Особенности развития активного словаря детей трех лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Пинчук Екатерина Вячеславовна

Одним из важнейших аспектов полноценного развития ребенка, является понятие речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_aktivnogo_slovarya_detey_treh_let.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития активного словаря детей трех лет

Исследования по физиологии высшей нервной деятельности ребенка показывают, что отделы головного мозга, ответственные за речь (зона Брока), намечаемые в эмбрионе последних месяцев, завершают свое формирование уже при жизни ребенка, после 1,5 – 2,0 лет.

Уровень развития мышления у человека в онтогенезе в целом опережает возможности речевого выражения. Поэтому общая тенденция развития ребенка выражается последовательностью: «от действия к мысли» (А. Валлон) – «от мысли к слову (Л.С. Выготский).

И.А. Зимняя разрабатывает трехфазную модель строения речевой деятельности, которая по мнению, В.П. Глухова, является наиболее приемлемой с точки зрения методики речевой работы:

  1. Побудительно-мотивационная фаза – представляет собой сложное взаимодействие коммуникативно-познавательной потребности (личное желание осуществить речевую деятельность), коммуникативно-познавательного мотива (осознанная, опредмеченная потребность) и цели речевой деятельности;
  2. Ориентировочно-исследовательская фаза – предполагает ориентировку говорящего в ситуации речевого общения (выделяет такие параметры ситуации, как место, время, тему, цель, участников и др.);
  3. Исполнительная фаза – предусматривает операцию контроля за осуществлением деятельности и ее результатами (Внешне выраженные: речь и письмо; внешне не выраженные: слушание и чтение).

Далее обязательно нужно рассмотреть само развитие словаря в целом.

Д.Б. Эльконин выделил следующие факторы, способствующие развитию словаря:

  1. Развитие представлений ребенка об окружающей действительности. У ребенка обогащается словарь по мере его знакомства с признаками, явлениями, новыми предметами;
  2. Речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком;
  3. Социальная среда, в которой воспитывается ребенок.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Активный словарь – это лексические единицы, особенно часто использующиеся для обозначения мыслей на письме и в устной речи.

Степень развития активного словаря – это любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребенка.

Э.Г.Азимов рассматривает пассивный словарь с двух сторон. С точки зрения лингвистики автор считает, что пассивный словарный запас – это  часть лексических единиц языка, употребление которых ограничено. Пассивный словарь служит для приема устной (аудирование) и письменной информации (чтение).

С точки зрения психолингвистики пассивный словарный запас – это совокупность лексических единиц, которые понятны носителю языка (изучающему язык), но не употребляются в спонтанной речи.

Границы между пассивным и активным словарями подвижны: слово активного словарного запаса со временем становится пассивным, если им не пользоваться в говорении и письме; слово пассивного словаря при благоприятных условиях может быть активизировано и употреблено в речи в нужный момент.

Таким образом, пассивный словарь – это те слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

В возрасте около 2 лет и особенно на третьем году жизни ребенок по своей инициативе начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры.

В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу 2-го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребенок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. Его поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого, в связи с чем складываются элементы произвольности.

Также формирование активного словаря влияет на социализацию ребенка. Социализация предусматривает социальное взаимодействие дошкольника с окружающим обществом.

Таким образом, исходя из вышесказанного, в ходе обучения нужно развивать потребность в речевой коммуникации, формировать мотивы к использованию речи в различных формах деятельности ребенка: в игровой, учебной, предметно-практической. Целенаправленная работа по развитию этого этапа речевой деятельности должна проходить в специально созданных речевых ситуациях, с меняющимися параметрами: место общения, коммуникативные роли участников общения, цель общения. Изменение того или иного параметра влечет за собой изменение формы отображения предмета речи в речевой деятельности, стиля речи, соответственно и выбора речевых средств, что закономерно требует специальной коррекционной-развивающей работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2010.
  2. Арапов, М.В. Лингвистический энциклопедический словарь.  М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
  3. Валлон, А. От действия к мысли.  М.: Иностранная Литература, 1956 г.  238 с.
  4. Выготский, Л.С. Мышление и речь – М.: Лабиринт, 1934.
  5. Дронов, П.С. Общая лексикология. – М.: Языки славянской  культуры, 2015.
  6. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – М.: Акад, 1972.
  7. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: АПН РСФСР, 1958.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование на тему " Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством иллюстраций"

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений по развитию активного словаря дошкольников. Раскрываются методы и приемы, позволяющие эффективно осуществлять совмест...

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, способствующие развитию активного  словаря детей младшего дошкольного возраста.  «Чьи детки?»Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; ...

"Использование дидактических игр в развитии активного словаря детей среднего дошкольного возраста"

Цель: повысить речевой уровень детей,  развивать активный словарь....

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Игра-играет вжную роль в рзвитие речи ребенка. Предлагаю для вас конспект игр....