Словесные игры
статья по развитию речи

Бурмистрова Ольга Михайловна

Статья о пользе словесных игр для детей дошкольного возраста. Примеры словесных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry_statya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры

«Люди никогда не проявляли

большего таланта,

чем в изобретении игры»

Готфрид В. Лейбниц

В своей педагогической деятельности, на мою просьбу «побольше общаться с ребёнком дома», я слышала в ответ: «А зачем с ним (подразумевая своего малыша) разговаривать? Он же всё равно ничего не понимает, он же ещё маленький.» « И о чём можно с ребёнком разговаривать?»

И вот сегодня я предлагаю Вам поговорить о словесных играх. Играх, которые не займут много времени или много подготовки. В эти игры можно играть где угодно: в дороге, во время купания, в ожидании очереди и даже на кухне, когда Вы готовите, и ребёнок крутится около Вас. Словесные игры помогут, если затрудняетесь выбрать тему разговора с малышом.

В давние времена, когда ещё не все умели писать, читать, вся информация передавалась словесно и сказки в том числе. Потом люди стали придумывать способы запоминания полученной информации: зарисовывать, составлять стихи, для лёгкого запоминания и повторения. Так постепенно стали появляться словесные игры. Впоследствии взрослые поняли всю важность и пользу словесных игр, игр со словами, и стали специально разрабатывать игры для развития ребёнка. В первую очередь и главным образом у ребёнка развивается речь: пополняется и активизируется словарный запас, учится правильному звукопроизношению, словообразованию. Малыш наблюдает за Вашими губами в процессе разговора, соответственно он следит за артикуляцией и пробует её повторить. Ребёнок учится выражать свои мысли и составлять рассказы, что непосредственно ему поможет в дальнейшем хорошо писать сочинения и изложения. Дети решают мыслительные задачи, соответственно развивается мыслительный процесс; учатся отгадывать по описанию. А главное, благодаря словесным играм, ребёнок учится слушать и слышать собеседника.

Уважаемые взрослые тратьте драгоценные свободные минутки на общение с детьми. Играйте с ними в простые, не сложные игры. Посмотрите внимательно в глазки малыша, в момент Вашего разговора с ним. Вы точно увидите, как глазки светятся, как малыш ловит каждое Ваше слово, пытается его повторить. Даже с совсем маленькими детками важно разговаривать, общаться, петь ему пестушки и потешки. Ребёнок не только будет слушать голос любимых родителей, но и развиваться быстрее.

О пользе словесных игр ещё долго и много можно говорить. Я предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов словесных игр:

"Отгадай-ка"

Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры:

Ребёнок выбирает предмет и даёт описание предмета (придумывает загадку), а взрослый или другой ребёнок отгадывает. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет.

В процессе игры взрослый следит за тем, чтобы ребёнок при описании предметов называл их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребёнку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

Примеры описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).

"Где был Петя?"

Цель игры: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей.

Игру можно провести на воспоминания ребёнком, что он видел в детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

Ход игры.

Взрослый предлагает ребёнку, рассказать о том, что он видел и делал в детском саду. Но, куда он заходил и, что там видел, взрослый должен отгадать. Называть помещение нельзя, надо описать, что там и что делают.

Приведу примерные описания, которые могут придумать дети: «Я зашёл в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Елена Ивановна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная.) «Я был в комнате, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая». (Зал.)

Так же можно поиграть, на тему «в доме», «в большом магазине» и т.д.

"Кто больше увидит и назовёт"

Цель игры: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребёнок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у неё белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла даёт ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

В эту игру можно играть по дороге в садик, магазин и т.д. Окружающие предметы увидеть и обозначить внешние признаки.

"Назови одним словом"      

Цель игры: закрепить представления детей об обобщающих словах.

— Вспомни, на чём ты спишь? (На кровати.) Куда кладёшь свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чём мы сидим? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?

— Что кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?

— Сели мы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок: глубокой и мелкой.)

— Ты любишь играть. Что для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

В целом словарная работа направлена на подведение ребёнка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

"Хлопни – топни"

Цель игры: переключение внимания.

Взрослый называет слова, а ребёнок хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность (одежду, мебель и т.д.); топнуть ногой на слово, обозначающее животное (транспорт, продукты и т.д.).

Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, стирательная резинка, муравей.

"Четвертый лишний"

Цель игры: развитие логического мышления. 

Ребёнку называют несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить своё решение.

Варианты группы слов:

Ромашка – ландыш – сирень – колокольчик;

Саша – Коля – Маша – Егорова;

Заяц – лось – овца – волк;

Диван – кровать – тетрадь – парта;

Ухо – лицо – нос – рот;

Щука – рак – карась – окунь;

Молоко – сливки – сметана – сало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем в словесные игры

Своевременное и полноценное развитие речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Проект «В словесные игры играем – речь развиваем.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 г. Йошкар - Олы «Елочка»Название проекта «В словесные игры играем – речь развиваем.»Ин...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....