"Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр"
статья по развитию речи (младшая группа)

Кукушкина Юлия Алексеевна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр»

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Работая по основной общеобразовательной программе в детском саду, воспитатель заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи. 

В работе по развитию речи детей посредством дидактических игр, считала главным изучить эффективность использования дидактических игр в работе с детьми по развитию их речи.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.

Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре

 «Уложи куклу Катю спать» (подобные «Покорми Куклу Катю», «Одень Катю на прогулку» (в соответствии с погодой) и т.д.) ребенок учится аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. А соответственно пассивный словарь неговорящих детей пополняется различными терминами, словами, а у детей обладающими достаточным словарным запасом эти слова вводятся в их ежедневное общение-разговор.

Таким образом, можно сделать вывод- формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети моей группы научились сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Считаю, что ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач, а, следовательно, и  развитие речи.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Именно в моей группе игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г. 6мес. -2лет, передо мной стояла задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе.

Игровые правила. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей, что я и выстраивала в процессе игры.

Для детей раннего возраста соблюдение правил в игре является достаточно сложным моментом, но к  середине учебного года, эта проблема исчезает.

Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия. Свободная игра позволяет установить контакт с ребёнком, для благоприятного и успешного результата.

Самые распространенные: пирамида, разноцветные палочки и брусочки, с помощью этих игрушек мы наблюдали моторику ребёнка, сформированность понятия величины. А с помощью матрёшки, выявляли понимание инструкции, разумность действий, учёт размеров матрёшки.

Я считаю, что в дидактических играх на развитие речи воспитатель должен создать все необходимые условия: правильный подбор темы, постановка задач и цели, подбор необходимого материала, методов и приёмов обучения.

После 1 года 6месяцев продолжается развитие пассивного словаря, а ведущей задачей становится формирование активной речи ребёнка, который сначала подражает отдельным словам, а затем простым предложениям.

После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Дети начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.

В моей работе по развитию речи, необходимо отметить, что различные дидактические игры, сыграли весомую роль в развитии речи детей группы раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя по теме: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр экологического содержания»

С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Следовательно, учитывая все преимущества дидактической игры и ее влиян...

Семинар – практикум: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр».

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр.

В данном материале наглядно представлена информация о видах дидактических игр. А также представлены игры собственного изготовления....

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"...

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и ...