образовательная область: «Коммуникация, «Физическая культура»,

 « Художественная литература», «Социализация»

 

Демонстрационный материал. 6 фигурок диких живот­ных (2 зайца, 2 ежика, 2 белки); 5 больших овалов, 30 круж­ков на магнитах разных цветов. Раздаточный материал: Корзинка с угощением: морковь, грибы, 6 тарелочек.

Ход нод

Организационный момент

Игра «Чудесный мешочек». В мешочке 6 фигурок домашних животных (2 зайца, 2 ежика, 2 белки). Дети по очереди вытаскивают фигурки из мешочка, называют и ставят на стол.

Основная часть

Беседа

—          Кто это? (Дикие  животные.)

—          Какие это домашние животные? (Зайцы, ежи, белки).

—          Сколько их? (Шесть.)

—                   Сколько зайцев (ежей, белок)? (Две.) (Ставит одинако­вые фигурки рядом друг с другом.)

—          По сколько зайцев, ежей, белок ? (По два зайца, по два ежа, по две белки)

—                   Каким словом мы договаривались заменять число два? (Два — это пара.)

—          Сколько пар диких животных у нас есть? (Три пары.)

—          Три пары — это сколько диких животных? (Шесть.)

—          А две пары — это сколько? (Четыре.)

—         А одна пара — это сколько? (Два.)

Работа с демонстрационным материалом

На магнитной доске 5 овалов (достаточно большого разме­ра, чтобы в каждом можно было расположить 6 кружков на магнитах)(можно рисовать фломастерами разных цветов). Над каждым овалом цифра 6.

—       Какими способами можно получить число шесть? (При­меняя полученные ранее знания.)

 6-······-1-й овал: 1 красный кружок и 5 зеленых кружков

6-······-2-й овал: 2+4=6 (аналогичная работа)

6-······-3-й овал: 3+3=6 (аналогичная работа)

6-······-4-й овал: 4+2=6 (аналогичная работа).

6-······-5-й овал: 5+1=6 (аналогичная работа).

 

 (дейст­вия сопровождаются речью, математическая запись 1+5=6, чтение записи).

Вывод: от перемены места частей целого, само целое не изменяется.

 Число 6 состоит из 5 и 1,1 и 5, 3 и 3,4 и 2,2 и 4, из трех пар.)

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка набор геометрических фигур , в  котором приготовлены 30  кругов синего и красного цвета(по 15кругов каждого цвета). Дети выполняют работу по составу чис­ла 6 из двух меньших чисел, используя опору на доске (овалы и подписи к ним) (выкладывая  определенное количество кругов ).

Игра с мячом «Закончи фразу»

Дефектолог. Шесть — это три и... (три.)

—           Два и четыре — это...

—           Шесть — это четыре и...

—           Четыре и два — это....

—           Шесть — это один и...

—           Пять и один — это...

—           Шесть — это два и...

—           Один и пять — это...

Самостоятельная работа

Каждый ребенок получает лист белой бумаги, на котором на­рисован прямоугольник, расчерченный на 5 рядов клеток по 6 клеток в каждом ряду. Дети выполняют работу по составу чис­ла 6 из двух меньших чисел, используя опору на доске (овалы и подписи к ним) с помощью красного и синего карандашей (закрашивая определенное количество квадратов в строке),(можно работать в тетради, заранее нарисовать 5 рядов клеток по 6 клеток в каждом ряду).

 Физкультминутка

«На водопой» (координация речи с движением)

Жарким днем  лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой – ежихой  катился ежонок,

За мамой – медведицей шел медвежонок,

За мамой- белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой- косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят

 

Игра «Угостим животных»

-У нас в гостях животные .Сколько диких  животных?(всего диких животных шесть).

-Давайте угостим животных по 6 угощений, но каждого гостя угостим по разному (дети выбирают себе  животного , и «угощают»: один ребенок берет -1 морковку и 5 грибов, второй -2 морковки и 4 гриба, 3 ребенок -3 морковки и 3 гриба, 4 ребенок -5 морковок и 1 гриб).

-Скажи , Карина как ты угостила ежа?(Я взяла одну морковку и пять грибов, всего шесть угощений). Дети отвечают полным ответом.

Каждый ребенок говорит , как он угостил по шесть угощений своего гостя.

(Еще раз закрепляем состав числа 6).

Работа в тетради

Сделать в тетради  математическую запись числа 6. Один ребенок работает у доски , дети работают в тетради(каждый ребенок работает у доски).Проверяем математическую запись :

1 +5= 6, 2+4=6, 3+3=6, 4+2=6, 5+1=6 .Чтение и объяснение записи

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

 

Литература :

1.      И. А. Морозова , М. А. Пушкарева « Развитие элементарных математических представлений»(конспекты занятий  для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР) – М.: Мозаика – Синтез, 2007

2.      Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка» (практический курс математики для дошкольников)- М.: «Баласс»,2001

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_remp_6-_7_let2013_g.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание»

 по развитию элементарных математических представлений

в подготовительной  группе для детей

с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития)

учитель-дефектолог

Зинченко Елена Владимировна

Состав числа 6

Лексическая тема: Дикие животные.

Образовательные задачи

-Знакомить детей с составом числа 6;

- учить раскладывать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 6 (на конкретных предметах и на числовых карточках); учить считать по 2 («двойками»).

Развивающие задачи

- Развивать внимание, мышление.

-Мелкую моторику,  тактильные ощущения;

Воспитательные  задачи

- воспитывать умение слушать, помогать друг  другу. Воспитывать любознательность.

Образовательная область: «Коммуникация, «Физическая культура»,

 « Художественная литература», «Социализация»

Демонстрационный материал. 6 фигурок диких животных (2 зайца, 2 ежика, 2 белки); 5 больших овалов, 30 кружков на магнитах разных цветов. Раздаточный материал: Корзинка с угощением: морковь, грибы, 6 тарелочек.

Ход нод

Организационный момент

Игра «Чудесный мешочек». В мешочке 6 фигурок домашних животных (2 зайца, 2 ежика, 2 белки). Дети по очереди вытаскивают фигурки из мешочка, называют и ставят на стол.

Основная часть

Беседа

  • Кто это? (Дикие  животные.)
  • Какие это домашние животные? (Зайцы, ежи, белки).
  • Сколько их? (Шесть.)
  • Сколько зайцев (ежей, белок)? (Две.) (Ставит одинаковые фигурки рядом друг с другом.)
  • По сколько зайцев, ежей, белок ? (По два зайца, по два ежа, по две белки)
  • Каким словом мы договаривались заменять число два? (Два — это пара.)
  • Сколько пар диких животных у нас есть? (Три пары.)
  • Три пары — это сколько диких животных? (Шесть.)
  • А две пары — это сколько? (Четыре.)
  • А одна пара — это сколько? (Два.)

Работа с демонстрационным материалом

На магнитной доске 5 овалов (достаточно большого размера, чтобы в каждом можно было расположить 6 кружков на магнитах)(можно рисовать фломастерами разных цветов). Над каждым овалом цифра 6.

—        Какими способами можно получить число шесть? (Применяя полученные ранее знания.)

 6--1-й овал: 1 красный кружок и 5 зеленых кружков

6--2-й овал: 2+4=6 (аналогичная работа)

6--3-й овал: 3+3=6 (аналогичная работа)

6--4-й овал: 4+2=6 (аналогичная работа).

6--5-й овал: 5+1=6 (аналогичная работа).

 (действия сопровождаются речью, математическая запись 1+5=6, чтение записи).

Вывод: от перемены места частей целого, само целое не изменяется.

 Число 6 состоит из 5 и 1,1 и 5, 3 и 3,4 и 2,2 и 4, из трех пар.)

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка набор геометрических фигур , в  котором приготовлены 30  кругов синего и красного цвета(по 15кругов каждого цвета). Дети выполняют работу по составу числа 6 из двух меньших чисел, используя опору на доске (овалы и подписи к ним) (выкладывая  определенное количество кругов ).

Игра с мячом «Закончи фразу»

Дефектолог. Шесть — это три и... (три.)

  • Два и четыре — это...
  • Шесть — это четыре и...
  • Четыре и два — это....
  • Шесть — это один и...
  • Пять и один — это...
  • Шесть — это два и...
  • Один и пять — это...

Самостоятельная работа

Каждый ребенок получает лист белой бумаги, на котором нарисован прямоугольник, расчерченный на 5 рядов клеток по 6 клеток в каждом ряду. Дети выполняют работу по составу числа 6 из двух меньших чисел, используя опору на доске (овалы и подписи к ним) с помощью красного и синего карандашей (закрашивая определенное количество квадратов в строке),(можно работать в тетради, заранее нарисовать 5 рядов клеток по 6 клеток в каждом ряду).

 Физкультминутка

«На водопой» (координация речи с движением)

Жарким днем  лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой – ежихой  катился ежонок,

За мамой – медведицей шел медвежонок,

За мамой- белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой- косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят

Игра «Угостим животных»

-У нас в гостях животные .Сколько диких  животных?(всего диких животных шесть).

-Давайте угостим животных по 6 угощений, но каждого гостя угостим по разному (дети выбирают себе  животного , и «угощают»: один ребенок берет -1 морковку и 5 грибов, второй -2 морковки и 4 гриба, 3 ребенок -3 морковки и 3 гриба, 4 ребенок -5 морковок и 1 гриб).

-Скажи , Карина как ты угостила ежа?(Я взяла одну морковку и пять грибов, всего шесть угощений). Дети отвечают полным ответом.

Каждый ребенок говорит , как он угостил по шесть угощений своего гостя.

(Еще раз закрепляем состав числа 6).

Работа в тетради

Сделать в тетради  математическую запись числа 6. Один ребенок работает у доски , дети работают в тетради(каждый ребенок работает у доски).Проверяем математическую запись :

1 +5= 6, 2+4=6, 3+3=6, 4+2=6, 5+1=6 .Чтение и объяснение записи

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Литература :

  1. И. А. Морозова , М. А. Пушкарева « Развитие элементарных математических представлений»(конспекты занятий  для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР) – М.: Мозаика – Синтез, 2007
  2. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка» (практический курс математики для дошкольников)- М.: «Баласс»,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание. Развитие элементарных математических представлений для детей II младшей группы (возраст детей 3-4 года)

закреплять знания детей о геометрических фигурах; совершенствование конструктивных умений; закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. развивать умения видеть...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей 2 мл.гр. "Счет до 3"

Конспект этого НОД поможет педагогу использовать этот сюжет в игровой учебной деятельности для усвоения детьми счета до "3"......

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей 2 мл.гр. "Один-много"

Конспект поможет воспитателю использовать сюжет для освоения детьми понятий "один-много" в начале учебного года 2мл.гр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному (формирование элементарных математических представлений) и художественно-эстетическому развитию (конструирование) «В гостях у Степашки» для средней группы

Цель: Обобщить знания, полученные у детей в течении года.Задачи:Образовательные:-закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5; -повторять известные геометрические фигуры и их признаки;-зак...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений» На тему «Путешествие в волшебную Страну Математики» Возраст 5-6 лет (старшая группа)

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в волшебную Страну Математики».Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки компле...