Доклад из опыта работ «Использования приема мнемотехники».
статья по развитию речи (старшая группа)

Николаева Галина Валериановна

 Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму — четырем основным видам речевой деятельности. В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимают ведущее место. К основным задачам развитии речи, которые мы решаем на протяжении всего дошкольного возраста можно отнести: обучение связной речи, воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. Одна из ведущих задач речевого воспитания ребенка является обучение связной речи. Обучение связной речи воспитанника происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава и грамматического строя языка. Мои наблюдения за воспитанниками показали, что потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Дети мало общаются, речевой опыт ограничен, разговорная речь бедна и малословна, резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевиденье, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_opyta_raboty.doc862 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

по средствам использования приема мнемотехники».

Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить свой опыт работы. Свое выступление я хотела бы начать словами известного педагога:                          

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»

                                                К.Д.Ушинский

             Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму — четырем основным видам речевой деятельности. В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимают ведущее место. К основным задачам развитии речи, которые мы решаем на протяжении всего дошкольного возраста можно отнести: обучение связной речи, воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. Одна из ведущих задач речевого воспитания ребенка является обучение связной речи. Обучение связной речи воспитанника происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава и грамматического строя языка.

           Мои наблюдения за воспитанниками показали, что потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Дети мало общаются, речевой опыт ограничен, разговорная речь бедна и малословна, резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевиденье, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

          Одной из основных целей работы с воспитанниками является формирование полноценной речевой деятельности. То есть, при выполнении любого упражнения нужно не только формировать средства языка (словарь, произношение, фонематические процессы, грамматический строй), но и обучать связности высказывания.  

           На сегодняшнем этапе, одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наравне с общепринятыми приемами и принципами вполне оправданно использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. В данном случае результативным средством при обучении связной речи ребенка служат приемы мнемотехники. Это связанно с тем, что у детей память носит непроизвольный характер, то есть они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

          Мнемотехника – система разных приемов, которые помогают легче запомнить и улучшить объем памяти с помощью дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал запоминается лучше вербального.

             Особенность методики – на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

          Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна - сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Николаевна - предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа, Большова Т.В.- коллажем. 

            В своей работе мы используем:

  • Мнемоквадраты. С их помощью   дети преобразуют абстрактные символы в образы и слова.
  • Мнемодорожки. Составление рассказа.
  • Мнемотаблицы. (Используем при заучивании стихов и закрепления пройденного материала).

      В процессе работы над этой темой собран определенный наглядный материал, который я предлагаю Вашему вниманию.

100_3392

             Серия таблиц «Составления описательных рассказов о народных промыслах».     100_3394 100_3405

                 Серия мнемотаблиц для заучивания стихов

           100_3398

                 Мнемотаблицы для описания и сравнения животных.

            100_3404

                Мнемодорожки для составление рассказа про осень.

            Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, временах года. Эти схемы помогают воспитанникам самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, обогащают словарный запас детей.

          Чтобы смастерить карточки, схемы не нужно быть настоящим художником: любой педагог способен нарисовать такие символические изображения предметов и объектов.

            Большую роль в развитии речи детей играет современная предметно-развивающая среда:

             В развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах организованы книжный уголок и «полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, фотоальбомы, книжки-самоделки созданные детьми и их родителями, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Со старшей группы вводятся детские журналы и газеты. В группе «Звездочки» силами родителей распечатаны портреты детских писателей и поэтов. Ежедневно читаем произведения по программе, заучиваем стихи по мнемотаблицам и знакомим с авторами произведений.  Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаем в помощь готовую схему и показываем, как можно последовательно составить рассказ. Прослушиваем сказки в аудиозаписи. Развиваем у детей способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, прослушанного.      

              Уголок театрализованной деятельности, с различными видами театра, способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии, помогает дошкольникам проявить свои личностные качества при обыгрывании персонажей сказок, потешек по ролям.

            Зона для сюжетно-ролевых игр наполнена необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, которые заменяют настоящие. Эта зона важна и необходима, потому что именно в игре, в специально созданных условиях, у дошкольников происходит обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи. Этот опыт в дальнейшем поможет им во взрослой жизни.

     В группе отведено место для дидактических игр, среди которых много настольно- печатных игр (это «Узнай по контуру», «На что похоже», «Забывчивый художник», «Аналогии», «Временам года» и т. д.),  речевые игры (это  «Кто что делает?», «Целое — часть», «Объясни?», «Скажи по — другому», «Скажи наоборот», «Скажи коротко» и т. д.), игры на внимание (это «Назови детали картины», «Классификации» и т. д.), игры на установление связей между предметами («Что с чем?», «Ассоциативные ряды или круги» и т. д.), сенсорные и языковые игры. Их использование в работе позволяет детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

     Таким образом, предметно-развивающая среда была создана и способствует развитии речи у воспитанников.

     Так же с детьми проводятся и воспитательные мероприятия. Наши дети частые гости национальной библиотеки, где им рассказывают о происхождении книг, о их многообразии. Традицией в нашем саду стало и проведение конкурсов чтецов: «Мы помним! Мы гордимся!».  Организовываем целевые прогулки, где наблюдаем природными изменениями, за растением, за деревьями.

     Работая с детьми, я пришла к твёрдому убеждению: использование приемов и методов мнемотехники оказались одними из результативных. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, появляется желание, пересказывать тексты, появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек, пополняется словарный запас. У детей повысился уровень познавательно речевого развития.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

Обобщение опыта работы "Использование приемов мнемотехники в области "Познавательное развитие" (Формирование целостной картины мира) "

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, н...

Доклад из опыта работы: «Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Основой   умственного воспитания  детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, к...

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....

Из опыта работы. "Использование приемов мнемотехники для развития речи старших дошкольников"

Отчет о работе кружка  по развитию связной речи  средствами приемов мнемотехники "От слова к слову"....

Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...

Представление опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:·         односложная, состоящая лишь из простых предложений...