Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста
материал по развитию речи

Теплоухова Данна Алексеевна

В данном обобщении теоретического материала представлен анализ  методической литературы по вопросу развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Сказка»

г. Мичуринска Тамбовской области

Теплоухова Данна Алексеевна

воспитатель

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………….…..2

Анализ методической литературы по вопросу развития диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………….............................................................10

Из опыта работы……………………………………………………………………..........................13

Выводы……………………………………………………………………………………………….13

Литература……………………………………………………………………………………………14

Приложение…………………………………………………………………………………………..20

Введение

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Определение  диалога дал известный русский  лингвист Л.П. Якубинский: Диалог  – не только форма речи, но  ещё и «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно». В своей работе «О диалогической речи» Л.П. Якубинский  в главе IV  «Об естественности диалога и искусственности монолога» отмечает, «нет речевых взаимодействий вообще там, где нет диалога, но есть такие взаимодействующие группы, которые знают только диалогическую форму, не зная монологической».

Т. Г. Винокур в работе «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи» так определяет диалог с точки зрения специфики языка: «...можно определить диалог как особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент ее является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик».

Если говорить о детях дошкольного возраста, то они овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М. М. Бахтин).

Развитие диалогической речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

1. Анализ методической литературы по вопросу развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Многие известные психологи и педагоги занимались вопросом изучения развития диалогической речи дошкольников. Например, С.А. Рубинштейн, А.И. Леушина,  Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев занимаясь данной проблемой, доказали, что у детей диалог предшествует  монологу.  Ф А Сохин в своих исследованиях отмечает тесную связь речевого и умственного развития.

А.М. Леушина, изучая особенности развития связной речи, собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и условиях общения. Автор отмечает тот факт, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной только для детей дошкольного возраста и что даже у самых маленьких дошкольников при определённых условиях общения возникает и проявляется контекстная речь. Вместе с тем обнаружился тот факт, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются проявления ситуативности и нарастают черты контекстной речи детей, даже при задачах и условиях стимулирующих ситуативные формы речи. На этой основе автор приходит к выводу о том, что диалогическая речь является первичной формой речи ребёнка. «Основной специфической чертой ситуативной речи, - отмечает А.М. Леушина, - является то, что она имеет характер разговора. Будучи средством непосредственного общения ребенка, с близкими людьми, понимающими его с полуслова, она является грамматически менее оформленной».    

Методика проведения разговора с детьми излагается в работах Е.И.Тихеевой и Е.А.Флериной. Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е.А.Флериной. Роль обобщающей беседы и методика ее проведения находят отражение в фундаментальном исследовании Е.И.Радиной. Представляют интерес и сегодня ее мысли о принципах отбора содержания для бесед, месте беседы среди других методов, структура беседы и приемы активизации мышления и речи детей. Дальнейшее развитие идеи Е.И.Радиной можно найти в публикациях Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой и других.

Интересен опыт специалистов, которые считают, что умению вести диалог нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). В развитых формах диалог — не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение.

Можно сделать вывод, что развитию диалогической речи посвящались немногие работы методического характера: Е.И. Тихеевой (30-40-е гг.), Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, О.И. Соловьевой (50-60-е гг.), A.M. Бородич, Ф.А. Сохина (70-80-е гг.), А.Г. Арушановой, В.И. Яшиной (90-е гг.). Экспериментально исследоваться вопросы развития диалогической речи стали недавно (Н.К. Усольцева, И.С. Низаметдинова, A.B. Чулкова, A.A. Соколова), поэтому некоторые аспекты проблемы развития диалогической речи до сих пор не изучены.

Анализ классических и современных лингвистических источников, характеризующих диалог (М.М. Бахтин, Е.А. Брызгунова Т.Г. Винокур, J1.B. Щерба, Л.П. Якубинский, Н.С. Рождественский и др.), выявил необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Данное представление привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи: дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их. Другим видам диалогических реплик внимания не уделяется. Назрела необходимость в теоретическом обосновании и уточнении содержания развития диалогической речи.

В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию образования, в том числе дошкольного, востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой детской жизнедеятельности. Между тем большинство методических рекомендаций (Е.И. Тихеева, Е.И. Радина, Е.А. Флерина, A.M. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина) рассматривают разговоры и беседы педагогов с детьми как единственные способы развития диалогической речи дошкольников.

Например, в учебном пособии Бородич А. М. «Методика развития речи детей»  рассматриваются  основные вопросы  формирования диалогической речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.

В книгах Ушаковой О. С. «Развитие речи дошкольника» и в «Программе и методике развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», автор-составитель Ушакова О. С. описывает некоторые приемы развития диалогической речи детей. Она считает, диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична.

В хрестоматии по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста (авт. // Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина) говорится о том, что формирование диалогической речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед.

Т. И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. подчеркивают, что на протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.

Таким образом, развитие диалогической речи на современном этапе дошкольного образования требует обновления содержания работы и внедрения новых средств и технологий работы с детьми с учетом состояния педагогической науки, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Использованию игровых технологий в развитии диалогической речи в настоящее время посвящены современные исследования.

Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова).

Интересен опыт Арушановой Аллы Генриховны, специалиста по дошкольному воспитанию, кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Арушанова А. Г. в своей книге «Речь и речевое общение детей» представила один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». В ней обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми. В помощь воспитателю в издании приведено большое количество грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций. В другом пособии «Игровые диалоги», предназначенном для индивидуальной работы по развитию связной речи детей в детском саду и семье автор предлагает игровой материал, который поможет развить у ребёнка умение создавать воображаемые ситуации и сочинять необыкновенные истории. На материалах пособия можно провести серию речевых занятий и упражнений, продиагностироватъ уровень развития речи ребёнка.

Также она отмечает, что полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и др.). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

В статьях на тему диалогического общения авторов Арушановой А.Г., Рычаговой Е.С, Дуровой Н. даны некоторые сценарии для детей 3-5 лет по развитию диалогической речи. Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками. Авторы разработали сценарии и внедрили их в практику развития диалогического общения в дошкольные учреждения. В качестве основной формы обучения они использовали игры-занятия. Данный материал можно найти на страницах журнала «Дошкольное воспитание».

Также данными авторами (Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Дурова Н.В., Иванкова Р.А.) были выпущены книги «Истоки диалога 3-5 лет» (в пособии рассматриваются такие формы организации диалога, как сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами, особое внимание уделяется самодеятельной сюжетно-ролевой игре); «Истоки диалога 5-7 лет» (рассматриваются такие формы организации диалога, как сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами, особое внимание уделяется самодеятельной сюжетно-ролевой игре).

         Рычагова Елена Сергеевна в своей диссертации «Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей четырёх-пяти лет в игре» рассмотрела использование в работе с дошкольниками игр-драматизаций и инсценировок как метод развития диалогического общения детей; развивающих речевых игр как метод формирования элементарного осознания языковой действительности; показала роль самодеятельных игр детей для развития диалогического общения со сверстниками и взаимосвязь организованных взрослым игр с разными видами деятельности по инициативе детей. В соавторстве с Арушановой А.Г. были написаны статьи «Методы развития диалогической речи детей», «Развитие диалогического общения детей со сверстниками средствами дидактической игры» и др.

Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

Интересно пособие  «Формирование диалога у дошкольника» (автор А. В. Чулкова). В пособии определены этапы, уровни и условия формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Разработаны методика формирования диалога у дошкольников, серия дидактических речевых игр для обучения детей в детском дошкольном учреждении. Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.

В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие): «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин», « Разговор по телефону», « В гостях у куклы».

Сюжетно-ролевые игры тоже способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

Методическое пособие «Учимся общению» (авторы-составители: Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. и др.) включает программу, методические рекомендации по формированию у дошкольников коммуникативных навыков. В данном пособии показана эффективность игр-диалогов. Это особый вид сюжетно-ролевых игр, в которых сочетаются игровая ситуация, дидактическая задача и взаимодействие действующих лиц. Тематика игр-диалогов может быть различной: разговор по телефону, приглашение гостей, встреча гостей и т.п. Пособие интересно тем, что приложен богатый практический материал: планирование, конспекты занятий, сценарии развлечений, литературный материал.

Таким образом,  можно отметить, что многие известные педагоги эффективным методом развития диалогической  речи считают разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Современными педагогами рассматривается возможность развития диалогической речи дошкольников посредством уже компьютерных игр. Проблемы использования компьютера в образовательном процессе ДОУ рассматривались во многих исследованиях, доказавших высокий образовательный потенциал компьютерных технологий (И.Г. Белавин, В.М. Бондаренко, H.A. Волкова, Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, Г.П. Петку и др.). Особую роль в развитии дошкольников исследователи отводят компьютерным играм (Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку и др.).

Бизикова Ольга Анатольевна, к.п.н. в своей научной работе «Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр»

доказала целесообразность обновления содержания работы по развитию диалогической речи у старших дошкольников, включение в него формирования совокупности диалогических умений, необходимых для ведения полноценного диалога: умений вступать в диалог при помощи разнообразных реплик - стимулов (вопросов, сообщений, побуждений); умений адекватно реагировать на любые реплики - стимулы (коммуникативно и целесообразно, толерантно и вежливо реагировать на сообщения и побуждения); умений соблюдать правила культуры диалога. Показала повышение результативности развития диалогической речи у старших дошкольников путем включения комплекса интегрированных традиционных и компьютерных игр в игровую технологию, предполагающую: обновление содержательной части технологии путем дополнения задач по формированию диалогических умений, связанных с использованием реплик из диалогических единств «вопрос - ответ», «сообщение - реакция на сообщение», «побуждение - реакция на побуждение» и с соблюдением правил культуры диалога; наличие этапов формирования диалогических умений (сенсорного, репродуктивного, конструктивного, творческого), обусловленных логикой усвоения речевых умений детьми, и мониторинга процесса и результата реализации технологии развития диалогической речи.

Экспериментальная проверка технологии доказала эффективность использования комплекса интегрированных традиционных и компьютерных игр как средства развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, что проявилось в повышении уровня их общительности, сформированности диалогических умений и общего уровня развития диалогической речи и культуры диалога.

В пособии Бизиковой О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» представлены подвижные, дидактические игры, литературный материал для игр-инсценировок с детьми, предназначенные для развития диалогической речи дошкольников. Весь материал сборника структурируется в соответствии с единицами диалога, которые предстоит усвоить детям, а также с этапами развития у них диалогических умений.

Полученные выводы являются основой для определения новых направлений освещения данной проблемы, разработка которых может иметь принципиальное значение не только для теории, но и для практики развития диалогической речи у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Интересным и целесообразным, на наш взгляд, является исследование игровых технологий развития диалогической речи у детей на более ранних этапах дошкольного детства (младший и средний возраст). В пособии Т. Воробьевой, О. Крупенчук «Речь и мяч» игры на речевое развитие можно использовать уже с 1 младшей группы («Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг», «Мяч передавай – слово называй», «Скажи ласково», «Тебе мячик я бросаю и животных называю» и другие). Также можно использовать игры парами В.И. Селиверстовой, Н.А. Уликовой и др.

2. Из опыта работы.

Наш детский сад работает по программе «Детство», где большое внимание уделено вхождению ребенка в мир социальных отношений. Многие разделы программы подразумевают содержательное общение с окружающими людьми, участие в ситуациях, объединяющих детей общей деятельностью. Уже с 3-его года жизни одна из приоритетных задач – «вступать» в контакт с окружающими, используя речевые средства, формировать первые умения культуры общения. Высокий уровень усвоения программы младшими детьми предполагает активность в речевом общении с воспитателями и сверстниками, инициативу в речевых контактах. Но в программе нет методического сопровождения для реализации этих задач.

Изучив проблемы, причины слабого диалогического развития дошкольников, определила для себя цель работы - формирование коммуникативной компетенции младших дошкольников посредством развития диалогической речи.

Успешная реализация обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

1. Обеспечить коммуникативную и игровую мотивацию дидактических заданий и упражнений.

2. С целью развития диалогического общения организовать парное взаимодействие детей в разнообразных видах детской деятельности.

3. Формировать творческие способности в речевом развитии дошкольников.

Педагогические условия развития диалогического общения:

- активизирующее общение взрослого и ребенка

- дидактические игры в парах

- организация парного взаимодействия в разных видах деятельности

В нашем детском саду накоплен определенный опыт работы по коммуникативному развитию младших детей:

- формирование диалогической речи младших дошкольников по технологии А. Арушановой;

- использование игровых методов обучения в формировании творческих способностей детей младшего возраста в рассказывании по картине (Т. Сидорчук, А. Кузнецова);

- развитие речи в играх с мячом (Т. Воробъева, А. Крупенчук);

- обновление содержания работы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста в предметной развивающей среде.

Необходимо было проанализировать, систематизировать имеющийся материал, чтобы повысить результаты диагностик по коммуникативному речевому развитию. Анализ этих работ явился теоретической основой речевого развития младших дошкольников моей модели.

Следующая составляющая опыта работы – педагогические условия развития диалогического общения. В концепции программы «Детство» во всех ключевых позициях отводится важнейшая роль предметной среде, где необходимо предусмотреть:

- субъект-субъектное взаимодействие (доброжелательность, теплые эмоции, уважение личности ребенка – необходимые условия для эффективной работы с ребенком);

- вариативность (разнообразие форм речевого взаимодействия, материалов, игр, пособий);

- диалог в речевом развитии, словотворчество как продукт детской деятельности.

Такой подход к пространству общения прослеживается и у А. Арушановой, по технологии, которой выстраиваю свою работу.

Сценарии активизирующего общения включают разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, имитационные упражнения и др. Обучение по сценариям имеет игровую, коммуникативную мотивацию, проходит живо, интересно и весело. В них выделяется ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизации словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Технология сценариев предполагает проведение их 1 раз в неделю как досуг. Полюбившиеся детям сценарии проводятся повторно спустя 3-4 недели.

Следующее средство развития диалога – игры парами.

Использую дидактические игры парами с лингвистическим содержанием, в которых:

- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные на коллективных занятиях (активизация словарной работы, грамматический строй языка, звуковая культура речи и т.д.);

- дети учатся ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.

Сначала дети учатся правилам общения в играх: соблюдать очередность игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста». Так, в игре «Да или нет», «Угадай по звуку» дети по очереди отвечают на вопросы взрослого. Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из игроков, «замыкая» детей друг на друга, организуя их речевое и игровое взаимодействие. А. Арушанова предлагает учить детей ролям ведущих с 4-х лет. И по моим наблюдениям (при условии организации эффективного парного взаимодействия взрослых и малышей) только в 4 года дети становятся активными ведущими в парных играх.

Дети очень любят общаться со сверстниками-фантазерами. Но фантазиям детей нужно учить. Для этого использую игры Т.Сидорчук и А. Кузнецовой, которые формируют творческие и лингвистические способности детей в рассказывании по картине с младшего дошкольного возраста. Эти игры применяю поэтапно: сначала ставится задача на описание картины, а затем – игры парами. В играх дети учатся определять объекты картины, классифицировать их, составлять образные характеристики объектов, «волшебниками» воспринимать картины различными органами чувств и т.д. Как итог – более сложный вариант: игры-фантазии с перемещением объектов во времени и рассказы детей друг другу от лица разных героев картины. Эти игры пользуются большой популярностью в нашей группе и помогают мне интересно и увлекательно проводить занятия по рассматриванию и рассказыванию по картине. Сформированные у детей умения систематизировать, прогнозировать, преобразовывать и фантазировать в дальнейшем могут использоваться ими при построении развернутых рассказов в общении.

Показателем эффективности коммуникативного развития является сюжетно-ролевая игра, где партнерские связи, диалогическое общение обогащают и развивают ее. Мои воспитанники ролевые действия активно сопровождают специфической ролевой речью. Дети проявляют устойчивость в игровом общении на основе интереса детей друг к другу, к замыслу партнера. Беспроблемно взаимодействуют в подгруппе, пытаются справедливо разрешать споры. По нашим наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряженьем дети больше любуются собой и говорят для себя. Однако при вмешательстве педагога активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа.

Таким образом, опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

Вывод:

Таким образом, развитию диалогической речи детей дошкольного возраста уделяется достаточно большое внимание, которое характеризуется наличием достаточно разнообразного и интересного методического материала. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникационной самодеятельности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Литература:

  1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Дурова Н.В. Истоки диалога (младший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - С. 60-68; 2001. - №1. - С. 53-62; 2002. - №10. - С. 82-90; 2002. - №11. - С. 37-48.
  2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Дурова Н.В. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения. Пятый год жизни // Дошкольное воспитание. - 2003. - №10. - С. 73-81; 2004. - №4. - С. 66-74; - 2004. - №11. - С. 86-94.
  3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений  -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  4. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Дурова Н.В. Истоки диалога: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. -  С. 68-73; - 2008. - №2. - С. 33-39.
  5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – с.138.
  6. Павлова Л.Н., Рычагова Е.С. Развитие речи детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - С. 59-60.
  7. Рычагова Е.С., Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения детей со сверстниками средствами дидактической игры // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. Выпуск 4. - М., 2002. - С. 49-52.
  8. Рычагова Е.С., Арушанова А.Г., Иванкова Р.А. Игровые диалоги: Книга для занятий с детьми - М.: Карапуз-Дидактика, 2005. - 80 с.
  9. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.203.
  10. Учимся общению. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий по культуре речевого общения детей дошкольного возраста.- Тольятти.: Изд-во Фонда «Развитие через образование.-2004.-95с.
  11. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.
  12. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

CЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»

Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения.    Одним  из условий развития диалогической  речи является организация речевой  среды, взаимодействия...

педагогический проект "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР"

В проекте представлены этапы и приемы работы по развитию диалогической речи у детй дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А также освещен теоретический материал на основе современной литерат...

Диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

изучение исходных уровней сформированности диалогической речи у детей 4-6 годов жизни....

Карточки-схемы для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста (интервью)

Карточки-схемы для развития  диалогической речи у детей дошкольного возраста (интервью)...

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Материал содержит исследование, которое заключалось в том, как развивается у детей диалогическая речь....

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...