Опыт работы воспитателя по теме: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр экологического содержания»
методическая разработка по развитию речи

Иртакова Айана Ивановна
С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Следовательно, учитывая все преимущества дидактической игры и ее влияние на речь ребенка, выбранная тема актуальна и на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx338.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» муниципального образования «Курильский городской округ»

_____________________________________________________________________________

694530, Россия, Сахалинская область, Курильский район, г. Курильск, ул. Гидростроевская, 13А

телефон 8 (42454) 42-1-60, 42-0-43 ИНН/КПП 6511003683/651101001, ОГРН 1026501100845, Email: sad-alenyshka@yandex.ru

Опыт работы воспитателя по теме:

«Развитие речи  дошкольников посредством дидактических игр экологического содержания»

Воспитатель: Иртакова А.И.

г. Курильск, 2019 г.

 С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Следовательно, учитывая все преимущества дидактической игры и ее влияние на речь ребенка, на мой взгляд, выбранная мною тема актуальна и на современном этапе.

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской игровой деятельности, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует выбора новых методов, приемов, технологий, содержания работы по формированию развития речи детей дошкольного возраста.

Прежде чем приступить к реализации педагогической идеи, мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий, совместной деятельности детей, научно-популярные статьи, проанализированы печатные издания, а затем были определены этапы работы.

Я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Для развития  коммуникативных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития речи дошкольников.

.Цель: развивать  связную речь детей через введение в работу дидактических игр экологического содержания

Задачи:

  • изучить методическую литературу по данной теме;

  • создаватьусловия для развития речи детей через использование дидактической игры;
  • разработать перспективный план по развитию речи с использованием дидактических игр экологического содержания, внедрить его в работу;
  • сделать  подборку  дидактических  игр  по  развитию  речи ;
  • Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр

Гипотеза:

Развитие  речи  детей дошкольного  возраста  при  использовании дидактических игр пройдет успешно, если:

  • подобрать  дидактические  игры  в  соответствии  с  воспитательными

задачами;

  • проводить дидактические игры в системе;
  • при  проведении  дидактических  игр  с  детьми  использовать  правильную их организацию, то у детей дошкольного возраста можно активизировать словарный  запас, формировать  правильное  звукопроизношение, формировать грамматический правильный строй речи, развивать связную речь дошкольников, творчество, инициативу.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированы игровые умения, развиты культурные формы игры

 2. Развитасвязная речь дошкольников.

 3. Развиты самостоятельность и инициатива, умение принимать решения в незнакомой обстановке, развиты самостоятельность, инициатива.

 4. Сформировано доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Исходя из  этого,  этапы  моей  работы  можно  представить  следующим

образом:

1 этап – информационно-аналитический.

 На этом этапе

  • поставила перед  собой цели и задачи работы над темой;
  • подобрала и изучила методическую  литературу

  • Разработала перспективный план работы по использованию дидактических игр для развития речи детей
  • Сделала подборку дидактических игр  по  развитию  речи  на  младший  дошкольный  возраст
  • Подобрала  информационный  материал  родителям:  «Игры  и  упражнения  по  развитию  речи  детей »,  «Развитие  речи  дошкольников»,  «Дидактическая  игра  и  развитие  речи  детей»  и др.   Мною  были  подготовлены  консультации,  памятки  для родителей,  были  проведены  тематические  родительские  собрания:  «Язык детской  игры»,  «Использование  игр  и  игровых  упражнений  в  домашних  условиях для развития речи детей».

2  этап  –  практический.

Всю  работу  проводила  с  детьми,  родителями  и педагогами.

Работа с детьми:

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение иллюстраций, показ действий, пример взрослых.

 Практический – игровые действия, коллективные игры взрослого и ребенка. Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, убеждения в форме разъяснения.

 Средствами обучения детей являются:

 - использование наглядных модулей;

- использование игровых действий;

- интеграция познавательных и игровых действий

Развитиесвязной речи дошкольников в дидактических играх предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

 Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.

 Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.  Самостоятельная деятельность.

 Взаимодействие с семьями воспитанников. В работе с дошкольниками использую преимущественно игровые, интегрированные формы образовательной деятельности.

Я начала работу с введения дидактических игр  экологического содержания.Это  такие  игры,  как:  Д/и «Помоги Машеньке выбрать овощи, фрукты», «Что, где растет?», «Как живут деревья?», «Что есть у осени», «Собери дерево», «Подбери петушку зернышко» и др.

Дидактические игры экологического содержания, предложенные  малышам,  затрагивали  разнообразную тематику: времена года, деревья и растения, домашние и дикие животные, овощи и фрукты.

Уже с младшего возраста ставила перед собой задачу заложить первые ориентиры в мире природы-растений и животных как живых существ и независимости от условий жизни.Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В этом возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину,степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

В этом помогали  такие игры как: "Узнай на вкус" - упражняющая детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, солёный, кислый, горький…);

 "Угадай что в руке" - узнавание предмета на ощупь; "Что едят в сыром виде, а что в варёном?"- определение того, что можно есть в сыром виде, а что в отварном;   "Сложи картинку"- составление целого предмета из его частей;

 "Чудесный мешочек"- узнавание предмета по характерным признакам;

 "Угадай по описанию"- узнавание растений, предметов по их описанию; и многие другие игры.

Дидактические  игры  помогли  мне  обогатитьактивный  словарный  запас  детей,  малыши  научились  слушать  небольшие  рассказы  без  наглядного  сопровождения,  отвечать  на  вопросы,  повторять  за  взрослыми  слова, простые  предложения,  делиться  информацией.   С  помощью  дидактической  игры  процесс  обучения  стал  эмоциональным,  действенным, позволил детям получить собственный опыт.

 К каждому ребёнку осуществлялся  индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращалась  к ним в ходе занятия и в процессе игры. 

                             Работа с родителями:

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу- развитие полноценной речи детей.

Я подвожу родителей к тому, что игра- вещь полезная, игра со взрослыми - вещь очень полезная, а игра с родителями- вещь особо полезная.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) - информационные стенды; - памятки, буклеты; - сайт ДОО; - папки-передвижки.

 2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы:помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды, посещение открытых мероприятий, выпуск печатной продукции.

 Работа с родителями осуществляется также через проведение родительских собраний, консультаций,выставок совместного творчества, совместных развлечений, через анкетирование.

В  работе с родителями я использую как традиционные формы работы (беседы, консультации, собрания), так и нетрадиционные ( практикумы, мастер-классы,).

Еще одна форма работы с семьей - это педагогические ширмы, в которых родителям даю конкретные, четкие, практические советы по какой- либо теме.

Мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: «Игры и упражнения по развитию речи детей 3-4 лет», «Дидактическая игра и развитие речи детей», «Рекомендации родителям по развитию речи» и др. Собрания старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот.

А самое главное - научились сами играть и могли научить играть своих детей.

 В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это к сожалению, не так.

Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо.

Работа с педагогами

Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:

 -консультации по развитию связной речи у детей;

- проведение  открытых занятий;

- трансляция опыта на методсовете, в педсоветах.

Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника

Педагогический проект

Тема: «Развитие речи   дошкольников среднего и старшего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания»

Вид проекта:      Информационно-практико-ориентировочный, творческий

Возраст: Дети в возрасте от 4-6 лет ( средняя и старшая группы)

Продолжительность проектной деятельности: Долгосрочный

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели

Вступление. Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon»по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти музи обозначают«искусство запоминания».  Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Актуальность проекта

- Односложная,  состоящая  лишь  из  простых  предложений речь.  

- Неспособность  грамматически  правильно  построить предложение.  

- Бедная  диалогическая  речь:  неспособность грамотно  и  доступно  сформулировать  вопрос,  построить краткий  или  развѐрнутый  ответ.  

- Неспособность  построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную  тему,  пересказ  текста  своими  словами.

-Отсутствие логического обоснования  своих  утверждений  и выводов.

- Отсутствие  навыков  культуры  речи:  неумение использовать  интонации,  регулировать  громкость  голоса  и темп  речи.  

-Скудный  словарный  запас,  неумение согласовывать  слова  в  предложении,  нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов

        Поэтому,  перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Мнемотехника помогает развивать:

  зрительную и слуховую память

   зрительное и слуховое внимание

   воображение

   восприятие

   развивает кругозор

   развивает все стороны речи

Цель проекта:

Развитие связной речи детей  среднего и старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники экологического содержания

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы

в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и во с-производить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно воз-расту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

  зрительного

  слухового

  кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)

  обонятельного

  вкусового

  осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.

Например:

  «Что изменилось?», «Чего не стало?»

  «Кто ушёл?»

  «Кто позвал?»

  «Развесим и соберём слова»

  «Парные открытки»

  «Узнай на ощупь»

  «Чудесный мешочек»

  «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

метод «крокирования» (от франц. croquis –  чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок.Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении

таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы

выполняем следующие задачи:

  Закрепление различных методов запоминания.

  Развитие фотографической памяти.

  Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.

  Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.

Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напомню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.

Например: Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап:Начинать работу с детьми любого возраста необходимо сознакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

                                                 Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  для ознакомления детей с окружающим миром

  при заучивании стихов

  при пересказах художественной литературы

  при обучении составлению рассказов

  при отгадывании и загадывании загадок

  для обогащения словарного запаса

  при обучении составу числа

  при воспитании культурно-гигиенических навыков

  при воспитании навыков самообслуживания

  при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

  быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

  соответствовать уровню развития детей.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1.  обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

  Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательныхобластях.

  Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

  Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

  Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

  Универсальностью - может использоваться  любым педагогом и родителями.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, даётвозможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно нетолько для детей, но и для педагога.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/k/K4jik2pZvTRCOGsNgcwfVBeUIFaxD0o7AzSHYQJWhM/slide-9.jpg

hello_html_m10ae4a20.jpg

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет работу с детьми, демонстрируя мнемодорожки – несколько картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображение основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ, стихотворение, сказку.

 Мнемоквадрат - это  отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например: Осенний лист.

hello_html_m29f3b572.jpg

Мнемодорожка - это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Например: Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.

hello_html_70eab96b.jpg

Мнемотаблица - это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стихотворение. Глядя на рисунки, ребёнок воспроизводит текстовую информацию,  так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие

. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации.hello_html_m9bca5b5.jpg

Ожидаемые результаты реализации проекта

Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу

при составлении описательных рассказов, заучивании

стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса

детей;

-развитие логического и образное мышление,

совершенствование связной речи;

-умение договариваться и работать слажено; обращаться к

взрослому с вопросом

Перспективное планирование

«Развитие речи   дошкольников с помощью мнемотехники экологического содержания»

Месяц

Тематика,  программное содержание

Сентябрь

 

  • Знакомство с мнемодорожкой. Тема: Осень.

 - познакомить  детей с отличительными особенностями времени года осень;

- формировать умение составлять короткий связный рассказ об осени, используя схему (мнемодорожку);

- развивать  связную речь, память мышление.

  • Чтение стихотворения «Листопад».

-    подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

  • Заучивание стихотворения «Листопад»

 Д/игра «Сложи картинки по порядку».

Октябрь

  • Чудо-овощи»

- познакомить детей с плодами овощных культур.

-закрепить знания о месте их произрастания – огороде.

-  закрепить умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме.

  • «Чудо-фрукты»

- познакомить детей с плодами фруктовых деревьев.

-закрепить знания о том, что фрукты растут в саду.

-выделять характерные признаки фруктов, обследовать с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий.

  • Заучивание стихотворения «Жил-был грибочек…»

  • развивать зрительную и слуховую память, интерес к заучиванию стихов.

Ноябрь

  • Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, белка, медведь, лиса).

- формировать умение описывать животное, используя мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного.

- воспитывать доброе отношение к жителям леса;

  Декабрь

  • Зима наступила.

- познакомить детей характерными особенностями времени года зима;

- продолжать формирование умения составлять самостоятельный рассказ по мнемотаблице «Зима»;

-активизировать в речи детей слова: холодный, ледяной, снег, стужа, сугроб;

- формировать умение произносить в чистоговорке звук «С»

  • Составление рассказа о зиме.

- учить  детей составлять короткий описательный рассказ о зиме, с небольшой помощью взрослого;

- продолжать  формирование    умения рассказывать с опорой на наглядность;

- воспитывать интерес и доброе отношение к природе;

- закреплять в речи прилагательные, характеризующие зимнюю погоду.

Январь

  • Чтение стихотворения «Дятел».

- подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

  • Заучивание стихотворения «Дятел».

-  Д/игра «Сложи картинки по порядку

Февраль

  • Пересказ сказки «Заюшкина избушка»

- продолжать   учить детей составлять последовательный рассказ, используя мнемотаблицу.

- развивать связную речь детей

- воспитывать выразительность детской речи при пересказе сказки по ролям.

Март

  • Весна -красна идет.

- познакомить детей с характерными признаками весны;

- учить детей составлять повествовательный рассказ о весне, используя знакомые и незнакомые знаки- символы;

- упражнять в назывании прилагательных, образованных от слова «Весна».

  • Заучивание потешки «Солнышко» с помощью мнемотаблиц.

- развивать у детей психические процессы, память, внимание, мышление;

- способствовать расширению кругозора детей.

Апрель

  • Составление повествовательного рассказа о весне.

- учить детей составлять короткий    последовательный рассказ о весне,  используя наглядность;

- закреплять умение работать с мнемотаблицей;

-  упражнять в назывании прилагательных: весенний, теплый, солнечный.

  • Заучивание стихотворения А. Плещеева Травка зеленеет

- познакомить детей со стихотворением.А. Плещеева «Травка зеленеет»;

 - закреплять умение  рассказыватьпо мнемотаблице;

- развивать память, выразительность   речи и речевое дыхание.

Май

  • Сказка «У солнышка в гостях».

- учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

- обучение рассказыванию с опорой на знаки.

  • Составление рассказа «Деревья».

- учить детей связно отвечать на вопросы, активизировать детей по ходу беседы.

-  расширять словарный запас.

Диагностика речевого развития детей

                           План работы с родителями по развитию речи

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Сентябрь

Развитие речи детей

Родительское собрание

Октябрь

Выставка-список рекомендуемых дидактических игр для развития речи детей 4-5 лет.

Выставка

Ноябрь

 «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 4-5 лет».

Консультация для родителей

Декабрь

Что такое мнемотехника?

Папка-передвижка

Январь

«Развитие речи у детей 4-5  лет. Метод мнемотехники».

Родительское собрание

Февраль

« Мнемотехника в разучивании стихотворений».

Консультация для родителей

Март

Составляем и используем мнемотаблицыдома .

Папка передвижка

Апрель

« Рассказываем сказки с помощью  с мнемотаблиц».

Индивидуальные

консультации

Май

«Наши успехи».

Родительское собрания

Перспективный план по теме

«Экологические акции как эффективная форма развития речи детей подготовительной группы»

Цель: способствовать развитию речи дошкольников посредством проведения экологических акций, использования разнообразных форм акций , методов, приемов.

Задачи:

1. Развивать речевое творчество детей и их родителей с помощью разнообразных   форм акций.

Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей и детей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, детей и родителей.

4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

 Месяц

Тематика

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

сентябрь

Российские Дни леса

Подготовка к празднику «Люблю березку русскую»

«Посади дерево и сохрани его»

Поделки из овощей «Чудеса на грядке»

октябрь

Акция «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево» в рамках «Возвращённый лес» 

Экскурсия в библиотеку

Конкурс стихотврений о книгах

Трудовой десант  «Лечим»   книги

Участие в конкурсе методических разработок для педагогов по экологии (в ДОУ).

ноябрь

Всемирный день домашних животных

- Беседы

Просмотр  познавательных  фильмов о животных с дальнейшим обсуждением.

Фотовыставка «Мой домашний питомец»

Консультация « Домашний питомец   в жизни ребенка»

Декабрь

Акция «Живи елочка» -

Изготовление с детьми елочек из бросового материала

Январь-февраль

Акция  «Поможем пернатым»

Беседа «Поможем пернатым»

Выступление агитбригады во всех группах детского сада.

Подготовка листовок

«Покормите птиц зимой»

Совместное оформление выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию

Март

Акция «Лес-наше богатство»

Занятие-игра «Лес-наше богатство»

Оформление гербарий «Лекарственные растения родного края»

Тематические занятия   «Бережем лес от пожара», «Растения под охраной»

Апрель

Акция

«Сохраним нашу Землю»

Общесадовский праздник

«День Земли»

 ( ведущая Земля-  Баканова А.Н.)

Выставка поделок «Сохраним нашу землю»

Подготовка к общесадовскому празднику «День Земли»

Май

Месячник благоустройства территории детского сада

Конкурс чтения стихотворений о природе родного края, птицах, растениях и животных Участие в субботнике «Каждую соринку - в корзинку»

Памятки для родителей «Учите чувствовать природу»«Маршруты выходного дня»

Участие в субботнике

 «Каждую соринку - в корзинку»

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. Изд. Центр Академии, 1986.

2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: формирование грамматического строя речи [Текст]: Методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2004.

3. Акимова, Г.Е. Лучшие игры для детей от 2 до 7 [Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В. Фёдорова, Е.Н. Яковлева. - СПб.: ИД "Весь", 2002. - 192с.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение , 1991.

5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева. - М.: Просвещение РФФСР, 1987.

6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2.

7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков. - 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1986. - 128 с.

8. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.

9. Доронова, Т.Н. Радуга: программа и руководство для воспитателей [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 1993.

10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / С.Л. Новосёлова, Е.В. Зворыгина и [др] ; под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.

11. Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких [Текст] / И.А. Ермакова. - Санкт - Петербург: Издательский Дом "Литера", 2006.

12. Лямина, Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста [Текст]: метод. пособие / Г.М. Лямина. - М.: Айрис-пресс, 2005.

13. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Павлова. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.

14. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982.

15. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми раннего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов дошк. учр. / С.Н. Теплюк. - М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"

В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...

Перспективный план для детей 2-4 лет по развитию речи с помощью дидактических игр экологического содержания

Перспективный план содержит разнообразные дидактические игры по экологии, способствующие развитию речи детей....

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...

Опыт работы воспитателя по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

В данном опыте раскрываются особенности развития связной речи дошкольников; условия, методы, приемы их развития....

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"...

Опыт работы по теме «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Хорошая речь —важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическ...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...