«Формы работы по приобщению детей к чтению»
материал по развитию речи

Фролова Евгения Владимировна

«Формы работы по приобщению детей к чтению»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_po_priobshcheniyu_detey_k_chteniyu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы работы по приобщению детей к чтению»

Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу. Поэтому, педагогам необходимо находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами.

Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки.  Так, например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К.И.Чуковскому, А.С. Пушкину, А.Л.Барто, Е.И.Чарушину, А.Линдгрен, С.Я. Маршаку и татарским писателям Г.Тукаю, М.Джалилю, А. Алишу.

Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятия «Как книга детям пришла» и «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.   Можно организовать выставки, как  «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие» и др. В их оформлении могут принять участие  дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

Следующая форма работы –создание книг-самоделок. Одно дело –прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Можно создать книгу по произведениям детских писателей, но можно и по сказкам, которые дети придумывают сами.  Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин  произведения.  Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С.Я. Маршака исполнится -90 лет, «Аленькому цветочку» С.Т. Аксакова -155 лет.

Особый интерес вызывает оформление  макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать как сами дошкольники, их родители и педагоги.

Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах.

Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.

Еще одной формой приобщения детей к книгам является  посещение занятий в районной библиотеке.

 Можно провести с детьми подготовительной группы интеллектуальный марафон. Он может быть представлен как итог проекта. Мероприятие поможет понять, насколько хорошо дети знают произведения писателей и поэтов, умеют ли они читать стихи русских классиков и татарских поэтов.

Главным результатом всей проведенной работы должен стать интерес к книге.

Деловая игра

«Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»

Ведущий: А сейчас предлагаю немного поиграть.

(педагогов просят разбиться на 3 группы, каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми)

Методы и приемы ознакомления с художественной литературой

 

метод        

приемы

словесный        

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

практический        

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

наглядный        

Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Деловая игра

«Расположи задачи в порядке возрастания»

Ведущий В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Вы все хорошо их знаете. Предлагаю в игровой форме проанализировать эти задачи.

(Воспитатели разбиваются на группы. Им предлагаются отдельные задачи, на доске написаны названия возрастных групп. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения.)

Игра «Оформи  книжный уголок»

Ведущий: Одним из средств  ознакомления детей с художественной литературой         является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:

рациональное размещение в группе;

соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

соответствие интересам детей;

постоянная сменяемость;

эстетическое оформление;

востребованность.

Ведущий: теперь разделитесь на 3 команды, и мы с вами поиграем в  оформление книжного уголка.

(Педагоги разбиваются на 3 команды, каждая из которых будет соответствовать определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе).

Конкурс детских  стихов среди воспитателей и специалистов

Ведущий: Исходя из интересов наших воспитанников  мы должны хорошо уметь рассказывать стихи для детей и о детях. Предлагаю вам устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца. Победителя будем выбирать вместе

Анализ анкет родителей воспитанников

Ведущий: В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо провести анкетирование и проанализировать полученные результаты. Анализ проводится по следующей схеме:

количество родителей, принимавших участие в анкетировании;

статистика полученных ответов (на все ли вопросы ответили родители наших воспитанников);

результаты;

предложения и пожелания родителей.

Презентации консультаций для родителей

Ведущий: Исходя из результатов анкетирования вы должны были подготовить консультации на тему  «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» для родителей воспитанников своей возрастной группы. Представьте свою работу, а мы ее обсудим.

Подведение итогов

активизировать работу по ознакомлению с детей с книгой, используя разнообразные методы и приемы;

создать в детском саду библиотеку детских книг;

создавать проекты с использованием новых  форм работ.

Формы работы по приобщению детей к чтению

Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу. Поэтому, педагогам необходимо находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

 

            Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении, как с дошкольниками, так и с педагогами. Работа с детьми по развитию речи детей, по ознакомлению детей с художественной литературой в нашем детском саду постоянно ведется.  Проводились  консультации для педагогов и родителей «Роль детской книги в речевом развитии детей», «Ознакомление детей с литературой». Педагогические советы с педагогами на тему: «Активизация речи детей в разных видах деятельности». Воспитатели обменивались опытом своей работы по данной теме. Темы были разные, например «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» ( Гайсина Р.М.), «Упражнения на артикуляцию компонентов речевой деятельности детей» (логопед – Раянова Э.М.), «Формирование связной речи у старших дошкольников» (Салахова С.А.), «Формирование связной речи у младших дошкольников» (Каримова А.М.), «Сказка в работе с младшими дошкольниками» (Яриева А.С.). Анкетирование родителей и воспитателей по этой теме. По итогам тематических проверок в группах по теме: «Эффективность воспитательно – образовательной работы по развитию речи детей в ДОУ» видно, что педагоги любят данный раздел программы, творчески подходят к его реализации.

^ Выделяются следующие интересные формы работы:

 ·        Традиционными являются оформление уголков чтения в группах. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей. Литература периодически меняется. Должны выставляться те произведения, которые проходят на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Обязательно должен учитываться и региональный компонент. Использовать творчества своих писателей.

 ·        Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Например, К.И. Чуковскому, его портрет, его произведения, знакомые детям. А.Л. Барто и ее произведения

 ·        Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографией и творчеством писателей. Так, им интересны не только сами стихи А.Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

 ·        ^ Проведение литературных вечеров, досугов, развлечений по разным темам, например «Мир сказок», «Книга – мой лучший друг», и т. д

 ·        Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Могут чинить не только книги из своей группы, но и помогать малышам в этом.

 ·        ^ Проведение занятия «Как книга пришла к детям» и «Из прошлого книги», «Откуда берут бумагу?»,  чтобы дети знали, что для издания одной книги необходим труд многих людей, трата огромного количества древесины.

 ·        ^ Очень интересными  являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Например, «Наши любимые книги», «Мир сказок», «По страницам сказок».

 ·        ^ Следующая форма работы – создание книжек – самоделок. Одно дело -прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, а есть и такие, которые дети придумывают сами. Можно организовать выставки детских книжек, сделанные своими руками.

 ·        Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения.            «Книжкины именины»

 ·        Еще один интерес  вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок. В оформлении макетов участвуют сами дети и педагоги

 

 ·        Проведение интеллектуального марафона «Мы дружим с книгой», для повышения интереса де6тей к книгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....

Консультация для воспитателей "Формы работы по приобщению детей к чтению"

В консультации представлен материал для воспитателей по приобщению детей к чтению....

Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».       В. Сухомлинский   Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...

Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».       В. Сухомлинский   Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...

Формы работы по приобщению детей к чтению

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....

Презентация на тему «Формы работы по приобщению детей к чтению»

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества».                         ...

Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами  работы по приобщению детей к чтению художественной литера...