Использование малых форм устного народного творчества в развитии слухового восприятия и звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Андреева Екатерина Витальевна

Материал опыта работу по данному вопросу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreeva_e.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Е.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №12 Колпинского района

Санкт-Петербурга

«Использование малых форм устного народного творчества в развитии слухового восприятия и звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»

     Фольклорные произведения для маленьких несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок - вершина человеческой любви. Неслучайно слово фольклор, будучи английского происхождения, переводится буквально как "народная мудрость".      

        Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум. В них нет никаких назиданий, однако между строчек читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких - народная дидактика, школа материнства.

        В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малюток - без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения - это удивительное ожидание радости и добра.

        Активизация ребенка, проявляющаяся в непроизвольном слуховом сосредоточении, обусловлена прежде всего высокой интонационной выразительностью потешек, привлекает внимание разной интонационной окраской речи: утвердительной, вопросительной, восклицательной, которыми человек выражает радость или недовольства, вопрос или просьбу, удивление или повеление. Все это невольно побуждает ребенка вслушиваться в звучащую речь. Формированию устойчивого слухового сосредоточения способствует простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания, слова восклицания и эмоциональные обращения, они невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться  в лицо говорящего. Все это рассчитано на развитие подражательной способности, повторяющиеся фонемы и звукосочетания как бы запрограммированны в самом тексте малых фольклорных форм.

         Например: "баю-баю, бай, бай I"

                            "а-качи-качи-качи !",

                            "люлю-люлю-люлюшки !"

                            "ай, тюшки, тюшки !",

                            "тили-тели, тили-тели!"

        Для занятий с детьми раннего возраста полезны произведения, которые содержат звукоподражания музыкальным инструментам, например:

                     дудочке ("ой, ду-ду-ду-ду")

                     свирели ("ай, люли-люли-люли")

                     колокольчику ("тили-бом, тили-бом")

                     рожку ("ту-ру-ру-ру-ру")

                     гуслям ("трень-брень, трень-брень")

                     балалаечке ("тинь-тинь, тинь-тинь")

         В начале года берем по 2 инструмента. Различение музыкальных инструментов по звуковому сочетанию.

        "Угадай что делать". Игра на развитие слухового внимания. Дети сидят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Если воспитатель громко ударяет в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо ударяет, руки лежат на коленях. Воспитатель следит за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений, надо чередовать силу звука (то громко, то тихо), проводить не более 4 раз.

          На развитие слухового внимания также игра "Солнышко или дождь". Воспитатель говорит детям: "Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку, дождя нет. Погода хорошая, светит солнце и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, когда я стучу в него". Воспитатель проводит игру, меняя звучания бубна 3-4 раза.

        Игра "Лошадки". Добиваться четкого произнесения изолированного звука "и". Дети изображают лошадок, стоят в "конюшне" (отгороженный стульями угол комнаты). Воспитатель говорит: "Наступило утро, все лошадки идут гулять". Дети друг за другом идут, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу "лошадки, домой" дети произносят "иии" и друг за другом быстро бегут в "конюшню".

        В 1-ой младшей группе проводим работу, начиная с гласных: а, у, и, о, на игре "Лошадки" и "Поезд" - дети встают друг за другом, образуя "поезд". Воспитатель заранее ставит в разных местах у дороги, по которой пойдет поезд, игрушечных животных. Перед тем как поезд отправится в путь, воспитатель напоминает, что поезд должен дать сигнал, погудеть, если на дороге встретятся животные. Миновав их, поезд перестает гудеть.

        Для уточнения произнесения звука "а" можно использовать игру "Успокоим куклу". Дети сидят на стульчиках полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: "Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я успокою свою куклу (укачивает куклу, напевая на звуке "а" мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте". Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук "а".

        Уточнение и закрепление звуков осуществляется в несколько этапов; уточнение изолированного звука, отработка в различных звукосочетаниях, затем в словах и, наконец, во фразовой речи. Используем в работе игры, где звуки в различных звукосочетаниях. Игра "Кто как зовет". Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: "Сейчас я вам покажу картинки и скажу, кто как зовет" (показывает картинку "Девочка заблудилась в лесу и кричит "ау"). Когда мы заблудимся, то кричим "ау". Следующая картинка - "Малыш плачет". Воспитатель показывает её и говорит детям: "Малыш плачет "уа-уа". Все хором повторяют.

          Игра "Кто как кричит" с элементами движений и звукоподражаний. Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована коза, и спрашивает: "Кто знает, как коза кричит?" Дети говорят "ме-ме". Затем показывает картинку, на которой нарисована овца, и спрашивает: "А как овца кричит?" Дети говорят "бе-бе". После этого детей можно разделить на 2 группы: одна изображает козочек, и когда их выпускают на лужок, они ходят и кричат "ме-ме". Другая группа изображает овец.

        Можно использовать и игры, где есть повторы «га-га-га", "кря-кря-кря", "ко-ко-ко", "му-му-му".

        Отработка звуков в словах возможна при использовании потешек.

Баю-баю-баиньки…

В огороде заиньки!

Баю-баю-баюшки…

Не ложись на краюшке!

Или:                                      Баю-бай, баю-бай!

Ты, собачка, не лай!    

Или:                                      Баю-баюшки-баю…

Баю-деточку мою.

Поэтому как только малыш слышит знакомые сочетания слов, они начинают ассоциироваться в его сознании с конкретным действием.

        Во фразовой речи используем потешки «Кисонька-мурысонька»:

Кисонька-мурысонька, где ты была?                     – На мельнице.

Кисонька-мурысонька, что там делала?               – Муку молола.

Кисонька-мурысонька, а что из муки делала?      –Пирожки пекла.

Кисонька-мурысонька, с кем пирожки ела?           – Одна

Не ешь одна!

Курочка-рябушка, куда идёшь?          – На речку.

Курочка-рябушка, за чем идёшь?       – За водой.

Курочка-рябушка, зачем тебе вода?  – Цыплят поить.

Они пить хотят, на всю улицу пищат: пи-пи-пи!

Воспитатель использует потешки, чтобы заставить детей двигаться, например:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

       

        Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребёнка, как бы говорят: ребёнок мал, но не примитивен; ребёнок несмышлён, но не глуп; ребёнок беспомощен, но в нём сила роста; ребёнок для матери, но уже и не для неё, для всего мира.

        Произведения народного творчества отражают доступный для понимания ребёнка мир предметов, вещей и отношений, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной активности, таят в себе неисчерпаемый возможности для развития речевых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей.

В этой статье  освещены вопросы актуальности использования малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей в речевой группе...

"Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста"

Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей...

Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста.

Русский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколен...

Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста.

Данный  материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете, для ознакомления педагогов цент ра с формами развития речи детей раннего возраста....

Опыт работы "Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста"

Цель моего опыта - выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.Задачи:Знакомить детей с устным народным творчеством.Учить внимательно слушать, и запоминать худо...

Интегрированное занятие с использованием малых форм устного народного творчества для младшей группы "Клоун Горошек"

Народный фольклор называют также народной дидактикой. Формы народного фольклора настолько разнообразны и выразительны, что позволяют быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою рабо...